Слайд 2
Барклай-Де-Толли
(1761 - 1818)
Военно-административные способности Барклая Де
Толли по достоинству оценил император Александр I. C 1810
по 1812 он занимал должность военного министра, на него была возложена вся подготовка предстоящей войны с наполеоновской Францией. За это время Барклай успел провести ряд важных мероприятий: строительство инженерных сооружений, создание тыловых баз, совершенствование дивизионной и создание корпусной системы, упорядочение штабной службы, создание разведывательных органов, реформа полевого и высшего военного управления. При нем стали вводиться в практику новые принципы боевой подготовки войск — обучение меткой стрельбе и действиям на пересеченной местности. К его заслугам необходимо отнести и выработку перед 1812 правильной стратегии против такого противника, как Наполеон. Основываясь на полученных разведывательных данных о значительном численном превосходстве французских сил, Барклай Де Толли предложил оперативный план, рассчитанный на затягивание военных действий по времени и в глубину русской территории. В первый период Отечественной войны 1812 года Барклай занимал пост главнокомандующего 1-й Западной армии и смог, несмотря на сопротивление части генералитета и офицерского корпуса, воплотить довоенный план в жизнь.
Слайд 3
С начала военных действий организовал отход русских войск,
и его части избежали ударов превосходящих сил противника. После
соединения двух Западных армий у Смоленска Барклай Де Толли стал осуществлять общее руководство их действиями и продолжил отступление, что вызвало взрыв недовольства и обвинения в его адрес в армейской среде и русском обществе. После назначения и прибытия к войскам Михаила Илларионовича Кутузова остался главнокомандующим 1-й Западной армии. В Бородинском сражении ему подчинялся центр и правый фланг. Умелое руководство при Бородино Барклая Де Толли получило получило высокую оценку Кутузова. В награду получил орден Св. Георгия 2-го класса. На военном совете в Филях Барклай выступил главным оппонентом Леонтия Беннигсена, подвергнув критике избранную им позицию на Воробьевых горах, и первым решительно высказался за оставление Москвы с целью сохранения армии. Барклай Де Толли организовал прохождение отступающих войск через Москву. 21 сентября после того как по собственной просьбе был уволен от командования, покинул армию. После окончания военных действий Барклай Де Толли стал главнокомандующим 1-й армии, во главе которой совершил вторичный поход во Францию в 1815 году и за смотр русских войск у г. Вертю получил княжеский титул. Барклая Де Толли похоронили в имении жены в Эстляндии.
Слайд 4
БАГРАТИОН Петр Иванович (10 июля 1765
— 24 сентября 1812)
БАГРАТИОН Петр Иванович (1765 г. Кизляр-1812,
с. Симы Владимирской губ.) - полководец, герой Отечественной войны 1812. Происходил из старинного рода грузинских князей. С детских лет мечтал о военной службе: "Со млеком материнским влил я в себя дух к воинственным подвигам". В 1782 был зачислен сержантом в Кавказский мушкетерский полк, с к-рым за десять лет службы участвовал в многочисленных стычках с горцами. Во время одной из них был тяжело ранен, оставлен на поле сражения как убитый, но подобран чеченцами, спасен ими и из признательности к отцу Багратиона, оказавшего им когда-то какую-то услугу, был доставлен в рус. лагерь без выкупа. В 1788 во время штурма Очакова ворвался в крепость одним из первых, за что из подпоручиков был произведен в капитаны. В 1792-1794 Багратион служил в конно-егерском полку. В 1794 участвовал в Польском походе А. В. Суворова, был замечен великим полководцем, называвшим Багратиона ласково: "князь Петр". В 1798 Багратион - уже полковник, командир 6-го егерского полка.
Слайд 5
С марта 1812 находился во главе 2-й Зап.
