Слайд 2
Тема 1.
Основные понятия в проектировании костюма.
Функции
костюма и моды.
История развития моделирования детской одежды.
Слайд 3
Композиция (от лат. compositio)-
Составление, соединение, сочетание различных частей
в одно целое в соответствии с определённой идеей. Композиция
в дизайне определяется содержанием, характером, назначением художественного изображения или объекта. Композиция –наиболее яркий показатель художественного воображения.
Слайд 4
Три главных формальных признака композиции:
Целостность;
Подчинённость второстепенного главному, то
есть наличие доминанты;
Уравновешенность.
Слайд 6
Целостность
Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом
как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные
части, то налицо целостность как первый признак композиции.
Слайд 8
Подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты
Это когда
главный элемент композиции сразу бросается в глаза, именно ему,
главному, служат все другие, второстепенные, элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассмотрении произведения. Это смысловой центр композиции.
Слайд 9
Уравновешенность
Уравновешенность (статическая или динамическая)- это, та композиция, где
элементы расположены без оси или центра симметрии, где все
строится по принципу художественной интуиции в совершенно конкретной ситуации
Слайд 12
Типы композиции:
Замкнутая композиция-это когда изображение вписывается в раму
таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а
как бы замыкалось само на себя. Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей.
Слайд 13
Открытая композиция -её заполненность двояка.
Или это уходящие за
пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или
большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчинённых элементов. Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории.
Слайд 14
Симметричная композиция
Основная её черта-равновесие. Симметрия отвечает одному из
самых глубоких законов природы- стремление к устойчивости.
Слайд 16
Асимметричная композиция
Она не содержит оси или точки симметрии,
формотворчество в них свободнее, но асиметричность не снимает проблему
уравновешенности.
Слайд 18
Статическая композиция
Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого
типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе
не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию.
Слайд 20
Динамическая композиция
Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости,
этот тип композиции прекрасно отражает время, скорость, напор. Динамичные
композиции почти всегда асимметричные и открытые.
Слайд 22
Формы композиции
Все дисциплины проективного цикла, от начертательной геометрии
до архитектурного проектирования, дают понятия элементов, составляющих форму окружающего
мира:
Точка;
Линия;
Плоскость;
Объёмная поверхность;
Пространство.
Используя эти понятия легко классифицировать формы композиции.
Слайд 23
Точечная (центрическая) композиция
Здесь всегда определяется центр. Он может
быть центром в буквальном смысле или условным центром в
несимметричной композиции, вокруг которого компактно или равноудалённо располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна. Значение центра наиболее подчёркивается в круговой композиции.
Слайд 27
Линейно-ленточная композиция
Её общее расположение обычно вытянуто в каком
либо направлении, что предполагает наличие воображаемой осевой линии, относительно
которой строится изображение. Линейно-ленточная композиция является незамкнутой и частично динамичной.
Слайд 28
Плоскостная (фронтальная) композиция
Предполагает заполненность изображением всей плоскости листа,
Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не
стремится стать компактным пятном, не имеет ярко выраженного одиночного фокуса.
Слайд 30
Объёмная композиция
Включает в себя новое качество-протяжённость во времени,
она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена
единым взглядом полностью. Такая композиция весьма чувствительна к освещённости произведения, причём основную роль играет не сила света, а его направленность.
Слайд 31
Пространственная композиция
Во-первых, это сценическая композиция, включающая в себя
декорации, бутафорию, мебель и т.д.
Во-вторых, ритмическая организация групп в
танце (т.е. цвет и форма костюмов).
В-третьих выставочные комбинации декоративных элементов в залах или витринах.
Во всех этих композициях активно используется пространство между предметами. Большую роль здесь также играет освещение.
Слайд 32
Комбинация композиционных форм
В реальных конкретных произведениях формы композиции
в чистом виде встречаются не всегда.
Слайд 34
Тема 2
Композиционное формообразование.
Фигура человека как объект проектирования.
Возрастные особенности
сложения детей по возрастным группам.
Основные элементы композиции.
Слайд 35
Композиционное формообразование
Формообразование - это категория художественной
деятельности, дизайна и технического, обозначающая процесс созидания формы в
соответствии с общими ценностными установками. Композиционное формообразование – процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой связывают человека с вещью.
Слайд 36
Композиционное формообразование
Форма- морфологическая и объёмно-пространственная структурная организация вещи,
возникающая в результате содержательного преобразования материала.
Геометрический вид- свойство формы,
определяемое соотношением её размеров по трём координатам пространства. Характеризуется прямолинейностью и криволинейностью поверхности.
Конструкция – устройство, взаимное расположение частей, состав чего-либо.
