Слайд 2
Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой..
С 1934 г.
начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета.
В 1935 году был исключён из
университета и арестован, но через некоторое время освобождён по просьбе матери. В 1937 году был восстановлен в ЛГУ.
В марте 1938 года был снова арестован и осуждён на пять лет.
Осенью 1944 года добровольно вступил в Советскую армию
25 сентября 1945 года был демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который окончил в начале 1946 года и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР.
Слайд 3
Главные труды Л. Н. Гумилёва
* История народа Хунну
(1960)
* Открытие Хазарии (1966)
* Древние тюрки (1967)
* Поиски вымышленного царства (1970)
* Хунну в Китае (1974)
* Этногенез и биосфера Земли (1979)
* Древняя Русь и Великая степь (1989)
* Тысячелетие вокруг Каспия (1990)
* От Руси к России (1992)
* Конец и вновь начало (1992)
* Чёрная легенда
* Синхрония. Опыт описания исторического времени
* Часть трудов
* Библиография
* Из истории Евразии
Слайд 4
Лев Гумилев: Черная легенда. Друзья и недруги Великой
степи
В настоящий сборник включены работы Л. Н. Гумилева, посвященные
одной из наиболее острых исторических проблем - проблеме предвзятого отношения к народам Великой степи, о которых сложилось представление как об изначально диких, жестоких и отсталых. В книге вскрываются исторические корни этого мифа, названного Л. Н. Гумилевым "черной легендой", развенчиваются преувеличенные представления об ужасах татаро-монгольского ига на Руси, показаны истинные взаимоотношения Руси и Орды и их последствия.
Завершает книгу панорама мнений, высказанных по обсуждаемому "больному" вопросу историками разных, в том числе и прямо противоположных друг другу направлений.
Слайд 5
Черная легенда
На первый взгляд, словосочетание "черная легенда" может
показаться завлекающей приманкой, этаким литературным изыском, скрывающим скучноватые научные
сюжеты. Ее содержание затрагивает так или иначе умы и чувства множества людей, иной раз весьма и весьма далеких от споров внутри научного сообщества. Именно так обстоит дело с "Черной легендой" Л.Н. Гумилева. История появления этого имени у научной идеи заслуживает более подробного автобиографического и научного экскурса.
Все имеет свое начало — есть оно и у "Черной легенды". Имя идее дал автор, и потому истоки имени "Черная легенда" в буквальном смысле слова совпадают с истоками научного творчества Льва Николаевича Гумилева. Он не раз говорил, что интерес к истории и географии проявился у него еще в детстве.
Слайд 6
О чем пойдет речь?
Корни болезни, которую мы называем
монголофобией, следует искать в том же XIII в., когда
и происходили войны монголов. Могут возразить, что европейцы, а до них римляне и греки недолюбливали степных варваров - скифов, гуннов - и раньше. Но раз речь идет о монголах, а не о гуннах, туркменах-сельджуках и даже туарегах Сахары, которые на время завоевали большую часть Испании, то корни болезни монголофобии надо искать именно в XIII в. Ибо до этого времени о монголах не было слышно и их не было на исторической арене.
Видимо, тогда же родилась «черная легенда», породившая много бед, связавшая в одну цепь нелюбовь и презрение европейцев к кочевникам, ненависть к людям Восточной Европы, исповедовавшим не католичество, а православие и несторианство, и воинственную враждебность к монголам и тюркам, которых отныне открыто можно было третировать вплоть до XX в. как неполноценную расу.
Слайд 7
Лев Гумилев: Черная легенда
Если все это так, то
«черная легенда» своим рождением обязана концу крестовых походов, когда
монголы столкнулись с европейскими рыцарями и монахами сначала в Венгрии, а затем в Палестине
Итак, Л.Н. Гумилев вскрыл социально-политический генезис "черной легенды", но эта констатация коллизии XIII века не удовлетворила его самого. В самом деле, без ответа оставался главный интересовавший Л.Н. Гумилева вопрос — почему ложь, родившаяся в ХШ веке, оказалась столь живучей и надолго пережила породившую ее политическую ситуацию? Ведь и для просвещенного европейца"…азиатская степь, которую многие географы начинали от Венгрии, другие — от Карпат, — обиталище дикости, варварства, свирепых нравов и ханского произвола. Взгляды эти были закреплены авторами XVIII в., создателями универсальных концепций истории, философии, морали и политики". Более того. "К числу дикарей, угрожавших единственно ценной, по их мнению, европейской культуре, они причисляли и русских, основываясь на том, что 240 лет Россия входила в состав сначала Великого Монгольского улуса, а потом Золотой Орды" (там же).
Для объяснения живучести "черной легенды" методов традиционной историографии оказалось недостаточно. И все же справедливости ради стоит сказать и о другом. Вне рамок официальной советской исторической науки существенные предпосылки для понимания природы "черной легенды" существовали еще до Второй мировой войны.