Слайд 2
Семиотика
Как наука о знаковых системах, семиотика состоит из
четырех основных разделов, или уровней: алфабетики, семантики, синтактики и
прагматики. И на каждом из этих уровней можно отследить, проанализировать, а значит, и применить опыт шрифтового креатива, или шрифтовой игры.
Слайд 3
С точки зрения алфабетики
В алфабетике, разделе семиотики о
первичных, буквенных элементах и структурах языка, главное — параметры
шрифта. На поле алфабетики отлично играют такие оппозиции, как кирилический/латинский, серийный / несерийный, печатный / рисованный, вариативный / инвариантный и т.д.
Несколько примеров. В рекламе звукозаписывающей студии одни и те же слова brille (рис.1) и jeans (рис.2) ошрифтованы десятками разных, непохожих друг на друга способов, что, безусловно — знак того, что здешние специалисты — настоящие гуру аранжировки.
Слайд 4
С точки зрения алфабетики
Рис.1
Рис.2
Слайд 5
С точки зрения алфабетики
С помощью шрифтовых характеристик можно
отразить широкий спектр интонационных и смысловых характеристик. Например, переход
на черный шрифт буквально подчеркивает особую важность выделенного сообщения (рис. 3). И наоборот, в рекламе презервативов (рис. 4) «размытый» заголовок намекает на тайну и волнение.
Слайд 6
С точки зрения алфабетики
Рис.3
Рис.4
Слайд 7
Шрифтовая игра с точки зрения семантики
Семантика — раздел
семиотики о смысловых значениях знаков (в нашем случае это
значение употребления самого шрифта). Не удивляйтесь, шрифт способен выразить смысл! Так, в рекламе косметики шрифт нередко приобретает «начертание» женских волос (рис. 5, 6).
Слайд 8
Шрифтовая игра с точки зрения семантики
Рис.5
Рис.6
Слайд 9
Шрифтовая игра с точки зрения семантики
Довольно часто используемый
коммуникативный прием — так называемая редундантность (redundant — чрезмерный,
избыточный). Это семантическое понятие означает изобилие знаков в сообщении на единицу смысла. Реклама может быть буквально утоплена во всевозможных шрифтах — печатных или рукописных. Так, например, рекламирует себя агентство Bartle Bogle Hegarty. С помощью почеркушек и их редуцирования до The Axe Effect ярко выражена идея каторжного труда рекламистов и их невероятной креативности (рис. 7).
Слайд 10
Шрифтовая игра с точки зрения семантики
Слайд 11
Шрифтовая игра с точки зрения семантики
Одно из самых
важных семантических понятий — коннотация. Коннотация означает присутствие в
значении отношения, эмоции. А вот пример использования этого приема в шрифте: суперузорный, или мегамодерновый шрифт (рис. 8) эмоционально поддерживает смысл слогана «Саундтрек фильмов никогда не был столь утонченным».
Слайд 12
Шрифтовая игра с точки зрения семантики
Слайд 13
Шрифтовая игра с точки зрения семантики
Существенную часть семантики
составляют стилистические фигуры — сравнения, оппозиции, метафоры, метонимии, синекдохи,
гиперболы, литоты и т.д. Рекламная практика изобилует чисто шрифтовыми их аналогами.
Вот наглядный пример. С помощью одного шрифта можно продемонстрировать потребителю, что одна машина по-настоящему изящна, а другая — топорна и предназначена для простаков, нуворишей (так переводится с французского словосочетание Bling Bling. (рис. 9)
Слайд 14
Шрифтовая игра с точки зрения семантики
Слайд 15
Шрифтовая игра с точки зрения семантики
Пожалуй, самая частая
гостья в рекламе — метафора. С ее помощью характеристики
одного предмета перекочевывают на другой на основе сходства. В поистине гениальной рекламе «Вы можете выразить словами все, кроме водительского драйва» все фрагменты пейзажа, исключая автомобиль, исписаны своими собственными названиями (рис. 10).
Слайд 16
Шрифтовая игра с точки зрения семантики
Слайд 17
Шрифтовая игра с точки зрения синтактики
Синтактика — раздел
семиотики, изучающий способы взаимосвязи знаков в тексте.
В рекламе
ресторана морепродуктов (рис. 11) текст оригинальным образом связан с рекламоносителем — он сделан так, будто нарисован на ящике с крабами.
Слайд 18
Шрифтовая игра с точки зрения синтактики
Слайд 19
Шрифтовая игра с точки зрения прагматики
Прагматика — раздел
семиотики об интерпретации знака в зависимости от нашего отношения
к действительности. Речь может идти не только о читательском прочтении, но и о редактировании, сделанном в интересах адаптации текста для аудитории.
Две социальные рекламы, направленные против родительского «непререкаемого» менторства и занудства (рис. 12, 13), сообщают, что дети копируют стиль жизни своих родителей. При этом родительский текст написан «официальным» шрифтом, а детский — цветными каракулями. Повторяясь, ситуация двух текстов подтверждает главную мысль.
Слайд 20
Шрифтовая игра с точки зрения прагматики
Рис.12
Рис.13