Слайд 2
Культура
Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от
лат. cultura — заботиться, взращивать, ухаживать). Переход от этого
узкого понимания смысла культуры к широкому, происшедший в европейском общественном сознании в XVII—XVIII вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени культура становится центральным понятием европейского самосознания.
Слайд 3
Основные функции культуры:
Человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала
человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);
Гносеологическая (познавательная),
так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;
Информационная — функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен — прошлого, настоящего и будущего;
Коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;
Ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;
Нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.
Слайд 4
Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры
и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с
созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.
Слайд 5
В настоящее время в отечественной и европейской социологической
литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней
относятся социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.
Слайд 6
Задачи социологических исследований
При социологическом изучении
культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного
компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей. При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движении.
Слайд 7
В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и
эмпирического анализа культурных явлений:
Слайд 8
1. По субъекту — носителю культуры выделяются общество
в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные
и пр.) или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.
Слайд 9
2. По функциональной роли культуру можно подразделить на
общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества,
и специальную, необходимую людям той или иной профессии. Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Актуальная культура всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования (общеобразовательные средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.
Слайд 10
3. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую
в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного»
автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.
Слайд 11
4. По видам культуры принято выделять материальную культуру
(например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.)
и духовную культуру (достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т.д.). Деление на материальную и духовную культуру, несомненно, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др.
Слайд 12
5. По своему характеру и «целевому назначению» культура
бывает религиозной и светской. Важнейшим элементом выступает культурная норма,
которая является определенным стандартом поведенческой и духовной активности, в соответствии с которым действуют представители конкретной культуры. Этот стандарт закрепляет важнейшие принципы и параметры деятельности, свойственные той или иной культуре, органически включаясь в любой вид человеческой деятельности. Вместе с тем культурная норма допускает широкую меру вариативности поведения, некоторый диапазон ожидаемых действии. Будучи гибкими, нормы в целом поддерживают устойчивость социальных институтов, регулируют массовые и групповые взаимодействия людей.