Слайд 2
Жигалова Яна Ивановна
образование
специальность
педагогический стаж
квалификационная
категория
высшее,
ЛНУ им.Т.Г.Шевченка
учитель начальных классов
10 лет
«специалист 2 категории»
Проблема, над которой я работаю
«Развитие памяти и внимания младших школьников через использование дидактических игр в условиях
перехода на новый стандарт начального образования»
Слайд 3
Моё педагогическое кредо
« В стремлении дать знания всегда
помнить, что каждый ребёнок – это человек , требующий
любви, заботы и внимания»
Слайд 4
Актульность педагогической проблемы
Современный ученик
- умеет мыслить;
- умеет
использовать приобретённые
знания, умения и навыки
имеет
хорошую память, внимание,
развитую речь и т.д.
Как создать условия для развития памяти и внимания?
Объединить учебную деятельность младшего школьника с другой актуальной деятельностью детей данного возраста: игрой, общением в коллективе, творчеством, художественно – прикладным искусством.
прочные знания, готовность к самостоятельной жизни
Использовать в учебно – воспитательном процессе игровые методы, формы и приёмы, дидактические игры
Слайд 5
Задачи для реализации проблемы :
изучить передовой педагогический опыт
по данному вопросу;
изучить содержание, правила, методику проведения дидактических игр
на уроке в начальной школе;
раскрыть психолого-педагогические аспекты применения игры в учебном процессе в начальной школе.
внедрять разнообразные виды дидактических игр в учебно – воспитательный процесс и экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие памяти и внимание младших школьников.
проанализировать влияние дидактических игр на развитие памяти и внимания младших школьников.
Слайд 6
Теоретические основы игры как средства обучения
Современная
дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в
них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивную форму общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса (В.Г. Коваленко).
Теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается (А.С. Барков, В.Н. Липник, Н.Г. Морозова, А.Е. Ставровский и др.).
Отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание всего класса. В игре дети попадают в ситуации, позволяющие им критически оценивать свои знания в активном действии, приводить эти знания в систему.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения.
Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется
рядом причин:
игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
Дидактические игры
суть
Имеют воспитательное и развивающие влияние
Направленные на решение конкретных дидактических задач
Слайд 8
МАТЕМАТИКА
“Поймай рыбку”
Цель: Закрепление учащимися знания таблицы
сложения с переходом через десяток.
Описание: На доске висит таблица
на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:
7+8 9+3
9+6 14-6
9+7 15-7
16-8 18-9
13-6 8+5
Задание: Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.
«Незадачливый математик»
Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала (решение уравнений).
Описание: На карточках записаны примеры с пропущенными цифрами. Чуть в стороне прикрепляются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и фигурка медвежонка.
Задание: Учитель предлагает следующую ситуацию: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места.
Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
Слайд 9
Примеры дидактических игр
на уроках обучения грамоте, русского языка
Составление слова из
данных слогов (слоги даны в рассыпную) .
Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.
Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.
Игра “Кто быстрее, кто больше ?”. Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
7. Подбор синонимов, антонимов, омонимов.
1) Труд, работа;
2) День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
3) Лисичка гриб, лисичка животное.
8. Игра “Сложи словечко”. Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).
Слайд 10
«Живые слова»
Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала
через двигательный анализатор.
Описание: К доске приглашаются учащиеся, выступающие
в роли слов, они называют каждый свое слово по порядку.
Задание: Классу дается задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение
«Найди пару»
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: К доске выходят 8 человек, каждый получает карточку со словом:
четверо – с существительными
и четверо – с прилагательными.
Задание: Найти подходящее слово к своему. Выигрывает пара, первой нашедшая друг друга (можно повторить 2-3 раза, чтобы поучаствовали все).
Слайд 11
Литературное чтение, окружающий мир
«Живая сказка»
Цель: развитие внимания, творческих
способностей
Описание: Перед игрой участникам раздаются роли (на листке написано,
кто кем или чем будет). Игроки не знают, когда их выход. Ведущий начинает читать сказку, а дети, услышавшие заданное слово, выходят и иллюстрируют слова ведущего.
Задание: например: ведущий читает «Наступила Зима. Игрок, которому досталась карточка со словом «зима», выходит и показывает, как наступила зима. Особенно интересно играть вместе со взрослыми. Сказки можно сочинять совместно с детьми. Чем больше в сказке персонажей, тем веселее
«Цитаты- оборвыши»
Цель: развитие памяти
Описание: Ведущий начинает цитату, обрывает ее и предлагает продолжить.( «ветер, ветер, ты могуч…)
Задание: продолжить цитату из сказки, другого литературного произведения
Слайд 12
«Бегает, прыгает, летает»
Дидактическая задача: знать основной способ
передвижения животного.
Ход игры: учитель называет животное, а
ребенок, поймавший мяч, называет способ передвижения. Сначала учитель просит указать наиболее характерный и знакомый способ передвижения, а потом и разнообразные движения одного и того же животного. Например, воробей — «летает», а в дальнейших заданиях — «прыгает по земле», кошка — «ходит», «бегает», «лазает»
«Овощи, фрукты»
Дидактическая задача: знать овощи и фрукты.
Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, учитель говорит: «Морковь», ребенку надо ответить: «Овощи».
Можно усложнить задание: учитель называет группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей.
Слайд 13
На основе этого могу проанализировать результаты работы над
своей проблемой и сделать вывод, что:
- внимание учащихся становится
более целенаправленным, устойчивым;
- стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности и любознательности;
- игра положительно влияет на интеллектуальное развитие: в игре ребенок учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова;
- большое влияние оказывает игра на развитие речи, потому, что игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации;
- немаловажно и велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться.
Также могу сделать вывод о том, что в игре ученик дольше и легче удерживает сознательную цель запоминания. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Слайд 14
- изучение передового педагогического опыта,
- овладение
элементами метапредметного, системно – деятельностного
подхода;
-
изучение и внедрение новых педагогических и воспитательных
технологий, участие в заседаниях педагогического совета школы,
выступления на ГУМО;
- участие в методических, творческих конкурсах, участие в творческих
группах.
Перспективы личностно – профессионального развития