Слайд 2
Над исследованием работали:
Финно-угорский народ.
5б
Чухланцева
Яна
Аржанникова Дарья
Культура жилища манси и ханты
5в
Травникова Екатерина
Округина София
Фольклор как образ жизни народа
5а
Филиппова Анна
Тонких Алёна
Слайд 3
Цель исследования:
Познакомиться с историей коренного народа Урала, культурой
ханты и манси.
Задачи:
рассмотреть историю заселения народов;
рассмотреть историю возникновения
культуры;
Сопоставить культуры обеих народов;
создать презентацию «Народы ханты и манси».
Найти в СМИ материал для решения проблемы.
Слайд 4
Коренные малочисленные народы ханты и манси — два
родственных народа.
Слайд 5
Коренные малочисленные народы ханты и манси — два
родственных народа.
Манси - народ, составляющий коренное население Северного Урала.
Это финно-угорский
народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, фины, манси, ханты).
Этнонимы "ханты" и
"манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси
Слайд 6
Коренные малочисленные народы ханты и манси — два
родственных народа.
Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса
легло слияние двух культур — уральского неолита и угорских племен
Слайд 7
Ханты и манси - обские угры
Для обозначения хантов
и манси как единого целого
в научной литературе утвердился
еще один термин — обские угры. Первая его часть
указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория".
Так называлась в русских летописях XI — XV вв. территория на полярном Урале и в
Западной Сибири, а также ее жители.
Слайд 8
Учёные-этнологи считают
… что в основу появления этого этноса
легло слияние двух культур — уральского неолита и угорских
племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири.
Слайд 9
Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор.
Слайд 10
В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва
в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов.
Слайд 11
Бляшка, состоящая из двух лосей. VII-VIII вв.
Слайд 12
Пермский звериный стиль музей в Чердыни
Слайд 13
Богатые археологические находки в данном регионе.
Слайд 14
Данный дизайн ножа сохранился у всех
групп манси.
Слайд 15
Происхождение и история народов ханты и манси
Манси и ханты —
обские угры
Слайд 16
Ермак. Народы Сибири. Послы Ермаковы.
Слайд 18
В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях
— юртах, в которых насчитывается от одной до 8
семей.
Слайд 19
Известные юрты
Юрта Анямова (деревня Тресколье),
Юрта Бахтиярова,
Юрта
Пакина (деревня Пома),
Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль),
Юрта Курикова
и др.
Слайд 20
Остальные ивдельские манси живут диспансерно в поселках Вижай
(ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а
так же в посёлке Умша (см.фото)
Слайд 21
Жилище Манси называется ЧУМ. Делают его из дерева
и оленьей шкуры.
Слайд 24
Жилище манси, посёлок Тресколье
Слайд 27
Нянькур - печь для выпекания хлеба
Слайд 29
Лабаз или Сумьях для хранения пищи
Слайд 30
"Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской
экспедиции "Манси - лесные люди" туристической компании " "Команды
Искателей Приключений"
Слайд 31
Мифология в фольклоре и культуре ханты и манси
В
народном искусстве основное место занимает орнамент.
Это — геометрические
фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.
Слайд 32
Традиционная одежда ханты и манси - для культуры
это своеобразный «паспорт».
Слайд 35
Орнаментированные изделия: материал и техника. Мех и ровдуга
(оленья кожа)
Слайд 36
Музыкальный фольклор
история народа, его прошлое отразилось в устном
народном творчестве – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в
обрядах и обычаях.
Слайд 37
Фиксировать фольклор начали еще в 14 веке.
Новицкий, Григорий
Ильич-первый описал обряды, праздники обских угров.
Слайд 38
Наряду с этими существуют и другие устные
жанры –
песня. Например, «песня судьбы» или «личная песня», которую
человек складывал о
своей жизни. Распространены были и бытовые сказки, рассказы о животных.
Слайд 41
Пластика движения мансийских танцев практически не изучена. Каждое
движение в танце у народа манси имел свой сокрытый
особенный смысл, определённый символ, наполненный социальным содержанием.
Слайд 42
Известные празднества у народов манси и хантов
Многие торжества
приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее
значителен Урине хотэл эква – Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей.
Слайд 43
В конце мая – начале июня отмечали дни
рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные
трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить.
Слайд 44
С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты,
связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября).
У оленеводов наиболее почитаем был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.
Слайд 45
Музыкальный фольклор.
Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами
медвежьего праздника, шаманских ритуалов, а также повествовательными лирическими и
эпическими жанрами. Генетически она родственна музыке хантов и тесно взаимодействует с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и русских.
Слайд 46
Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем
празднике, при сольном пении. Им пользовались также шаманы при
камланиях как альтернативу бубну и певцы-музыканты- лекари арэхта-ку. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли Голосом поющего бога (Тур-сай-Торум), а в поэтической речи он назывался «богом любимое пятиструнное дерево со струнами».
Слайд 47
Тумран – губной язычково-щипковый инструмент. Изготовляется из расщепленной
кости задней ноги или лопатки оленя. Тумран представляет собой
узкую пластинку до 10 -15 см длиной, 1,5 - 3 см шириной, с прорезанным внутри тонким «язычком» и привязанной к его основанию жильной нитью. На нем играют как женщины, так и мужчины. Звук извлекается с помощью дыхания и движения резонирующего «язычка», приводимого в действие с помощью веревочки.
Слайд 49
В жанровой системе центральное место занимает музыка медвежьего
праздника – йалпын хотал – северный стиль и йал`пэн
хэтэл – южный стиль, включающая ритуально-обрядовые песни, наигрыши, танцы, театрализованные сцены.
Слайд 50
Шаманская музыка (кайне эрыг – северная, кайх ерэй
– южная) является персональной формой музыкального общения с духами.
Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.
Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.
Слайд 51
Нашу беседу завершаем замечательными словами земляка А.А. Радченко.
Наш
округ - седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России -
Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву.