Слайд 2
Мышление-это обобщенное и опосредованное отражение человека действительности в
её существенных связях и отношениях. Мышление является наиболее сложным
познавательным процессом высшей формы отражения действительности. Все операции мыслительного процесса вызваны мотивами, потребностями и задачами.
Слайд 3
Мышление может протекать очень различно. Мышление бывает развернутое
и свернутое, бессвязное и логичное, продуктивное и нет, позитивное
и негативное, критическое и доверчивое, свободное и ограниченное, творческое и не очень, эффективное и пустое. Различается мужское и женское мышление, а также наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное (абстрактное) - классификации видов и типов мышления многообразны.
Слайд 4
Развернутое и свернутое мышление
В развернутом виде внутренняя
речь, внутренние действия, образы и ощущения слышатся, видятся и
ощущаются, в автоматическом и свернутом - мелькают и исчезают из поля сознания. Развернутое мышление называется по науке дискурсивным мышлением, по жизни - размышлением. Свернутое и мгновенное осмысление чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.
Слайд 5
Позитивное и негативное мышление
Негативное мышление гораздо более распространено,
но обычно является источником неприятностей.
Человек с негативным мышлением
выбирает из нескольких неприятностей, и поэтому обычно выбор долог и труден. Человек с позитивным мышлением выбирает из нескольких возможностей, поэтому такой выбор интересен и радостен.
Позитивное мышление помогает спокойному, без обвинительности , конструктивному реагированию на свои и чужие ошибки, строить грамотную критику, осуществлять мотивацию и поддержку. Человек с позитивным мышлением более спокоен и счастлив, чем человек с мышлением негативным.
Слайд 6
Наглядно- образное мышление
Наглядно-образное мышление - один из видов
мышления, наряду с наглядно-действенным и понятийным мышлением.
В простейшей
форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями.
Слайд 7
Творческое мышление
Творческое мышление - это мышление, результатом которого
является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или
иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.
Слайд 8
Основные свойства творческого мышления:
Способность к анализу ситуаций.
Способность к постановке новых проблем.
Способность к действиям в уме
и планированию.
Способность к моделированию.
Способность к рефлексии.
Слайд 9
Мышление и речь
Человеческое мышление рождается с помощью языка,
развивается с помощью языка и выражается в речи. Мышление
и речь взаимно поддерживают друг друга.
Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке - устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями.
Слайд 10
Чем глубже и основательнее продумана та или иная
мысль, тем более четко и ясно она выражается в
словах, в устной и письменной речи: кто ясно мыслит, тот ясно излагает, четко выражает свои мысли в речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.
Слайд 11
Воображение
Воображение - погружение человека в свой внутренний
мир и создание там образов, картинок и представлений.
Слайд 12
Если восприятие создает нам образы предметов и явлений,
которые непосредственно видимы во внешнем мире, то воображение строит
образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.
Слайд 13
Виды воображения:
1.Пассивное
2.Активное
Слайд 14
Пассивное воображение
Пассивное в свою очередь делится на произвольное
(мечтательность) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).
Слайд 15
Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе
фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей
частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.
В ходе процессов пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
Слайд 16
Активное воображение
Активное воображение включает в себя артистическое, творческое,
критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения
находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.
Слайд 17
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или
личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в
определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.