Слайд 2
Модерн (франц. moderne — новейший, современный)
Это
стилевое направление в европейском и американском искусстве (преимущественно в
изобразительном и декоративно-прикладном, а также в архитектуре) в конце XIX — начале XX века.
Слайд 3
В различных странах приняты различные названия стиля "модерн":
"ар нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии,
модерн
(в России),
"югендстиль" (Jugendstil) в Германии,
"сецессион" (Sezession) в Австрии,
"либерти" (Liberty) в Италии и др.
Слайд 4
Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика
символизма, декоративный ритм гибких текучих линий (языков пламени, волн),
стилизованный растительный узор и другие элементы, заимствованные в природе.
(Альфонс Муха «Задумчивость»)
Слайд 5
Период модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические
границы:
От конца 1880-х и до 1914 года, начала первой
мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
В период модерна происходило стремительное переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Главным содержанием этого периода стало стремление к открытию новых методов, стилей, форм, синтезу различных источников.
(Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж»)
Слайд 6
Яркие представители стиля модерн:
художник Густав Климт в Австрии;
художник-иллюстратор
Обри Бердсли в Англии;
архитектор Виктор Орта (или Хорта) в
Бельгии;
архитектор Антонио Гауди в Испании;
архитектор Гектор Жимар во Франции;
архитекторы Федор Шехтель, Петр Бойцов в России;
иллюстратор Альфонс Муха в Чехии;
художник Фердинанд Годлер в Швейцарии;
дизайн интерьеров Чарльз Ренни Макинтош в Шотландии.
лампы и изделия из металла Луиса Комфорта Тиффани в США;
Слайд 7
Архитектура в стиле модерн (ар нуво)
В архитектуре модерна
широко использовали как дерево , так и обычный, и
глазурованный кирпич, бетон, металлические конструкции, стекло, их комбинации.
Одним из первых, кто начал работать в стиле модерн, был архитектор Виктор Орта.
Несколько компромиссные позиции занимал архитектор Федор Шехтель, который широко использовал как элементы исторических стилей, так и элементы модерна и новые строительные материалы.
Самые необычные, смелые образцы создал каталонский архитектор Антонио Гауди в Испании, в Барселоне.
(Дом Батло в Барселоне. Арх. А. Гауди.)
Слайд 8
Архитектура в стиле модерн (ар нуво).
Брюссельский модерн
Виктора Орта.
Слайд 9
Архитектура в стиле модерн (ар нуво).
Антонио Гауди:
Храм
Саграда Фамилиа в Барселоне (Испания).
Слайд 10
Декоративно-прикладное искусство эпохи модерна
Настоящий расцвет пережили:
изделия из стекла,
в т.ч. витражи;
мебель;
ковка;
ювелирное искусство;
книжный декор;
театральная афиша;
дизайн интерьеров.
(Брошь работы Жоржа
Фуке, выполнена по эскизам Альфонса Мухи)
Слайд 11
Витражи в стиле модерн до сих пор считаются
самыми красивыми и утонченными.
Слайд 12
Например, в Великобритании, в оформлении книг, черты, характерные
для нового стиля, появились уже с начала 1880-х.
Одним
из наиболее известных художников-графиков Ар Нуво был Обри Бёрдсли, его эксцентричные рисунки иллюстрировали литературные произведения.
Слайд 13
Луис Комфорт Тиффани — американский художник и дизайнер,
представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия
из стекла: витражи, абажуры, бижутерия.
Слайд 14
Театральные афиши Альфонса Мухи для Сары Бернар
Слайд 15
Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в
искусстве модерна стал орнамент.
(Парижские орнаменты 1895 года)
Слайд 16
Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных
переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий,
легших в основу стиля модерн.
(Парижские орнаменты 1895 года)
Слайд 17
Модерн в изобразительном искусстве
На живопись и скульптуру модерна
сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных
форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.
(В. Серов «Похищение Европы»)
Слайд 18
Модерн в изобразительном искусстве
Художники модерна использовали в своем
творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики,
экзотического искусства Китая и Японии, готики и ренессанса, искусства этрусков и французского рококо.
(Фердинанд Ходлер «Сон»)
Слайд 19
В период модерна в живопись проникает использование необычных
материалов. Особенно ярко это выражено, например, в искусстве Густава
Климта. Австрийский живописец, театральный декоратор и художник-график соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и даже кораллов.
(«Золотая Адель», «Поцелуй»)
Слайд 20
Стремление к целостности,
пластичности внешних и внутренних, декоративных
и конструктивных, элементов композиции, динамика и текучесть форм и
есть отличительные особенности стиля модерн.