армии, с которой и вступил в Отечественную войну. В
начале войны вывел свою армию из-под наполеоновского удара, но был убежден, что "неприятель дрянь". О требовании Барклая де Толли отступать Багратион писал Ростопчину: "Без хвастовства скажу вам, что я дрался лихой славно, господина Наполеона не токмо не пустил, но ужасно откатал. Но подлец, мерзавец, трус Барклай отдал даром преславную позицию. Я просил министра, чтобы дал мне один корпус, тогда бы без него пошел наступать, но не дает; смекнул, что я их разобью и прежде буду фельдмаршалом». Промедли Барклай де Толли на и русская армия неизбежно оказалась бы в окружении. В Бородинском сражении героически защищал Багратионовы флеши, отбив семь французских атак. За 30 лет службы Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. Это оказалось последним. При восьмом штурме Багратион был тяжело ранен осколками в левую ногу. Из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи Багратиону предложили ампутацию, но это "повлекло гнев князя". Он скончался в имении своего друга князя Б.А. Голицына и там же был похоронен. В 1839 прах Багратиона был перенесен на Бородинское поле, где был воздвигнут памятник павшим в бою воинам.
Слайд 6
Витгенштейн, Пётр Христианович
(1769-1843)
Боевая деятельность П.Х.Витгенштейна в Отечественную
войну 1812 года была тесно связана с Псковским краем.
Родился в городе Нежине Черниговской губернии. Отец был генералом русской службы, мать происходила из рода князей Долгоруких.Службу начал подростком - сержантом в лейб-гвардии Семёновском полку. Участвовал в Польской кампании под командованием А.В.Суворова. При императоре Павле I впал в немилость и был уволен из армии. С восшествием на престол Александра I вернулся в строй. В начале Отечественной войны 1812 года перед русским корпусом генерал-лейтенанта Витгенштейна П.X. была поставлена задача прикрывать Санкт-Петербургское направление. 18 - 19 июля 1812 года у деревни Клястицы на границе Псковской и Витебской губерний французы были разбиты. За Клястицкое сражение генерал был пожалован орденом Святого Георгия 2-й степени и 12 тысячами рублей пенсии. Будучи раненым, полководец ещё в течение трёх недель руководил боевыми действиями корпуса против войск Наполеона. Значение их было велико: Наполеон отказался от похода на города Великие Луки, Псков и Санкт-Петербург. Имя полководца было известно всей России. Он получил почётное прозвище Герой Петрополя. В Пскове уездные предводители дворянства хотели воздвигнуть памятник Петру Витгенштейну перед Троицким собором, но он дал письменный отказ. Псковская делегация преподнесла ему икону святого Благоверного князя Всеволода-Гавриила, псковского чудотворца.
Слайд 7
В рядах его корпуса служили и псковичи, показавшие
себя героями.Принимал участие в других сражениях, занимал высокие военные
должности, пользовался почётом и уважением россиян.
Скончался во Львове.Будучи раненым, полководец ещё в течение трёх недель руководил боевыми действиями корпуса против войск Наполеона. Значение их было велико: Наполеон отказался от похода на города Великие Луки, Псков и Санкт-Петербург. Имя полководца было известно всей России. Он получил почётное прозвище Герой Петрополя. В Пскове уездные предводители дворянства хотели воздвигнуть памятник Петру Витгенштейну перед Троицким собором, но он дал письменный отказ. Псковская делегация преподнесла ему икону святого Благоверного князя Всеволода-Гавриила, псковского чудотворца. В рядах его корпуса служили и псковичи, показавшие себя героями.Принимал участие в других сражениях, занимал высокие военные должности, пользовался почётом и уважением россиян.
Скончался во Львове.
Слайд 8
Тормасов Александр Петрович
(11 августа 1752 — 13
(25) ноября 1819, Москва)
Во время Отечественной войны 1812 года
Александр Тормасов командовал 3-й специальной армией, которая была сформирована для сдерживания австрийских сил. Против русского военачальника сначала был направлен австрийский фельдмаршал Шварценберг, затем генерал Ренье. К 1 июля 1812 года А. П. Тормасов вместе с основными силами направился против фланга и тыла наполеоновских войск, которые наступали от Бреста к городу Пинску к корпусам Багратиона. 24 июля 1812 года части армии Тормасова захватили Брест, а сразу же после этого были заняты Пружаны. Эти победы имели важное моральное значение, так как являлись первыми успешными операциями в течение отступления русской армии. За взятие Бреста Александр Петрович Тормасов получил орден Святого Георгия 2-го класса. Войска Ренье объединились с подразделениями Шварценберга и атаковали армию Тормаса, вследствие чего, 1-го августа ему пришлось отступить. В последующем Тормасов принимал непосредственное участие в боях под Малоярославцем, Красным и Вязьмой. Пошатнувшееся здоровье заставило Тормасова просить увольнения с военной службы. В 1814 году он был назначен генерал-губернатором Москвы. Умер Александр Петрович Тормасов в 1819 году и похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря.
Слайд 9
Чичагов Павел Васильевич
(1767—1849)
В 1812 году Александр I, недовольный
медлительностью М. И. Кутузова, выработал свой собственный план действий
и, назначив Чичагова главнокомандующим Дунайской армией, Черноморским флотом и генерал-губернатором Молдавии и Валахии, поручил ему привести этот замысел в исполнение. Отпуская Чичагова на юг, император сказал ему хорошо характеризующую бывшего морского министра фразу: «Я вам не даю советов, зная, что вы злейший враг произвола» Чичагов выехал 2 мая из Санкт-Петербурга и 11 был уже в Яссах, но Кутузов ещё до прибытия его заключил мир с Оттоманской Портой, и новому главнокомандующему нечего было делать на берегах Дуная. План Императора остался без осуществления. Во время отечественной войны Чичагов приобрёл себе ту печальную известность, которая заставила П. Бартенева в его предисловии к XIX-ому тому «Архива князя Воронцова» сказать о министре-эмигранте: «Чичагов принадлежит к скорбному списку русских людей, совершивших для отечества несравненно менее того, на что они были способны и к чему были призваны». Насколько верно такое мнение, трудно сказать определённо. Несомненно, однако, что Чичагов гораздо менее виновен в несчастном для России исходе переправы через Березину, чем это принято предполагать. Бывший морской министр был в своё время предметом всякого рода насмешек, шуток, эпиграмм и даже басни Крылова, выставлявшую Чичагова в очень невыгодном свете; раздавались даже голоса, обвинявшие злополучного адмирала в измене. О последней не могло быть и речи: вопрос сводится к тому, насколько, действительно отсутствие распорядительности главного начальника Дунайской армии, если оно имело место, повлияло на результат сражения. Прибыв в Борисов, Чичагов нашёл положение дел крайне печальным.
Слайд 10
Генерал К. О. Ламберт, которому он доверял и
которому хотел поручить командование авангардом, был ранен и, поэтому,
не мог принимать участие в сражении. А. Ф. Ланжерон не потрудился осмотреть и изучить местность, вообще в большой степени неблагоприятную для сражения; для инженерных работ оставалось весьма мало времени, так как со дня на день можно было ожидать неприятеля; земля промёрзла на значительную глубину, в армии нашёлся всего один инженерный офицер, способный руководить постройкой укрепления, словом, обстоятельства как бы нарочно сложились таким образом, что Чичагову было крайне трудно, если не совсем невозможно, выполнить данную ему инструкцию. По этой инструкции он обязан был устроить под Борисовым укреплённый лагерь и укреплённые же дефилеи со стороны Бобра, что имело целью остановить французскую армию. Чичагов, взвесив положение дел, отказался от этого плана и послал для изучения местности дивизию авангарда под командованием Палена, заступившего вместо Ламберта. Едва П. П. Пален отошёл от Борисова, как совершенно неожиданно наткнулся на войска маршала Удино и принуждён был отступить, потеряв до 600 человек убитыми и ранеными и оставив в руках неприятеля весь обоз.Борисов заняли французы, когда Чичагов вернулся из Игумена, куда он отправлялся по приказу Кутузова, в надежде преградить путь Наполеону, но тщетно. И тут же решился атаковать неприятеля. Он, по мнению некоторых, обратился к своему начальнику штаба И. В. Сабанееву со словами: «Иван Васильевич, я во время сражения не умею распоряжаться войсками, примите команду и атакуйте». Сабанеев атаковал французов, но был ими разбит по причине несоразмерности в силах. Этот так печально окончившийся бой французы раздули в своих реляциях в крупную победу; русские же увеличили цифру потери Палена до 2000 человек. В таком виде известие об этом сражении дошло до Санкт-Петербурга. С этого началась дурная слава Чичагова.