Слайд 2
Творчество- ступень развития возможностей человека или его потенциал.
Творческая
деятельность- деятельность человека, в результате которой им создается нечто
новое, которое приводит к новым знаниям о мире, отражает новое отражение к действительности.
Способности- индивидуальные не врожденные качества личности, которые обеспечивают высокую степень овладения определенной деятельностью.
Творческие способности- индивидуальные особенности качества человека, необходимые для выполнения им творческой деятельности.
Слайд 3
Условия для развития творческих способностей
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со
стороны взрослого, его отказ от критики в адрес ребёнка;
обогащение
окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для практики;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Слайд 4
Виды деятельности, влияющие на развитие творческих способностей
Слайд 5
Методы развития творческих способностей (А.В. Хуторской)
Слайд 6
Когнитивные методы обучения (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов
является то, что их применение приводит к созданию образовательной
продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными. Однако первичной целью использования данных методов является познание объекта,
поэтому их основная специфика связана с когнитивными, а не с креативными процессами.
1. Метод эмпатии (вживания)
Означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри.
Главное – это воспитание эмпатии, т.е. умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Вживаться в сущность образовательных объектов помогает применение словесных предписаний. В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка.
Слайд 7
2. Метод образного видения
Эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается
глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в
них образы, описать на что они похожи. Или, например, детям предлагается послушать музыкальное классическое произведение. После прослушивания педагог задает вопросы.
Что хотел выразить композитор, создавая мелодию?
Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка?
Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.
Слайд 8
3. Метод эвристического наблюдения.
Цель данного
метода – научить детей добывать и конструировать знания с
помощью наблюдений.
Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие ребенком различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний, способ их добывания из реальности бытия. Ребята, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ребенка в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него. Одновременно с получением заданной педагогом информации многие дети во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют знания с помощью наблюдений.
Слайд 9
4. Метод исследования.
Выбирается объект исследования
природный, культурный, словесный или иной (сказка, поговорка, лист дерева,
одежда, небо или другое). Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект.
Цели исследования - план работы - факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы.
Подобная алгоритмизация нисколько не умаляет их творчества. Напротив, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ребенок неизбежно получает свой собственный образовательный продукт. Педагог помогает детям увеличивать объем и качество такого результата. Достигается это путем систематического повторения алгоритмических этапов исследования.
Слайд 10
Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта.
Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу»
собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.
1. Метод придумывания.
Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскивание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Слайд 11
2. Метод «Если бы…»
Детям предлагается пофантазировать, что бы
могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или д2инозавры
ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.
3. Метод гиперболизации.
Предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств.
4.Метод агглютинации.
Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить.
Слайд 12
Педагогические формы развития творческих способностей детей
1. Экскурсия на
природу с последующим рассказом об их впечатлениях.
2. Работа с
текстами сказок: чтение, пересказ, творческая переработка сюжета.
3. Театрализованные игры и детские спектакли.
4. Литературные игры.
5.Встречи с интересными людьми.
Слайд 13
1.Экскурсия
Дошкольный период
жизни - время постижения окружающего мира во всем его
многообразии, а природа является для ребенка самой доступной в восприятии и понимании.
Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества детей: чувство прекрасного, ощущение радости познания, желание быть полезным обществу. Экскурсия на природу – эффективная форма обучения, требующая систематического применения. На данном этапе происходит заметное обогащение внутреннего мира ребенка, развивается наблюдательность, память, эмоциональность восприятия, обогащается словарный запас, увеличивается образность и метафоричность речи. А главное, достигаемый путем познания природы душевный подъем, наполненность мыслями, чувствами, стимулирует ребенка к попытке выражения их креативным путем.
Слайд 14
2. Работа с текстами сказок
Работа над сказками должна
осуществляться по двум направлениям: над содержанием и над языком.
После прочтения сказки с детьми необходимо провести беседу по осмыслению содержания.
Работа над языком включает в себя следующие вопросы:
Какие сказочные выражения вы заметили в тексте?
В каких еще сказках были похожие выражения?
Какие слова используются для описания героя и почему?
Почему сказка так называется?
Как бы вы назвали ее по-другому?
Следующим важным этапом являются творческие задания. Детям дошкольного возраста (с помощью педагога) для самостоятельной работы предлагаются такие творческие задания:
- продолжить сказку;
- переработать сюжет;
- придумать другой конец сказки.
Данные задания творческого характера у дошкольников находят продолжение в детских рисунках, аппликациях и поделках.
Слайд 15
3.Театрализованные игры и детские спектакли
Здесь
можно не ограничиваться в качестве материала сказочными сюжетами, а
выходить на несложные, в том числе предусмотренные программой, рассказы, стихотворения. Целесообразно использовать такие виды игр:
- разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх и играх - драматизациях сюжетов литературных произведений, внесение в них и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий;
- разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками- самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток.
Важно, чтобы подготовка к детскому спектаклю велась по следующим направлениям: знакомство со сказкой, беседы о театре,
распределение ролей, репетиции, изготовление пригласительных билетов, афиши, подготовка выставки детского рисунка по сюжету сказки.
Основное достоинство данной формы приобщения детей к творчеству - развитие способности духовного перевоплощения, наблюдательности и умения в объекте наблюдения отметить и изобразить существеннейшие, знаковые особенности.
Слайд 16
4. Литературные игры
Всякое искусство питает душу
ребенка, одно из первых, с которым встречается дошкольник, -
это поэзия. Прибаутки, потешки, игровые песенки наполнены ароматом родного языка, тепла, домашнего уюта.
Эти поэтические образы имеют большое значение. Они не всегда осознаются ребенком, но, проникая в область подсознательного, они готовят ребенка к восприятию поэзии в будущем. Приобщаемый к поэзии дошкольник лучше обогащает свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, богаче формируется духовно и творчески.
Большое значение для творческого развития ребенка имеют литературные игры в словосложение, метафору, ударение, игры–фантазии, буриме.
Любовь к поэзии и «сочинительство» просыпаются у детей в дошкольном возрасте
В развитии поэтического творчества ребенка большую роль играет эмоциональное отношение к окружающему, чувствительность к богатству языка и его возможностям.
Слайд 17
5. Встречи с интересными людьми.
Главные
методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:
1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.
2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.
4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности.
После таких встреч, дети долго остаются под впечатлением увиденного, услышанного. Свои впечатления они отражают в рисунках, в сюжетных играх, делятся впечатлениями.