Слайд 37
Композиционное формообразование
Масса- основная физическая характеристика материи.
Силуэт- плоскостное зрительное
восприятие объёмных форм одежды, для характериски иногда сравнивают с
простыми геометрическими формами.
Композиция формы одежды строится на линиях разного вида: силуэтных, конструктивных (швы), конструктивно-декоративных (рельефы, подрезы, акцентированные швы), декоративных (подчёркнутых отделкой).
Слайд 38
Факторы, влияющие на характер детской одежды.
На характер детской
одежды влияют:
Функциональность
Климатические условия
Возрастные особенности телосложения.
Слайд 39
Функциональность
Дети быстро развиваются и достаточно подвижны, поэтому одежда
должна быть комфортной и эргономичной. Неудобный костюм может отрицательно
сказаться на развитии и здоровье ребёнка. Все детали должны быть функциональны и располагаться в удобных для ребёнка местах.
Слайд 40
Климатические условия
Температура, влажность и движение воздуха- в зависимости
от климата по разному действуют на охлаждение тела ребёнка.
Поэтому для каждого климатического пояса необходимо своё решение: предъявляются особые требования к материалам и разное количество предметов в детском комплекте одежды.
Слайд 41
Возрастные особенности телосложения
У ребёнка в процессе роста постоянно
меняются пропорции тела, в связи с этим детей делят
на пять возрастных групп:
Ясельная- от 1года до 3 лет.
Дошкольная от 3 до 7 лет
Младшие школьники от 7 до 11 лет
Младшие подростки от 11 до 14 лет
Старшие подростки от 14 до 16 лет
Слайд 42
Возрастные особенности пропорций детской фигуры
Слайд 43
Требования, предъявляемые к материалам для детской одежды.
Основными требованиями
к тканям для детской одежды являются:
Гигиенические
Эстетические
Физико-механические
В зависимости от конкретного назначения изделия эти требования различны.
Слайд 44
Тема 3
Средства гармонизации композиции.
Согласованность образного и композиционного решения
костюма.
Слайд 45
Приёмы гармонизации композиции
Композиция определяет общие закономерности построения формы
в дизайне одежды. Целью композиции является получение утилитарно оправданной
формы вещи, которая имеет функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.
Слайд 46
Приёмы композиции:
Контраст, нюанс, тождество
Масштаб, масштабность,
Симметрия, асимметрия,
Статика, динамика.
Слайд 47
Варианты контрастных частей костюма в коллекции одежды
Слайд 48
Приёмы композиции
Нюанс -незначительное различие характеристик с элементами подобия.
Тождество-равенство
характеристик, форм, размеров, пластики, цвета, фактур.
масштабность, соразмерность формы
костюма и её элементов фигуре человека.
Масштаб- относительная величина предмета.
Слайд 49
Приёмы композиции
Композиционный центр-та часть, которая достаточно ясно выражает
главную идею, несет на себе всю смысловую нагрузку. Выделение
главного в композиции связано с особенностью зрительного восприятия человека, фиксирующего своё внимание на сильнодействующем раздражителе
Слайд 50
Разработка аппликаций для детской одежды
Аппликация строится по принципу
монокомпозиционного решения. Она формирует воображение и влияет на рост
творческих способностей ребенка. Может быть только декоративным элементом, а может и функциональным (аппликация и карман). Мотивом аппликации может служить любой предмет, главное условие- лаконичность по форме.
Слайд 51
Разработка одежды для детей ясельного и дошкольного возраста
Дети этой группы активно растут. У детей до года
голова относится к длине всего тела как 1/3. Чаще всего одежда младенца характеризуется утилитарными требованиями.
Пропорции детей ясельного возраста 1/4,5 или 1/4, осанка имеет некоторое отклонение назад. Чтобы детская фигурка воспринималась более пропорционально используется прямой силуэт, в платьях для девочек- трапециевидный. Ассортимент в ясельной группе и для девочек, и для мальчиков в большей степени одинаков.
Слайд 52
Разработка одежды для детей дошкольного возраста
Пропорции в этом
возрасте составляют 1/5 или 1/5,5. у дошкольников идет активный
физиологический рост. Основные формы одежды: трапециевидные и прямоугольные. Трапециевидные может быть А-образного или Д- образного силуэтов, что достигается изменением положения талии.
Слайд 53
Вертикальная симметрия в моделях одежды
Слайд 55
Тема 4
Закономерности композиций.
Пропорции.
Ритм.
Слайд 56
Принципы построения композиции
Единство содержания и формы
Целостность структуры
Соразмерность элементов
Соподчинение
элементов
Наличие композиционного центра и равновесие частей
Цельность
Слайд 57
Принципы построения композиции
Соразмерность-соразмерность элементов композиции между собой и
с фигурой человека.
Соподчинение-подчинение второстепенных элементов формы главному.
Цельность- целостное восприятие
всей художественной формы.
Пропорции- размерные соотношения элементов формы.
Слайд 58
Ритм
Ритм- чередование каких-либо элементов происходящие с определенной
последовательностью, частотой; служит для выражения упорядоченности, динамики и красоты
закономерности. Признак ритма- повторяемость элементов формы и интервалов между ними на плоскости или пространстве.
Слайд 59
Ритмические ряды
Повторяемость элементов может быть простая (статическая или
метрическая) и сложная (динамическая).
Статический ритмический ряд (метрический ритм)- это
простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними.
Динамический ритмический ряд- это сложное проявление ритма при изменяющейся с определенной математической закономерностью размеров элементов и интервалов между ними.
Слайд 60
Ритмические ряды
Динамический ритмический ряд предполагает изменение: увеличение или
уменьшение элемента по величине при равных интервалах; возрастание или
убывание интервала по величине при равных по величине элементах; возрастание или убывание по величине элементов и интервалов.
Чередование равных по величине элементов выражает равномерное движение.
Слайд 61
Ритмические ряды
Элементы на которые приходятся акценты называются активными.
Элементы, не имеющие акцентов,- пассивными. Равномерные чередования активных и
пассивных элементов называются метром. Расстояние от одного активного элемента до другого называется динамическим шагом. Скорость нарастание движения элементов называется темпом. Он может быть медленным, умеренным и быстрым.
Слайд 62
Ритм в костюме
Ритмы в костюме могут быть: лучевыми,
радиальными, спиральными, встречной направленности.
На ритме в костюме строится очень
много: складки, фалды, воланы, сборки; ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппотные ткани; разного вида отделка и фурнитура; ритмические повторы слоев ткани.
Слайд 63
Примеры использования ритма в композиции костюма
Слайд 64
Одежда для детей младшего школьного возраста
Пропорции составляют
1/6 или 1/6,5.
Основная деятельность ребенка в этом возрасте школьные
занятия, увлечения спортом. Поэтому гардероб школьника делится по назначению: одежда для занятий в школе, для занятий спортом, для игр дом и на улице, верхняя одежда. Основные силуэты- прямой, полуприлегающий, для девочек с расширенной талией. Общий стиль- спортивный.
Слайд 65
Одежда для детей старшего школьного возраста
Подростковый возраст отличается
анатомо-физиологической перестройкой организма: резким скачком в росте, увеличением веса,
изменением функции гормональной системы. В этот период складываются черты характера, формируются убеждения, появляется особый интерес к своей внешности.
Пропорции фигуры приближаются к взрослым. Костюмы могут быть выполнены в четырех силуэтах: полуприлегающий, прямой и трапециевидный, а так же свободный. Стилевое решение отличается разнообразием.
Слайд 66
Тема 5
Симметрия и асимметрия в организации костюма
Слайд 67
Симметрия
Симметрия- одинаковость расположения элементов относительно точки или оси
симметрии.
Тело человека- симметричная форма с вертикальной осью симметрии, проходящей
сверху вниз через середину тела.
Слайд 68
Симметрия
Симметрия является одним из важных композиционных средств достижения
единства и художественной выразительности проектируемой модели.
Слайд 69
Эскиз костюма с симметричной композицией
Слайд 70
Эскиз костюма с симметричной композицией
Слайд 71
Асимметрия
Асимметрия не содержит оси или точки симметрии. Придаёт
форме различную степень динамики, которая может быть внутренней и
внешней.
С точки зрения динамики важны расположение акцентов в костюме, зрительная уравновешенность всех его частей.
Слайд 72
Эскиз костюма с асимметричной формой
Слайд 73
Эскиз костюма с асимметричным распределением различных по цвету
пятен
Слайд 74
Эскиз костюма с асимметричным расположением конструктивных деталей
Слайд 75
Динамика
Динамика- это неустойчивое расположение формы в пространстве
с элементами движения внутри формы при её общей статичности.
Динамика
в современной одежде проявляется в асимметричном крое, в разрушении комплекса костюма (одна штанина, половина куртки), в свободно драпирующихся деталях и т.д.
Слайд 76
Эскиз костюма с динамичной формой
Слайд 77
Эскиз костюма со статичной формой
Слайд 78
Тема 6
Цвет в композиции костюма
Теория цвета
Фактура в композиции
костюма
Художественно-колористическое решение в детской одежде.
Слайд 79
Цвет в композиции костюма
Цвет – самое сильное средство
в композиции костюма.
Цвета разделяют на хроматические (окрашенные) и ахроматические
(неокрашенные). Для ахроматических цветов характерны светлотные отношения.
Слайд 80
Светлота
Светлота- это безразмерная величина, используемая для количественной
оценки различия между зрительными ощущениями, вызываемыми двумя смежными поверхностями.
Слайд 81
Характеристики хроматических цветов:
Насыщенность
Тон
Светлота
Слайд 82
Характеристики хроматических цветов:
Насыщенность- степень наличия чистого пигмента в
цвете.
Тон- наличие в одном цвете примесей другого цвета.
Светлота- степень
разбеления
Слайд 83
Теория гармоничных цветовых сочетаний
Существуют гармонии чистых спектральных цветов.
Это цвета радуги: красный- оранжевый- жёлтый- зелёный- голубой –
синий – фиолетовый.
Одна из цветовых гармоний – это гармония цветового круга.
Слайд 84
Цветовой круг
Цветовой круг строится на контрастных парах, находящихся
на концах диаметров круга, кроме того между ними находятся
растяжки промежуточных цветов.
фиолетовый
жёлтый
красный
зелёный
Слайд 85
Цветовой круг
С помощью цветового круга можно получить родственные
и родственно – контрастные цветовые сочетания, путём соединения точек
круга.
Слайд 86
Фактура
Фактура- поверхность формы- создаёт внешний вид изделия
и определяет его зрительный образ. Применение в одной модели
материалов разных фактур даёт возможность подчеркнуть особенности каждой поверхности.
Слайд 87
Эскизы моделей одежды из тканей разной фактуры
Слайд 88
Тема 7
Зрительные иллюзии в одежде
Слайд 89
Зрительные иллюзии в одежде
Иллюзии – искажённое восприятие действительности,
обман восприятия.
Существует ряд иллюзий, важных для моделирования одежды.
Слайд 90
Иллюзия переоценки вертикали- вертикальное кажется
больше равновеликого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия может приближаться
к разнице в 1/3.
Иллюзия заполненного пространства- заполненное декором или деталями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное.
Слайд 92
Иллюзия заполненного пространства
Слайд 93
Иллюзия переоценки острого угла
Слайд 94
Иллюзия переоценки острого угла- расстояние
между сторонами острого угла кажется больше реального.
Иллюзия контраста- маленькая
форма рядом с большей кажется ещё меньше и наоборот.
Слайд 95
Иллюзия замкнутого и незамкнутого контура- фигура
с замкнутым контуром кажется меньше чем с незамкнутым.
Иллюзия полосатой
ткани- правильно выбранное расположение и ритм полос придаёт стройность полной фигуре.
Слайд 96
Иллюзия сокращения объёма при делении фигуры
по вертикали контрастными по цвету тканями- создаётся путём использования
асимметрии при распределении цветовых пятен.
Иллюзия расчленения формы- форма одежды читается чётко, если она заполнена активным рисунком.
Слайд 97
Иллюзия трёхмерного пространства- модели с иллюзией
пространственного решения рисунка. Получаемый эффект зависит от применяемого рисунка
и его расположения.
Иллюзия пространственности- при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка.
Слайд 98
Иллюзия психологического отвлечения- чтобы скрыть
определённый недостаток фигуры, внимание направляют в другое место в
одежде или целенаправленно подчёркивают достоинства внешности человека.
Слайд 99
Тема 8
Основы графического моделирования на начальном этапе изучения
основ композиции.
Типы проектно графического изображения.
Слайд 100
Основы графического моделирования на начальном этапе изучения основ
композиции.
Графика- вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные
изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающее собственными изобразительными средствами и возможностями.
Слайд 101
Графика- одно из профессиональных
средств дизайнерского проектирования. Она помогает решить проективную задачу достаточно
простыми средствами. Это переход от мыслительной деятельности к быстрому поиску оптимального решения в процессе первоначального этапа проектирования.
Слайд 102
Типы проектно графического изображения
Этапы проектирования
Набросок- первоначальный графический замысел
Поисковый
рисунок с разработкой графических вариантов или деталировкой проектного изделия
Эскизное
проектирование- разработка идеи проекта в совокупности с нахождением образного решения, с подбором материалов и аксессуаров
Слайд 103
Построение чертежей конструкции
Выполнение макета в
материале с уточнением конструкторского и технологического решения первоначальному эскизу.
Слайд 104
Графические приёмы изображения
Эскиз-поиск – набросок проектной идеи
Эскиз-подача –
использование его в печатной графике
Технический эскиз – точное, ясное
изображение без искажения пропорциональных соотношений моделей и фигуры человека, выполненное достаточно простыми художественными средствами.
Слайд 106
Поисковый рисунок с проектной деталировкой изделия