Слайд 2
Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч.
εἰκών «образ», «изображение»).
Иконы нельзя отнести к произведениям живописи
в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности.
Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Икона – это прежде всего доска. На лицевую часть доски наклеивается паволока – обычно льняная ткань. Доска и паволока из льна представляют мир растений
Животный мир и элементы земли собраны в левкасе – грунте, которым покрывается паволока . Краска – темпера – приготовлялась из минералов., которые растирались и смешивались с яичным желтком.
Слайд 4
Если картину называют окном в окружающий мир, то
икону можно назвать окном в мир невидимый.
Слайд 5
Изображение архитектуры
Одной из особенностей живописного языка
иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает
на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
Слайд 6
Изображение света
Внешний источник света отсутствует.
Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их,
как символ святости.
Слайд 7
Изображение лика
Лик — это самое главное в
иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют
глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Слайд 8
К «личному» относится не только лик,
но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет
жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
Слайд 9
Символика цвета
Цвет в иконе символичен. Он предопределен и
лишен произвола.
В иконах мы встречаем три основных цвета:
красный, синий и зеленый.
Слайд 10
Красный — это цвет земной, цвет крови и
жертвы, но в то же время и цвет царский.
Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Слайд 11
Цвет, который никогда не использовался в
иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое,
зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 12
Золото являет созерцательному глазу и умствующему
уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.
Слайд 13
Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом
вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое
выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
Слайд 14
Православный символ – образ, который в конкретной, определенной
форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах,
трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни.
С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.