Слайд 2
Во времена Корчака забота о сиротах находилась в
ведении разных религиозных объединений. Существовали попечительские организации, которые занимались
вопросами функционирования и содержания сиротских учреждений, часто бедных, запущенных. В 1910г. председатель еврейского общества "Помощь сиротам" Исаак Элиасберг предложил Корчаку взять на себя руководство новым сиротским приютом.
Слайд 3
Начало работы Корчака в новом доме на улице
Крохмальна, 92 ознаменовалось резким поворотом во всей его жизни.
Он окончательно оставил больницу и медицину.
Слайд 4
Воспитанники Дома сирот посещали так называемые субботние школы
(szabasowki), которые не работали по субботам, однако преподавание в
них велось на польском языке.
Слайд 5
Еда была кошерной. Регулярно отмечали еврейские праздники
(Рош-ха-Шана, Иом-Киппур, Ханукка, Пурим, Песах). Корчак, не умевший читать
по-древнееврейски, поручал ведение праздничных церемоний кому-либо из воспитателей или специально приглашенному по этому поводу раввину. Преподавали здесь и религию, идиш и иврит.
Слайд 6
Дети, желавшие в субботу пойти на
утреннюю службу в синагогу, отправлялись туда в сопровождении воспитателя.
Синагога на улице
Тломацке в Варшаве
Слайд 7
Корчак не навязывал детям какую-то определенную религию: он
доверял им самим сделать выбор - ведь он и
сам понимал иудаизм весьма своеобразно. Он напутствовал своих воспитанников (дети покидали Дом сирот в четырнадцать лет):
Слайд 8
"Мы ничего вам не даем.
Мы не даем вам
Бога, ибо вы сами, собственным трудом должны найти его
в своей душе.
Мы не даем вам родины, потому что вы должны найти ее трудом собственного сердца и мысли.
Слайд 9
Мы не даем вам любви, им нет любви
без прощения, а прощение - это труд, огромный труд,
который каждый должен предпринять сам.
Мы даем вам только одно - тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь будет, тоску по истине и справедливости.
Слайд 10
Быть может, эта тоска приведет вас к Богу,
поможет обрести Родину и Любовь»
("Прощание", 1919).
В этих строчках
выражено отношение Корчака к религиозности. Он считал своим долгом предложить детям самим найти путь к вере, а не указывать, каким именно должен быть этот путь.
Слайд 11
Большую часть суток Корчак был погружен в работу
с детьми в своем Доме сирот. Он научился, по
его словам, «читать» детские души. Большую часть дневных часов он проводил в рабочем халате. По пятницам мыл детям головы, подстригал им ногти, а когда было нужно, учил их важному искусству – чистке башмаков.
Слайд 12
Дети из квартала еврейской бедноты
Слайд 13
Цель Корчака и его сотрудников –
воспитание активной и
самостоятельной личности.
Слайд 14
Воспитательные задачи:
1) создание в детском доме самочувствия защищенности
для каждого ребенка;
2) утверждение в жизни детского дома законов
равноправия;
3) регулирование отношений между воспитателями и воспитанниками, а также между детьми в детском коллективе;
4) отдача должного внимания заботам, переживаниям каждого ребенка;
5) воспитание "разумного" воспитателя
Слайд 15
Дети сравнивают подарки, полученные на праздник Шавуот
Слайд 17
Шкала оценки отличалась многообразием вариантов:
1. товарищ;
2. жилец;
3. безразличный жилец;
4. обременительный новичок.
Слайд 18
Он стремился детям привить любовь к труду. Дети
сами выбирали для себя род занятий. Они обязаны были
поддерживать чистоту, помогать, на кухне, в библиотеке, в мастерских. За выполнение специальных работ детям выплачивались деньги ("доходные дежурства"). Получив деньги, дети могли насладиться всеми отрицательными чертами обладания ими.
Слайд 19
Сельма должна купить в лаке кастрюльку супа и
бутылку молока.
Слайд 20
Доска для контактов с детьми, почтовый ящик
для переписки воспитанников с воспитателями, стенгазета, совместные заседания, товарищеский
суд, для которого Корчак составил воспитательный кодекс. В суд дети могли жаловаться как друг на друга, так и на взрослых.