Слайд 2
Иконописные изображения известны на Руси с X века.
За 11 веков существования русская икона прошла большой путь
развития. Появились выдающиеся иконописцы, сложились иконописные школы.
Слайд 3
В конце XIV века наступает расцвет древнерусского искусства.
Не случайно многие исследователи называют конец XIV века –начало
XV века«русским возрождением». Именно тогда в историю иконописи входят имена Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева.
Слайд 4
Феофан Грек.
Христос Вседержитель 1378 г.
Дионисий
"Распятие" 1500
г.
Андрей Рублёв. Иконостас Успенского собора во Владимире 1408.
Слайд 5
В XVII веке в русскую икону проникают живописные
приемы из Западной Европы.
Как и вся церковная жизнь иконопись
все более подчиняется государственным нуждам, становясь подчас средством политической борьбы.
Наиболее преуспели в этом иконописцы«строгановской школы»,среди которых самым ярким был Симон Ушаков.
Слайд 6
Симон Ушаков (1626 – 1686 гг.)
С 1648 находился
в качестве художника на царской службе. Произведения Ушакова высоко
ценились его покровителем царем Алексеем Михайловичем.
«Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской)» ,1670
Слайд 7
Ушаков писал иконы и фрески для Кремлевских соборов,
Оружейной и Грановитой палат.
Слайд 8
Ему также принадлежат многочисленные парсуны, выполненные карты и
планы.
"Христос Эммануил"
Слайд 9
Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес
к изображению человеческого лица.
"Спас Вседержитель" , 1668
Слайд 10
В своих теоретических трактатах он утверждал, что изображать
Христа, Богоматерь и святых следует такими, какими они были
при жизни («яко живы»).
Богоматерь Владимирская с избранными святыми" ,1660
Слайд 11
Лик Христа изображен в натуральную величину, соразмерным по
своим чертам, идеально прекрасным. Создается образ идеальной Божественной Личности
Спасителя, существующей в неком подобии материального мира.
«Спас Нерукотворный»,1669
Слайд 12
«Троица Ветхозаветная», 1671
Одно из типичных произведений Симона Ушакова создана им
в период творческой зрелости. В качестве основной композиционной схемы,
главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Но при этом он настолько изменил весь ее дух и смысл, что зритель почувствует скорее разницу между двумя одноименными произведениями, нежели сходство.
Слайд 13
Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости
материального, предметного мира. Ангелы с грузными фигурами и объемно
выписанными лицами сидят на массивных резных табуретах. Стол тесно уставлен разнообразной утварью — золотыми и серебряными чашами, высокими стаканами и тарелками, напоминающими реальные изделия русских мастеров XVII века. Дерево с густой листвой вздымается на склоне круглого холма, а архитектурное сооружении имеет вполне конкретные формы и изображено с соблюдением линейной перспективы. Обращаясь к традиционному сюжету и сохраняя композиционную схему, а также старые приемы в передаче складок одежды, художник XVII века в главном переосмысливает изображение. Ставя акцент на бытовых моментах, усиливая материальную трактовку, он тем самым придает иконе светский характер и вместе с тем лишает ей одухотворенности и философского звучания, составляющих сущность произведения Рублева. Это особенно отчетливо сказывается в трактовке лиц, выполненных объемно, с применением светотени, мелкими мазками, ложащимися по форме. Светлые с ровным румянцем, одинаково безмятежные, они не заключают в себе напряженной внутренней жизни, лишены поэтической одухотворенности.
Слайд 14
"Тайная вечеря"
1685
Иконы изображают Тайную Вечерю - последнюю вечернюю
трапезу Иисуса Христа с апостолами. Христос подытожил то, чему
Он учил, и дал последние наставления Своим ученикам: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга...". Он посвятил Своих учеников в таинство причащения, благословив хлеб, Он преломил его и раздал со словами: "ядите: сие есть Тело Мое", взяв чашу с вином, сказал: "сие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая во оставление грехов".
Слайд 15
Именно здесь Он сказал, что один из учеников
предаст Его, и что Петр трижды отречется от Него
еще сегодня. Ученики недоуменно и испуганно смотрят друг на друга. Предатель указан: Иуда в красных одеждах наклонился, протягивая руку к столу. Интересно, что Иуда повторяет позу Иоанна - любимого ученика Иисуса, склонившегося к Учителю. Внешне, за одинаковыми движениями и позами невозможно различить преданность и предательство, лицо Иуды не показано отталкивающим, либо неприятным, оно не отличается от лиц других апостолов.
Слайд 16
Иконы.
"Богоматерь Казанская" , 1658
"Богоматерь Донская" , 1668
Слайд 17
"Богоматерь Новоникитская"
«Богоматерь Елеуса Киккская» ,1668
Слайд 18
"Троица Живоначальная"
" Троица" , 1677
Слайд 19
"Спас Вседержитель" , 1668
"Спас Вседержитель на престоле" ,
1672