Слайд 2
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ
Министерства образования и науки
Российской Федерации
от 17 октября 2013 г.
№ 1155
Зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации
14 ноября 2013 года,
регистрационный № 30384
ФГОС ДО П.2.7
Конкретное содержание указанных образовательных областей
зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей детей,
определяется целями и задачами программы
может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)
ФГОС ДО П.2.11.2.
Содержательный раздел программы должен включать:
а) описание ОД
в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы
Слайд 5
Что такое «культурные практики»?
Под культурными практиками мы понимаем
разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды
самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми
Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов
Слайд 6
Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция
с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование,
экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность.
Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Слайд 7
Зачем нужны культурные практики?
Культурные практики формируют общую культуру
личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические
качества.
Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
Слайд 8
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»
Во второй половине дня
организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности
и творчества в разных видах деятельности.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер
Слайд 9
ПРОГРАММА «НА КРЫЛЬЯХ ДЕТСТВА»
В качестве ведущей культурной
практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство
образовательной деятельности детей и взрослых
В дошкольной группе обычно формируются свои культурные практики взаимодействия детей и педагогов, детей между собой в ходе режимных моментов и организации самостоятельной деятельности обучающихся. При этом складывается своя культурная практика бытийствования в дошкольной группе ДОО, отличающиеся от культурных игровых практик, в которые дети были вовлечены изначально.
Слайд 10
ПРОГРАММА «МИРЫ ДЕТСТВА»
Требованием
Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования…
Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.
Процесс овладения культурными практиками –
это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.
Слайд 11
Что же можно считать культурной практикой?
Совместная игра воспитателя и
детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры).
Ситуации общения и накопления
положительного социально-эмоционального опыта (носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие)
Творческая мастерская предоставляющая детям условия для использования и применения знаний и умений. (например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам , просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки ,игры и коллекционирование.)
Слайд 12
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации
художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных
произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Слайд 13
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для
игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например,
для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность (носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе).
Слайд 14
Организация культурных практик
Разнообразные культурные практики организуются во второй
половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества
в разных видах деятельности.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Слайд 15
Процесс овладения культурными практиками –
это процесс приобретения
универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в
самостоятельной деятельности в предметной среде
Слайд 16
Культурные практики и развитие ребенка
Н.Б. Крылова – кандидат
философских наук
«Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку
нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.
Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки» нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами»
Слайд 17
Основные компетенции педагога, необходимые для социальной ситуации развития
воспитанников
организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных
видах деятельности;
создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий
Слайд 18
Культурные практики в образовании
Новое содержание образования должно основываться
не на доминировании развития памяти ребёнка, что характерно для
«знаниевой» школы, а на развитии его универсальных культурных умений.
Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни.