Слайд 2
Познание- это процесс отражения и воспроизведения действительности в
мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познание
является основным предметом гносеологии (теории познания)
Концепции познаваемости мира: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, сенсуализм и рационализм.
Слайд 3
Концепция, не признающая познаваемость материальных и духовных объектов.
Агностицизм
Слайд 4
Агностицизм
Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира
и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.
(от
греческого agnostos - недоступный познанию)
Предмет человеческого познания лишь то, что доступно чувствам, т.е. один чувственный мир
Термин "агностицизм" был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т.Гексли.
В отношении бога агностицизм выдвигает лишь один тезис – “бога нельзя познать”.
Слайд 5
Представители агностицизма
Древнегреческие философы
Протагор ( ок. 490- ок. 420
до н. э.)
Пиррон ( 360-270 до н. э.)
Слайд 6
Новое время
агностицизм получил классическое оформление в философии Юма и Канта.
Слайд 7
Английский мыслитель Дэвид Юм (1711–1776) писал: “Природа держит
нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет
нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов”.
Он считал, что наши знания — это знания о наших ощущениях, а не о реальном мире. Мы не можем судить о том, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах выйти за его пределы.
Слайд 8
Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) считал, что вне
и независимо от нас существует внешний мир, который, воздействуя на наши органы
чувств, порождает в нас ощущения. Этот мир Кант называет «вещью в себе».
«Вещь в себе» непознаваема
Слайд 9
Формами кантианского агностицизма являлись
«физиологический идеализм» физиолога Мюллера
(1821 – 1858),
«теория иероглифов», немецкого физика и физиолога Г.
Гельмгольца (1821 – 1894).
В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма были конвенциализм Пуанкаре (1854 – 1912) и «технический агностицизм» Башляра (1884 – 1962)
Слайд 11
Скептицизм
(франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий,
исследующий)
концепция, в основе которой лежит сомнение в существовании
какого-либо надёжного критерия истины.
Слайд 12
Представители
Мишель де Монтэнь (1533-92)
«Получать достоверные знания
о
мире нельзя »
За Монтенем возник целый ряд подражателей:
Шаррон, Санхед, Гирнгайм, Ла Мот Ле Вайе, Гюэ, англичане Глэнвиль и Бэкер…
Слайд 13
мир познаваем, границ познания нет,
необходимы лишь время и
средства.
Гносеологический оптимизм
Слайд 14
Гносеологический оптимизм
Направление, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей
человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания
человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя
Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.
Слайд 15
представители
Демокрит, Платон, Аристотель,
Фома Аквинский, Н. Кузанский,
Ф. Бэкон,
Р. Декарт, Ф. Шеллинг, Г. Гегель,
К. Маркс
, Ж.Сартр
Признают положение о познаваемости мира, хотя мир в целом непостижим , так как бесконечен.
Слайд 16
В разуме нет ничего,
чего не было бы
в чувствах
сенсуализм
Слайд 17
Сенсуализм
Направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия —
основная и главная форма достоверного познания.
(от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение)
Основной принцип
сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.
Слайд 18
Крупные философы-сенсуалисты:
Протагор — древнегреческий философ,
один из старших софистов.
Эпикур
Джон Локк
Этьен
Бонно де Кондильяк
Слайд 19
Разум – основа познания и
поведения людей
рационализм
Слайд 20
Рационализм
Направление в теории познания, признающее разум основой познания
и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных
устремлений человека
(от лат. rationalis — разумный)