Слайд 2
Образ Мцыри
Лермонтов не даёт подробного
описания монастырской жизни Мцыри. Она означала, прежде всего, уход
от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества. Возвращение монаха к мирской жизни было невозможным.
Слайд 3
Образ Мцыри
Для героя монастырь –
символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться
жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от Родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество (быть «рабом и сиротой»).
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо.
Слайд 4
Образ Мцыри
Он вынослив («Без жалоб он
томился – даже слабый стон из детских губ не
вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.
Слайд 5
Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть
свободным? Найдите ответы в тексте.
Я мало
жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
глава 3
Слайд 6
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
глава 4
Слайд 7
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли
земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
глава 8
Слайд 8
Вывод
Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой
о возвращении на Родину. Быть свободным – значит для
него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой».
В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».
Слайд 9
Поэма М.Ю.Лермонтова – романтическая. Его герой не похож
на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности,
стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв…
глава 3
Слайд 10
Вывод
Личность Мцыри, характер его отражаются в
том, какие картины привлекают его и как он говорит
о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.
Слайд 11
В романтических произведениях исключительный герой
действует в исключительных обстоятельствах.
Перечитайте отрывок
из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.
Этот пейзаж можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облака.
Слайд 12
Что узнал Мцыри о себе,
очутившись на свободе?
1. На свободе с новой силой раскрылась
любовь Мцыри к Родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.
2. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к Родине – делает его целеустремлённым и твёрдым.
Слайд 13
3. Мцыри отказывается от возможного счастья,
любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через
лес ради цели «пройти в родимую страну».
Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание.
4. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.
Слайд 14
Почему Мцыри погибает?
Истоки трагедии Мцыри -
в условиях, окружавших героя с детства. Юноша был лишен
связи с людьми, практического опыта, знания жизни.
Последнее желание Мцыри - быть похороненным вне стен монастыря, а перед смертью еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ.
Это не примирение с судьбой и поражение героя. Это победа: жизнь обрекла героя на рабство, смирение, одиночество, но он узнал свободу, счастье борьбы и радость слияния с миром.
Гибель Мцыри вызывает гордость за героя и ненависть к условиям, лишающим человека счастья.
Слайд 15
Особенности «Мцыри»
как романтической поэмы
1. Место действия.
На Кавказе, среди вольной и мощной
кавказской природы, родственной душе героя.
2. Роль пейзажа в поэме.
Природа родственна герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря:
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Слайд 16
Особенности «Мцыри»
как романтической поэмы
3. Нетипичный
романтический сюжет.
Сюжет поэмы кажется типичным для
романтизма :
герой ,искатель свободы ,бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина.
Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Герои Пушкина рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственно навязанного ему мира в мир родной, естественный.
Слайд 17
Почему поэт изменяет традиционный для романтизма сюжет?
Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое,
гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «Родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – такова идея поэта.
Слайд 18
Особенности «Мцыри»
как романтической поэмы
4. Форма исповеди.
Помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри
в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы и обращена старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец».
Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом , читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.
Слайд 19
Особенности «Мцыри»
как романтической поэмы
Романтический герой.
Это герой, не мыслящий себя вне активной жизни,
вне деяний и порывов, самой сутью своей противостоящий поколению «смиренных рабов».
Герой - могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросившая ему вызов.
Высшая ценность романтического героя –
свобода.
Духовная связь с Родиной - главная черта героя, готового пожертвовать жизнью ради мгновения слияния с Родиной (финал главы 25)
Слайд 20
Сочинение – характеристика .
Мцыри как романтический герой поэмы
М.Ю. Лермонтова.
План.
1. Вступление. Создание Лермонтовым идеального героя – борца
в романтической поэме «Мцыри».
2. Основная часть. Мцыри как романтический герой.
2.1 прошлое героя;
2.2 монастырь как символ неволи;
2.3 характер героя, который проявляется
2.3.1 в исповеди – монологе;
Слайд 21
2.3.2 в поступках;
2.3.3 в восприятии окружающего мира;
2.4 внутренний
мир героя;
2.4.1 мечты о свободе;
2.4.2 мечты о Родине и доме;
2.5 авторское отношение к персонажу;
2.6 поэма в оценке русской критики;
3. Заключение. Какая общественная проблема привела Лермонтова к созданию подобного образа?