Слайд 2
Биография
Михаил Михайлович Пришвин родился (1873- 1954) в купеческой
семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в
Тюмени - в реальном училище, в Риге - в политехникуме, в Лейпциге - в университете. Получил специальность агронома.
Первая его книга - о русском Севере - "В краю непуганых птиц". Главная тема творчества - человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
Заветная мечта - обрести своего Читателя, который сначала сам "поймёт,
а уж потом всем скажет".
Слайд 3
Специфика творчества
Пришвин в своих рассказах так умело описывает
все прелести природы или повадки животных, что в воображении
детей сразу рисуется их яркий образ, дети наяву слышат, как поют птицы или шумят листья на деревьях.
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен
Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни
Слайд 4
Природа в творчестве
Сколько еще в рассказах Пришвина наблюдений
за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами - наблюдений,
полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется - и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. И Хозяин Леса, сильный своим разумом, добрый "сердечной мыслью", всматривается, вслушивается в нее, любуется, понимает - и принимает под свою защиту.
Слайд 5
Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным,
то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и
как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов - каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства "через посредство охоты" Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Слайд 6
Анализ произведения:
«Кладовая солнца»
Тема произведения:
Мир полон чудес, которые надо
научиться видеть. Борьба добра и зла вечна».
Слайд 7
Сюжет и герои:
Двое совсем не больших по возрасту
детей, брат и сестра – двенадцатилетняя Настя и десятилетний
Митраша, Но в жизни любых героев бывают светлые времена и не очень. Вот и Насте с Митрашей довелось пройти через испытание. Однажды они вспомнили о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, и отправились туда, чтобы набрать побольше этой «полезной для здоровья ягоды». Дорога на чудесную палестинку лежала через гиблое место, в котором пропало много людей и животных, — Слепую елань. На полпути дети присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте. Вот тут и появляются новые герои.
Слайд 8
Роль природы
«Думающая» и «говорящая» природа: ель, сосна,
волк, лось, тетерев, собака Травка. Все они сыграли важную
роль и в повествовании, и в судьбе Насти и Митраши.
Слайд 9
Испытания героев:
Ребята ссорятся, и вдруг рванул ветер, сосна
и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали,
как будто сама природа предостерегала детей. Но Митраша не послушал благоразумной Насти, «…оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А Настя так увлеклась сбором клюквы на палестинке, что нескоро вспомнила о брате. И быть бы беде, но, как это часто бывает в сказках, на помощь снова пришла природа.
Слайд 10
Конец сказки
Как и любая сказка, «Кладовая солнца» заканчивается
счастливо. С той поры незаметно для всех дети стали
меняться в лучшую сторону: Митраша «непременно стал бы героем Отечественной войны» , а Настенька, когда из детдома обратились к сельским жителям за посильной помощью эвакуированным из Ленинграда детям, отдала всю собранную клюкву, ведь эта ягода обладает незаменимыми целебными свойствами.
Слайд 11
Особенности:
Характерными чертами сказки как литературного жанра являются: сказочный
зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро
побеждает зло.
Своеобразие сказки у Пришвина еще и в том, что он перевоссоздает (отражает) жизнь в форме сказки – неслучайно сам писатель под названием произведения дает его жанровое определение: «сказка-быль». Тем самым он подчеркивает, что в нем присутствуют элементы сказки и были, передает нам мысль о том, что это особенная сказка, правдивая сказка.
Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе.