Слайд 2
Парадигма
(от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец)
это то, что
объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит
из людей, признающих парадигму.
Элементы (Т. Кун):
некоторые очевидные для данного сообщества базовые теоретические представления об исследуемой реальности;
2) представления о том, какие проблемы достойны внимания науки;
3) представления о подлинно научных методах исследования.
Слайд 3
Парадигмы в социологии
Микро
социологические теории
Макро
социологические
теории
Интегральные
теории
Слайд 4
Теория социального конфликта
(К. Маркс,
Л.Козер,
Р. Дарендорф,
К. Боулдинг)
Теория социальных систем
(Н. Луман,
Л. Фон Берталанфи)
Макросоциология
Позитивизм
(О. Конт)
Структурный функционализм
(Т. Парсонс, Р. Мертон,
Э. Дюркгейм)
Натурализм
(Г. Спенсер,
У. Бэджготт,
Л. Гумплович)
Слайд 5
Социальная феноменология (А. Шюц)
Символический интеракционизм (Д. Г. Мид,
И. Гофман)
Микросоциология
Этнометодология (Г. Гарфинкель)
Понимающая социология
(М. Вебер)
Слайд 6
Интегральные социологические теории
Теории социального обмена
(П. Блау, Дж.
Хоманс,
Р. Эмерсон)
Постмодернистская теория
(Ж. Бодрийар,
М. Фуко)
Структурализм
(П.
Бурдье,
Э. Гидденс)
Слайд 8
Позитивная социология О. Конта
Создатель науки «социология»
Теория 3-х стадий
развития:
- теологическая (фиктивная);
- метафизическая;
- позитивная (научная).
Принципы позитивизма:
1) реальность состоит
из того, что подвластно чувствам; для науки нет ничего, что мы не можем познать при помощи наших органов чувств;
2) и естественные, и социальные науки должны опираться на одни и те же логические законы, процедуры, методы (наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический, генетический методы);
3) есть существенная разница между фактом и ценностью; наука должна иметь дело с фактом, а не ценностью.
Слайд 10
Э. Дюркгейм – основоположник структурного функционализма
Основные труды:
«О разделении общественного
труда» , «Метод социологии», «Самоубийство».
«..социальным
фактом является всякий способ
действий, устоявшийся или нет, способный
оказывать на индивида внешнее принуждение
проявлений..» (Э. Дюркгейм «Метод социологии»)
Социальные факты:
«коллективные представления» – фольклор,
религиозные верования, профессиональные
обычаи, нравы, юридические нормы, моду, язык и другие социально-культурные нормы, принадлежащие какой-либо длительно существующей социальной группе;
«социальные течения» – настроения и поступки кратковременных масс людей, например, толпы;
«социальная морфология» – структурное устройство общества, число и характер составляющих его групп, распределение населения по территории, число и характер путей сообщения.
Слайд 11
Толкотт Парсонс – теория системы социального действия
Функция
АДАПТАЦИЯ
ПОДДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗЦА
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
ИНТЕГРАЦИЯ
Подсистема
ЭКОНОМИКА
КУЛЬТУРА
ПОЛИТИКА
СОЦИАЛЬНЫЙ
КОНТРОЛЬ
Слайд 12
Роберт Мертон – теория среднего уровня
Теория среднего
уровня - опирающаяся на эмпирические исследования, избегая крайностей как
чистого эмпиризма, так и абстрактного теоретизирования.
Функция системы - это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации системы:
- явные (осознаваемые);
- латентные (неосозноваемые).
Дисфункции – это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают адаптацию.
Ввел понятие «отклоняющегося поведения» как следствие несогласованности между культурными ценностями с одной стороны и институциональными нормами с другой.
Слайд 14
Карл Маркс и исторический материализм
Основные труды: «Манифест
коммунистической партии», «Капитал»
Материалистическое понимание мира: человек, общество, те
связи, взаимодействия, нормы, формы власти, культура, которые в нем существуют, зависят от того, как и каким образом люди добывают себе материальные блага (способ производства).
Способ производства определяет политическую и идеологическую надстройку общества. Спр = Пс + Потн
Наиболее подвижный элемент – производительные силы. Пс = Ч + От + Пт
Именно производительные силы человека определяют, какая будет семья, образование и т.д.
Теория общественно-экономических формаций
Слайд 15
Ральф Дарендорф
Основные труды: «Социальный класс и классовый
конфликт в индустриальном обществе»
Основа социальных конфликтов – не
собственность и экономика, а официальная или формальная власть («авторитет»), связанная с существованием формальных статусных иерархий, предполагающих господство и подчинение.
Социальные классы - обладающие противоположными интересами и поэтому конфликтующие группы, существующие в результате распределения официальной власти внутри промышленности, государства, церкви и других институтов.
Регулирование конфликта:
1. Конфликтующие стороны должны признать наличие конфликтной ситуации.
2. Стороны должны признать противоположность их интересов.
Развитие профсоюзов, партий и других общественных объединений.
Слайд 16
Льюис Козер и его вклад в теорию конфликта
Основные труды: «Функции социального конфликта»
В зависимости от характера
социальной структуры тот или иной конфликт может быть как источником распада системы, так и средством ее стабилизации.
