Слайд 2
Актуальность темы. В условиях модернизации образования, вариативности программ
и типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость решения
проблемы целостного развития ребенка. Необходимым условием гармоничного развития ребенка является полноценное музыкально-эстетическое воспитание, развитие основ восприятия музыки. Об этом свидетельствует обязательность художественно-эстетического воспитания и развития детей, прописанное в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста как говорят ученые, связано, не только с интеллектуальным развитием, но и с физическим. Здесь на первый план вступают танцевально-ритмические движения.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они: обогащают эмоциональный мир детей, развивают музыкальные и познавательные способности.
Слайд 3
Цель исследования
Отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального
ритма в музыкально-ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста.
Слайд 4
Объект исследования:
содержание и организация образовательной деятельности на уровне
дошкольного образования.
Предмет исследования:
развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного
возраста в музыкально-ритмических движениях
Слайд 5
если использовать музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, то
это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма.
Гипотеза исследования
Слайд 6
Задачи
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по
данной проблеме.
2. Составить словарь понятий.
3. Разработать методику развития чувства
музыкального ритма.
4. Провести педагогический эксперимент в три этапа.
Слайд 7
Методы исследования
Теоретические:
1. Анализ научно-методической, педагогической литературы.
Практические:
1.
Наблюдение.
2. Беседа.
3. Педагогический эксперимент
Слайд 8
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ детский сад
комбинированного вида №2 «Звездочка»
Люберецкий муниципальный район Московской области
Слайд 9
Эксперимент
3 этапа:
констатирующий эксперимент
формирующий эксперимент
контрольный эксперимент
Слайд 10
В эксперименте принимали участие 16 детей
младшего дошкольного возраста
(3-4 года)
Слайд 11
Констатирующий эксперимент
Цель: Определение начального уровня развития чувства музыкального
ритма у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
разработать диагностические задачи;
провести диагностику
уровня развития музыкально-ритмического чувства;
составить критерии оценки уровня развития чувства ритма;
обработать полученный результат.
Слайд 12
Диагностика чувства ритма
1 задание. Воспроизведение в хлопках ритмического
рисунка мелодии русской народной песни «Ах вы сени» (аудиозапись).
Критерии
оценки выполнения задания (в баллах):
3 балла - точное выполнение ритмического рисунка.
2 балла - допускает небольшие неточности.
1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии.
Слайд 13
2 задание. Соответствие движений характеру музыки, соответствие ритма
движений ритму музыки.
Критерии оценки выполнения задания (в баллах):
3 балла
- выразительные движения, смена движений в соответствии с характером музыки и ритмом.
2 балла - есть желание двигаться под музыку, но движения не всегда соответствуют характеру музыки.
1 балл –ребенок начинает делать движения под музыку, но они не передают характер и ритм музыки.
Слайд 14
В соответствии с критериями нами было выделено три
уровня развития чувства ритма:
Высокий - 6 баллов
Средний - 4-5
баллов
Ниже среднего – 3-1 балл
Слайд 15
Анализ результатов констатирующей диагностики
Слайд 16
Результаты по уровням развития чувства музыкального ритма
Слайд 17
Результат констатирующего эксперимента
Высокий уровень – нет детей, что
соответствует 0% от общего числа испытуемых;
Средний уровень - 9
детей, что соответствует 56% от общего числа испытуемых;
Ниже среднего уровень - 7 детей, что соответствует 44% от общего числа испытуемых
Слайд 18
Формирующий эксперимент
Цель:
Развитие чувства музыкального ритма у
детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях.
Задачи:
разработать
задания для развития чувства музыкального ритма;
провести экспериментальное исследование.
Слайд 19
Для дальнейшего исследования мы разделили данную группу детей
на две подгруппы, по 8 человек в каждой (экспериментальную
и контрольную).
В формирующем эксперименте мы использовали следующие задания на развитие чувства музыкального ритма:
1. «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова
2. «Ножки весело стучат» муз. Г.Ф. Вихаревой.
3. «Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой.
4. «Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой
5. Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М.Раухвергера.
Слайд 20
Контрольный эксперимент:
Цель: определение эффективности разработанной методики по развитию
чувства музыкального ритма в музыкально – ритмических движениях
Задачи
:
1. Выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить эффективность разработанной методики развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях.
На данном этапе использовался тот же диагностический материал и критерии оценки, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Слайд 21
Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе.
Слайд 22
Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики детей экспериментальной группы.
В
экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у двоих
детей. По итогам диагностики их общий результат увеличился на два балла.
У остальных детей результат улучшился на один бал.
Слайд 23
Результаты контрольной диагностики в контрольной группе.
Слайд 24
Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики у детей контрольной
группы.
На контрольном этапе эксперимента у детей контрольной группы изменений
не произошло.
Слайд 25
Общая картина распределения детей экспериментальной группы по уровням
развития чувства музыкального ритма
В экспериментальной группе двое детей
переместились на высокий уровень, трое улучшили свои результаты до среднего уровня. И трое детей остались по-прежнему на среднем уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей.
Слайд 26
Общая картина распределения детей контрольной группы по уровням
развития чувства музыкального ритма
В контрольной группе у детей
не произошли изменения уровня развития чувства музыкального ритма.
Слайд 27
Распределение детей по уровням развития чувства музыкального ритма
по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе
Слайд 28
Заключение
На основе анализа психолого-педагогической литературы были определены понятия
«способности», «чувство ритма»,которые дал отечественный психолог Б.М. Теплов в
своей работе «Психология музыкальных способностей».
Чувство музыкального ритма активно развивается в музыкально – ритмических движениях, так как потребность в движении дети испытывают с самого раннего возраста.
Методологической основой исследования являются работы Б. М. Теплова и Н.А. Ветлугиной, С.Л. Рубинштейна, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой.
Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Слайд 29
Заключение
На констатирующем этапе эксперимента мы определили уровень развития
чувства музыкального ритма. Формирующий эксперимент основан на методике О.П.
Радыновой. Контрольный эксперимент был проведён для проверки гипотезы. В исследовательской работе путем апробации нам удалось выявить положительные результаты в развитии чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях.
В итоге цель, поставленная в начале исследовательской работы «отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально-ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста» достигнута. Доказана гипотеза исследования: если использовать музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма. Поставленные задачи решены.
Слайд 30
Методические рекомендации для воспитателей
Развитию чувства музыкального ритма у
детей младшего дошкольного возраста способствует использование музыкально-ритмических движений в
музыкальных играх.
С детьми младшего дошкольного возраста можно провести следующие музыкальные игры: «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова, «Ножки весело стучат» муз. Г.Ф. Вихаревой, «Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой, «Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой, «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.
Для эффективного развития чувства ритма мы предлагаем:
- проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми.
-необходимо опираться на развитие именно чувства ритма у детей с самого раннего возраста.
-применять на музыкальных занятиях и в группе наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоение музыкально-ритмических движений, с условием учета психофизиологических особенностей детей .