годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Великий
русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Слайд 3
Развитие речи(Википедия) – (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) —
широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных
с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Слайд 4
Методика развития речи включает в себя:
- обширную работу над связной речью,
- развитие словаря,
-
формирование грамматического строя речи,
- воспитание звуковой культуры речи,
- подготовку детей к усвоению грамоты.
Самая маленькая единица речи — это звук.
Звук — слог — слово — предложение.
Слайд 5
У музыки и речи существует немало
общих основ. Одна из них заключается в том, что
и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук.
Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.
Музыка как и речь имеет интонационную природу.( Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.)
Исходя из этого, сочетание работы над речью дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.
Слайд 6
Правильность, чистота и красота речи тесно
связаны с ее мелодикой - интонацией. Роль интонации в
речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударения, речевое дыхание а также тембр и паузы.
Высота голоса (мелодика) характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.
Слайд 7
Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов,
фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не
только физическое свойство, но и важный элемент мелодико – интонационного оформления устной речи.
Тембр голоса придает речи каждого человека индивидуальное звучание. Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи.
Развитие различных свойств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.
Слайд 8
Темп – ускорение и замедление речи в зависимости
от содержания высказывания и с учетом пауз между речевыми
отрезками.
Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов (их долготы и краткости, повышения и понижения голоса).
Фразовое и логическое ударения – это выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряженностью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) – в зависимости от смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия, грамматического строения, положения слова во фразе или ее отдельной части, различных психологических моментов.
Слайд 9
Музыкальное воспитание детей в детском
саду имеет большое значение для развития речи детей. Развитие
речи осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.
НОД по музыке включает в себя такие составляющие как
- ритмика
-слушание музыки
-пение
- игры, хороводы
-игра на музыкальных инструментах
Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей основных свойств голоса и связной речи.
Слайд 10
Конечно, основной вид музыкальной деятельности,
наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.
Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».
Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Слайд 11
Общеизвестно, что пение развивает:
- речевое
дыхание,
- голос,
- формирует чувство ритма и темпа речи,
- улучшает дикцию,
- координирует слух и голос.
Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Слайд 12
Преимущества певческой деятельности для развития речи:
-Пение помогает понять ритмический
строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог
-Пение требует четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей, это помогает развитию четкой дикции ребенка
-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.
- Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.
- Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.
-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
- Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.
- Пение развивает речевой слух, вырабатывает дикцию (пение попевок на различных звуках)
Слайд 13
Слушание музыки формирует
слуховое внимание,
эмоциональную отзывчивость на музыку;
звуковысотный, тембровый и
динамический компоненты слухового восприятия.
Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.
Слайд 14
Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться
в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий,
в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение.
Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
Слайд 15
Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на
речь детей. Л. Генералов сказал: « Движение – это
тоже речь, выражающая сущность ребенка».
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук
– пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В.М. Бехтеревым и М.М. Кольцовой была установлена связь мелкой моторики и речевого развития. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.
Слайд 17
К достоинствам игр с пением
относится и то, что с их помощью легче отрабатывать
координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст разученный в процессе игры, хорошо запоминается и соотносится с ритмом музыки.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи.
музыкальных инструментах тоже в свою очередь развивает речь детей
посредством развития мелкой моторики.
Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.
Слайд 19
Обучение игре на детских
музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для
детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).
Слайд 20
Создание шумовых оркестров
– это замечательное средство развития не только метроритмического чувства,
но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок ,извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.