Слайд 2
«И посадил Господь Бог Рай в Эдеме на
Востоке…»
Это территория Месопотамии, области в среднем и нижнем течении
рек Тигр и Евфрат (Западная Азия)
Слайд 4
Два основных противоположных направления в садоводстве:
Геометрическое (регулярное, формальное)
Естественное
(пейзажное, натуралистическое)
Слайд 5
В планировке регулярного сада используются симметрично расположенные геометрические
фигуры: прямоугольники, ромбы, треугольники, круги.
Этот принцип характерен для древних
садов Востока, Греции и Рима, садов Средневековья и эпохи Возрождения, французских парков ХVII века, садов и парков России конца XVII- первой половины XVIII века.
Слайд 6
Пейзажное направление отличается использованием плавных линий в планировке
сада, повторяющих изгиб дорог, неровности местности, а также свободными
контурами водоемов, лужаек, полян.
Это сады Китая, Японии, ряда других восточных стран, пейзажные парки Европы и России XVIII- начала XIX века, садово-парковое искусство Европы, России, Америки конца XIX- начала XX века.
Слайд 7
Регулярные парки
Древний мир (XXXII век до н.э. –
IV век н.э.)
Египет (XXXII век до н.э. – IV
век н.э.)
Первые сады- рукотворные оазисы- создавались на краю пустынь, а впоследствии стали появляться везде: при храмах, дворцах, домах состоятельных людей.
В планировке садов хорошо просматривалась главная композиционная ось, наличие симметрии, водоемов, аллей и деревьями.
Сирия, Иран, Индия, древний Рим
Дом и сады богатого египетского вельможи в Фивах
Фрагмент настенной росписи XV-XIV вв. до н.э.
Слайд 8
Ассиро-Вавилония (государство Двуречье, VII-VII века до н.э.)
Строительство храмовых
сооружений на террасах- искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью
земли
Сады Семирамиды
Слайд 9
Древняя Греция (XX-I века до н.э.)
Успешное развитие садового
искусства было связано со значительным ростом крупных городов, озеленению
которых уделялось особое внимание.
В Александрии, например, сады, будучи связаны между собой, занимали четверть городской территории.
Сады в Греции характеризовались более свободной композицией, обилием украшений, витых лестниц, фонтанов, приводимых в движение механизмами, посадками крупных деревьев, массой цветов.
В Древней Греции для планировки сада были разработаны и внедрены:
Принцип золотого сечения (система пропорций) 3:5:8
Равновесия
Ритма
Симметрии
Слайд 10
Древний Рим (XIII век до н.э.- IV век
н.э.)
Садовое искусство античного Рима возникло на основе греческого
Характерны:
Фигурная стрижка
растений
Использование скульптуры в убранстве садов
Убранство пергол
Формируются новые типы садов:
Священные рощи, связанные с религиозным культом
Городские общественные и частные сады- перистили (открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой)
Сады при виллах и дворцах
Плоские партерные сады
Слайд 11
Средневековье (IV-XVI века)
С приходом христианства центрами садоводства в
Западной Европе становятся монастыри и замки. Во многих монастырских
садах устраивался особый «травяной сад» с целебными растениями, положившим начало ботаническим исследованиям.
Первый монастырский ботанический сад был основан в итальянском городе Салерно в 1330 году.
На территории монастырей родился прием сады-лабиринты, в которых запутанные ходы-дорожки разделялись стенами стриженной изгороди
Слайд 12
Важную роль в ландшафтном средневековом искусстве Испании сыграли
арабы (мавры), обосновавшиеся на Пиренейском полуострове в VII веке
на семь с половиной веков. В мавританской Испании цветущих садов насчитывалось 50 тысяч
Сформировался даже новый тип сада- мавританский, нечто вроде небольшого дворика (патио), окруженного стенами дома и являющегося как бы продолжением его покоев под открытым небом.
Всемирно известные сады, сохранившиеся до наших дней:
Альгамбра (с 1231) и Генералифе (с 1319)
Слайд 14
Ренессанс (XIV-XVI века)
В эту эпоху искусство создания садов
переживает подлинный расцвет
Композиционными центрами садов становятся различные водяные устройства
Зеленые
насаждения сосредоточивались в основном в боскетах (обособленный участок квадратной или прямоугольной формы, ограниченный дорожками, а внутренне пространство занято деревьями и обрамлено рядами кустов, деревьев)
Своего совершенства достигло топиарное искусство
Вилла Медичи (с 1538) во Флоренции
Слайд 15
Сады Боболи (с 1549) во Флоренции
Слайд 16
Английский сад Хемптон-корт (с 30-х годов XVI века)
Слайд 17
Французский сад Шенонсо (с 1551)
Слайд 18
Барокко (XVII век)
Это новое художественное направление, отличавшееся обилием
украшений, излишней пышностью, динамикой, стремлением удивить всех
Зародившись в Италии
(сад виллы Альдобрандини во Фраскати, с 1598), оно завоевало Францию, Германию, Россию
Расцвет садово-паркового искусства во многом был обязан таланту художника Андре Ленотра (1613-1700)
Парковый ансамбль Тюильри (с 1655)
Слайд 21
Естественно, что у А. Ленотра нашлись многие последователи
в других европейских странах.
Наиболее известны:
Парковые ансамбли Шенбрунн (с 1690)
и Бельведер (с 1714) в Австрии
Сан-Суси (с 1745) в Германии
Сады Измайлова (с 1663)
Московского Кремля (с 1663)
Слайд 22
Век XVIII
В историю зеленого строительства Европы он вошел
как век «зеленой революции», которая заключалась в формировании нового,
английского пейзажного стиля и закате французского, геометрического
Зато в России этот период, связный с именем великого реформатора Петра I (1672-1725), стал поворотным в градостроении и садово-парковом искусстве
Создание первых парадных дворцово-парковых комплексов:
Лефортовский сад (с 1703)
Головинский сад (практически не сохранился)
Слайд 23
Из петербургских первым стал Летний сад (с 1704)
Слайд 24
Начальный этап (1710-1750) возведения дворцово-паркового ансамбля в Царском
Селе
Слайд 27
Ораниенбаум (с 1710, ныне город Ломоносов)
Слайд 28
Пейзажные парки
Страны Востока
Китай
Во времена строительства Великой Китайской стены
(III век до н.э.) при императорском дворце имелся громадный
парк
В I веке парковые участки трансформируются в отдельные пейзажные композиции, где природному окружению придается определенное настроение. Отсюда пошли парки:
устрашающие (темные рощи, грохочущая горная вода)
смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, обилие цветов)
идиллистические (спокойная гладь воды, отраженные в ней облака, зеленые острова)
В X-XII веках, а затем вновь в XIII-XVI веках ландшафтное искусство Китая переживает расцвет. Непременным атрибутом сада, центром его композиции становится вода, множество островов, одинокими камнями
Сад вокруг искусственного озера Бэйхай близ
Пекина (с XII века)
Парк летнего дворца И Хе Юань в окрестности
Пекина (с 1749)
Сад мастера хитросплетений в Сучжоу (1760)
Слайд 29
Япония
Японское садовое искусство зародилось вместе с буддизмом в
VI веке до н.э.
В садах японцы стремились показать неповторимые
картины родных мест. Созерцание и оценка красоты открывающихся пейзажей становятся главным назначением японского сада
Несколько периодов становления:
IV-VIII века- формирование японского стиля на основе китайских садовых композиций и собственных представлений об окружающем мире
IX-XII века- садовое искусство оформляется как специфический жанр со своими канонами
XIII-XIV века- в связи с приходом к власти военных сады становятся частью храмовых сооружений
XIV-XVI века- этот период, приходящийся на новый расцвет национальной культуры, считается классическим
Японский сад как в прошлом, так и в настоящее время немыслим без камня и воды. Вода как основа жизни сада присутствует в нем всегда.
Слайд 30
Комплекс монастыря Бедоин (X век)
Сад камней Реандзи (XV-XVI
века) в Киото
Слайд 32
Страны Европы (XVIII- начало XIX века)
В 40-50е годы
XVIII столетия популярность регулярных садовых композиций падала в связи
со становлением нового пейзажного стиля. Причины тому разные:
входившие в моду сады «под Китай»
появившиеся труды с описанием восточного садового искусства
бытовавшее мнение, что геометрические формы садов исчерпали себя
Самым совершенным произведением пейзажного стиля в Англии является парк Стоу (с 1714), который был спланирован на месте бывшего регулярного
Слайд 33
Парк в Твикенхеме (с 1719)
Парк вокруг дворца Бленхейм
(с 1705)
Сад Русхем (с 1738)
Садовый ансамбль Пэйнсхил (с 1738)
Во
Франции эталоном пейзажного сада, «идиллистического рая» стал парк Эрминонвилль (с 1766)
Среди парков Германии следует
отметить
Сад Вертлиц (с 1765)
Парк Веймаре (с 1778)
Парк Мюскау (с 1815)
Слайд 34
Россия (вторая половина XVIII- начало XIX века )
Пейзажная
часть Екатерининского парка в Царском Селе (город Пушкин)
Парк в
Гатчине (с 1766)
Слайд 36
Парк Монрепо в Выборге (с 1783)
Слайд 37
Из вновь созданных ансамбль Царицыно (с 1776)
Слайд 38
Новые времена. Век XIX- век XX
Появляются озелененные улицы
и бульвары, скверы, общественные парки, места загородного отдыха
Бульвары (первый
был создан в Париже в 1670), становятся неотъемлемой частью многих европейских городов.
Скверы, появившиеся впервые в Лондоне, обычно представляли собой площадь, обнесенную зеленой стеной рядовых посадок деревьев, внутри которой находилась лужайка
Общественные сад (парки) появляются в Англии. Это частные и королевские сады, переданные горожанам
Гайд-парк (с 1826)
Виктория-парк (с 1846)
Их особенность это
многофункциональность: спортивные
комплексы, лодочные станции,
свободные пространства для игр и
спокойного отдыха, многочисленные
кафе, прогулочные дорожки
Слайд 39
Из зарубежных общественных садов хорошо известны:
Английские Беттерси-парк (конец
XIX века) в Лондоне
Сефтон-парк (с 1867) в Ливерпуле
Французские Бют-Шомон
(с 1864)
Булонский лес (с 1852) расположенный в окрестностях Парижа
Центральный парк в Нью-Йорке (с 1857)
Вашингтон парк (с начала XX века)
В России к числу таких парков можно отнести петербургские парки середины XX века:
Парк Александрия
Парк Знаменка
Парк Михайловка
Из московских первым общественным садом стал Александровский (с 1821)
Парк Сокольники (с 1883)
С целью сохранения наиболее ценных природных объектов стали повсеместно создаваться заповедные территории и национальные парки
Йосемитский национальный парк (с 1864)
Йеллоустонский национальный парк (с 1872) в США
Вместе с национальными парками возникают лесопарки, предназначенные для свободного отдыха горожан в природных условиях