Слайд 2
Часовня во имя Вознесения Господня, святителей Николая Чудотворца
и Димитрия Ростовского над могилой ельчан, погибших в битве
с Тамерланом в 1395 г.
Слайд 3
Понятие «часовня» словарь В.И. Даля определяет как «молитвенный
дом, храмик без алтаря, где можно только служить часы,
но не литургию, отдельное маленькое строение с иконами и лампадами, без алтаря. Ставятся в виде памятника или на распутьях, на родниках или над престолом бывшей церкви».
Слайд 4
Описания Ельца в начале XX в. указывают, что
из десятков часовен, существовавших в 1910 г., восемь «венчают
место покоя, где тлеют громадные груды костей передовых защитников древней Руси».
Сколько же их было за те века, которые стоит на берегах Быстрой Сосны древний город? Все их, конечно, не счесть, так как даже официальная статистика в страховой переписи церковного имущества в начале XX в. указывает лишь 14 часовен, не упоминая многие известные ныне по другим источникам. [2] И лишь благодаря этим скупым архивным документам, краеведческим изданиям того времени, редким фотографиям и воспоминаниям старожилов, сегодня можно составить хотя бы приблизительную картину о часовнях Ельца, несколько дополненную в последние годы.
Слайд 5
Первое документальное упоминание о часовне в память павших
ельчан, как размещавшейся на этом месте и принадлежащей Никольской
богадельне, относится к 1691 г.: «Богадельня Никольская. Едуча от Донковских ворот по дороге к Ливенским воротам на правой стороне подле государева кружечного двора, а у той богадельни часовня. А часовня строена государевым жалованьем. А в той часовне образы … строение богадельницких нищих, а по скаске под тое богадельней в елецкое разорение было кладбище».
Слайд 7
Эта запись в писцовой книге подтверждает, что часовня
была выстроена над братской могилой ельчан, но упоминается здесь,
скорее всего, разорение Ельца гетманом Конашевичем-Сагайдачным, сжёгшим город и убившим всех его защитников в 1618 г., в то время как военный гарнизон выступил из Ельца в Калугу для защиты её от литовских войск. Поскольку Елец как город не существовал с 1414 г. до своего нового строительства в 1591 г., маловероятно, чтобы на запустевших местах могла в течение почти двух веков сохраняться память о захоронении ельчан, погибших в 1395 г
Слайд 8
Существующая ныне возле Вознесенского собора самая знаменитая каменная
часовня Ельца построена 23 июля 1801 г. старанием Анисима
Родионовича Лопухина на месте холма над братской могилой, на которой стоял дубовый крест, помещённый в XVII в. в деревянную часовню. Внутри часовни на стене надпись: «Божию милостию сия часовня вхожия Вознесения Господня и Чудотворца Николая и Димитрия Ростовского, построена над посечёнными христианами, от безбожнаго царя Тимир Аксака. Собраны и положены в труп. И для того сей Честный Крест сооружён древних лет, а отстроена старанием Анисима Родионова сына Лапухина 1801 году месяца июля 23 дня».
Слайд 9
В середине XIX в. при устройстве фундаментов Вознесенского
собора было вынуто огромное количества грунта, который не вывозился
с Красной площади, а был отсыпан здесь же, вокруг нового собора, в результате чего часовня оказалась наполовину засыпанной, поэтому для входа в неё были сделаны ступени вниз и металлический навес-сень.
Слайд 10
К началу XX в. здание часовни сильно обветшало
и требовало серьёзного ремонта — тесовая кровля пришла в
негодность, возникла необходимость переделать ступени и вход. В начале 1903 г. елецкий купец Иван Сергеевич Лопухин, «проживающий по улице Мало-Дворянской», изъявил желание привести часовню в порядок и представил проект реставрации. [4] Вопрос был рассмотрен Императорской Археологической комиссией 13 мая 1903 г., а 25 июля т. г. Елецкое полицейское управление сообщило Лопухину, что Департамент общих дел МВД «по сношению с обер-прокурором Святейшего Синода и Императорской Археологической комиссией» разрешил реставрацию часовни на собственные средства просителя по проекту А. Шестерикова, одобренному Строительным отделением Орловского губернского правления.
Слайд 11
В ходе реставрации стены часовни были вновь оштукатурены
и побелены; крыша, главка на ней и крест сделаны
новые и окрашены. Вход в часовню также устроен заново — со ступенями из веневского известняка, над входом — кованый навес с такими же решётками по бокам. Внутри часовня оштукатурена, «кроме тех мест, где были священные изображения в кругах. На восточной стороне — святители, без надписания имен, числом 4, а на западе … великомученицы Параскевы со крестом, а сбоку … св. Иоанна Воина, с другой стороны в великомученицы, изображения святых… а над всеми этими изображениями Нерукотворный образ. Отдельно … св. Николай Чудотворец. На стороне северной стены против входа наверху надпись, соответствующая цели назначения часовни. Под надписью вбиты в стену 2 больших гвоздя, коими прикрепляется к стене недавно найденный св. крест, деревянный, ветхий.
Слайд 13
Длина креста — четыре с половиною аршина, ширина
два аршина пять с половиною вершков, верхняя доска креста,
где надпись IНЦI, — длина тринадцать вершков, ширина — семь с четвертью вершка, изображение Спасителя — ростом в два аршина шесть с половиною вершков, в изображении рук Спасителя — один аршин 15 вершков. Размер нижней доски — длина 1 аршин, ширина 8 вершков…». [5] Крест и изображение на нём оставили в первозданном виде.
Слайд 14
В советское время часовня постепенно вновь пришла в
ветхое состояние. Решением Липецкого облисполкома № 874 от 2
ноября 1971 г. она была поставлена под охрану как памятник истории и культуры. В 1984 г. главка часовни с крестом, разрушенная в 1930-е годы, была восстановлена по сохранившимся фотографиям.