Конфликт коренится в социальной структуре, его протекание зависит от нее. С другой стороны, конфликт – источник изменения социальной структуры: он способствует образованию новых групп, становлению внутригрупповых и межгрупповых отношений, в том числе отношений власти, стимулирует нормотворчество и социальный контроль, способствует созданию новых институтов.
Слайд 18
Герберт Спенсер и натурализм в социологии
Опирался на идеи
Ч. Дарвина об эволюции: рассматривал борьбу за существование, естественный
отбор и выживание в качестве биологических и социальных факторов
Теория систем:
1. Поддерживающая подсистема (производство);
2. Распределительная подсистема (пути сообщения, транспорт, торговля)
3. Регулятивная/управленческая (органы
власти)
Типы общества:
а) воинственный (люди выживают за счет
военных конфликтов, порабощения побежденных)
б) индустриальный (побеждает сильней-
ший за счет усердия, способностей; конкуренция);
Конкуренция – благоприятна.
Слайд 19
Теория Людвига Гумпловича
Современный человек мало, чем отличается от
дикаря; за оболочкой социальных и культурных идеалов скрываются весьма
низменные мотивы и импульсы.
Борьба происходит между ордами – группами, разделенными этническими признаками. Вначале побежденные орды физически уничтожались, потом стали порабощаться победителями. В результате возникает государство, являющееся орудием этого порабощения.
Этноцентризм – мотивы, исходя из которых каждый верит, что он занимает самое высокое место среди современных народов исторического прошлого.
Конечной причиной всех социальных конфликтов является стремеление к удовлетворению материальных потребностей.
Слайд 21
Никлас Луман. Концепция общества
Слайд 22
Людвиг фон Берталанфи – общая теория систем
Слайд 24
Макс Вебер
Основные труды: «Протестантская этика и дух
капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйство и общество».
Социальное действие – такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится
с действием других людей и ориентируется на него.
Социальное отношение – поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на эту соотнесенность.
4 идеальных типа социального действия:
- целерациональное – основанное на знании и
использовании средств, ведущих к достижению
определенной цели;
- ценностно-рациональное – основанное на вере в
безусловную ценность определенного поведения самого
по себе;
- аффективное – обусловленное эмоциональным
состоянием;
- традиционное – основанное на длительной
привычке.
3 идеальных типа господства (власти): харизматическое,
традиционное, легальное.
Слайд 26
Джордж Герберт Мид и понятие «обобщенного другого»
Стадии социализации:
«стадию ролевой игры» (ребенок берет на себя роль только
одного человека и «примеряет» на себя модель его поведения);
«коллективной игры» (ребенок уже принимает в расчет множество ролей. );
«обобщенного другого» (дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, каким должно быть его поведение. Социальная группа, дающая индивиду сознание цельности собственной л личности, называется «обобщенный другой»).
Слайд 28
Альфред Шюц
Существует множество миров человеческого опыта –
миры сновидений, душевных болезней, игр и фантазий, научных теорий,
религиозной веры, искусства – конечные области значений.
Повседневность – это одна из таких «сфер реальности», отличающаяся особыми характеристиками. Повседневность характеризуется бодрствующим напряженным вниманием к жизни, воздержанием от всякого сомнения в существовании мира и в том, что он мог бы быть иным, чем представляется бодрствующему и действующему индивиду.
Повседневность – это сфера опыта,
который индивид разделяет с др.
людьми.
Слайд 32
Джордж Каспар Хоманс
Элементарное социальное поведение – это
непосредственный, во взаимодействии лицом к лицу, обмен с другим
человеком.
Элементарное поведение подчиняется следующим закономерностям:
1. Если в прошлом проявление конкретной ситуации-стимула было событием, в котором данная деятельность человека была вознаграждена, то чем более похожа наличная ситуация-стимул на прошлую, тем выше вероятность того, что он выполнит эту или какую-то подобную деятельность сейчас.
2. Чем чаще на протяжении данного промежутка времени деятельность одного человека вознаграждает деятельность другого, тем чаще другой будет выполнять эту деятельность.
3. Чем ценнее для человека единица деятельности, которую другой ему предоставляет, тем чаще он будет выполнять деятельность, вознаграждаемую этой деятельностью другого.
4. Чем чаще человек в недавнем прошлом получал от другого вознаграждающую деятельность, тем менее ценной для него становится любая следующая единица этой деятельности.
5. Чем больше ущерба несет человеку несоблюдение правила распределительной справедливости, с тем большей вероятностью он будет проявлять эмоциональное поведение, которое мы называем раздражением.
Слайд 33
Питер Блау
Социальный обмен лежит в основе взаимодействия и
возникновения различий статуса и власти в случае неэквивалентного (несимметричного)
обмена. Дифференциация статуса и власти ведет к возникновению социальной организации и ее легитимации – признанию всеми участниками обмена, основанному на культурных ценностях. Обмен не лежит в основе ценностей, а, следовательно, и не объясняет феномен власти целиком. Легитимация и организация усугубляют неравенство, создавая структурные предпосылки социального изменения.