Слайд 2
Юность
Тэффи (настоящая фамилия — Лохвицкая, по мужу Бучинская)
Надежда Александровна родилась в дворянской, профессорской семье 9 мая
в Волынской губернии. Получила очень хорошее домашнее образование в гимназии на литейном проспекте. Первое ее произведение было напечатано в 1901 году. Главные черты дарования (рисование карикатур и написание сатирических стихотворений) можно было увидеть с первых же литературных опытов.
Слайд 3
Псевдоним
Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею
самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана
(Стеффи), но также и к стихам Р.Киплинга «Taffy was a walesman / Taffy was a thief». Рассказы и сценки, появлявшиеся за этой подписью, были настолько популярны в дореволюционной России, что даже существовали духи и конфеты «Тэффи».
Слайд 4
писательство
Как постоянный автор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»
(Тэффи печаталась в них с первого номера, вышедшего в
апреле 1908, до запрещения этого издания в августе 1918) и как автор двухтомного собрания Юмористических рассказов (1910), за которым последовало еще несколько сборников (Карусель, Дым без огня, оба 1914, Неживой зверь, 1916), Тэффи снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Излюбленный жанр Тэффи – миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия. Краткий период революционных настроений, которые в 1905 побудили начинающую Тэффи сотрудничать в большевистской газете «Новая жизнь», не оставил заметного следа в ее творчестве. Не принесли весомых творческих результатов и попытки писать социальные фельетоны со злободневной проблематикой, которых ожидала от Тэффи редакция газеты «Русское слово», где она публиковалась начиная с 1910.
Слайд 5
Путешествия
В конце 1918 вместе с популярным писателем-сатириконовцем А.Аверченко
Тэффи уехала в Киев, где предполагались их публичные выступления,
и после продолжавшихся полтора года скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. В книге Воспоминания (1931), которая представляет собой не мемуары, а скорее автобиографическую повесть, Тэффи воссоздает маршрут своих странствий и пишет, что ее не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя свое отношение к Октябрьской революции она определила с самого начала событий: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы.
Слайд 6
Эмиграция
В прозе и драматургии Тэффи после эмиграции заметно
усиливаются грустные, даже трагические мотивы. Тональность рассказа Тэффи все
чаще соединяет в себе жесткие и примиренные ноты. В мире, где скомпрометированы или утрачены многие идеалы, которые казались безусловными, пока не грянула историческая катастрофа, истинными ценностями для Тэффи остаются детская неискушенность и естественная приверженность нравственной правде – эта тема преобладает во многих рассказах, составивших Книгу Июнь и сборник О нежности, – а также самоотверженная любовь. Под конец своего творческого пути – сборник Земная радуга (1952) она уже не успела сама подготовить к печати – Тэффи совсем отказалась от сарказма и от сатирических интонаций, достаточно частых как в ее ранней прозе, так и в произведениях 1920-х годов. Просветленность и смирение перед судьбой, которая не обделила персонажей Тэффи даром любви, сопереживания и эмоциональной отзывчивости, определяют основную ноту ее последних рассказов.