Слайд 2
Макет заголовка и содержимого со списком
Первый элемент маркированного
списка
Второй элемент маркированного списка
Третий элемент маркированного списка
Слайд 3
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1. Читай во имя
твоего Господа, Который сотворил (се сущее).
2. сотворил человека из
сгустка крови.
3. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный.
4. Он научил посредством письменной трости —
5. научил человека тому, чего тот не знал.
96:2
Слайд 5
ОБРАЗОВАНИЕ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ НА РАННЕМ ЭТАПЕ.
Слайд 6
Образование в исламском мире включало два уровня.
На первом уровне – начальном – дети посещали частные религиозные
школы начального обучения (китаб). В то время школы не имели специальных помещений и занятия проходили в мечетях, реже в доме или в лавке, плата за школу была невысокой, учитель сам договаривался с родителями ученика о вознаграждении. Обучение строилось на чтении и запоминании текстов Корана, иногда применялись диктанты. Так обучались дети ремесленников, состоятельных крестьян, торговцев. Более зажиточные слои населения предпочитали иметь домашних учителей. Для них образование включало не только чтение, письмо и счет, но и основы арабской грамматики, литературы, истории, правила этикета.
Слайд 7
Второй (высший) уровень образования ученики получали или с
помощью платных учителей или в специальных учебных заведениях. Занятия,
как правило, проходили в мечетях. Образование второго уровня можно было получить в просветительских кружках и в домах мудрости. На первом месте стояли религиозные дисциплины (шариат=мусульманское право и теология), затем шли такие дисциплины как: каллиграфия, логика, астрономия, математика, этика, медицина и другие естественные науки. Те, кто приобретали образование высшего уровня, получали и ученую степень – ияз.
Слайд 8
Медресе́ (араб. مدرسة, букв. «место, где изучают») —
мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской
духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.
Чор-Минор Медресе
Медресе Кукельдаш
Слайд 9
Известные мусульманские ученые.
Слайд 10
Абу́ Абдулла́х (или Абу Джафар) Муха́ммад ибн Муса́
аль-Хорезми́ (араб. أبو عبد الله محمد بن موسی الخوارزمی;
ок. 783, Хива, Хорезм — ок. 850, Багдад) — один из крупнейших средневековых персидских учёных IX века, математик, астроном, географ и историк.
Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений.
.
Слайд 11
Абу Зейд Абдуррахма́н ибн Мухаммад аль-Ха́драми, более известный
как Ибн Хальду́н (араб. ابن خلدون; 27 мая 1332,
Тунис — 17 марта 1406, Каир; 732—808 гг. хиджры) — арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель. Ибн Хальдун прославился как историк. Его сочинение «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть» («Китаб аль-ибар ва диван аль-мубтада ва аль-кхабар фи айям аль-араб ва аль-аджам ва аль-барбар ва ман асарахум мин зауи ас-султан аль-акбар» араб. كتاب العبر وديوان المبتدأ والـخبر في أيام العرب والعجم والبربر ومن عاصرهم من ذوي السلطان الأكبر), или «Большая история»)
Слайд 12
Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн
Али́ ибн Сина , известный на Западе как Авиценна
(Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-ученый средневекового исламского мира.
Слайд 13
ИСЛАМСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ И РЕФОРМИРОВАНИЕ
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ
Слайд 14
СЕКУЛЯРИСТЫ
Система образования должна быть модернизирована в соответствии с
задачами научно-технического прогресса и секуляризирована подобно тому, как это
произошло в Западной Европе в эпоху Просвещения.
Создание учебных заведений по западному образцу.
учеба на Западе.
расширение преподавания естественнонаучных дисциплин - основные направления реформ.
полностью вывести высшие учебные заведения из-под контроля теологов (алимов).
Слайд 15
ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ
ислам, как совершеннейшая и многогранная система, предлагает универсальные
решения, имеющие непреходящее значение для всего человечества и во
все времена.
надо не следовать примеру иных народов, а продолжать идти своим путем.
каждая область знаний (в том числе и естественные науки) должна быть оценена с точки зрения исламского учения (акида)' и затем соответствующим образом быть переосмыслена и адаптирована к современным условиям.
Слайд 16
ИСЛАМСКИЕ МОДЕРНИСТЫ
нет принципиальных противоречий и расхождений между исламским
вероучением и современными достижениями в области естественных и социальных
наук.
баланс между основными ценностями исламской культуры и цивилизации и естественнонаучными знаниями возможно, на их взгляд, гармонично осуществить применительно к любой области человеческих отношений, и это может найти прекрасное воплощение в рамках системы образования.
модернизировать подход к исламу и к программам обучения в соответствии с требованиями веры.
Слайд 17
Саид Ахмад-хан (англ. Syed Ahmad Khan; урду سید احمد خان; род. 17 октября 1817, Дели — 27
марта 1898, Алигарх) — величайший мусульманский реформатор и государственный деятель XIX века, один из
авторов «теории двух наций».
Слайд 18
Муха́ммад А́бдо (Абду) (араб. محمد عبده; 1849—1905) — египетский общественный и
религиозный деятель, либеральный реформатор, считающийся основателем исламского модернизма Главный муфтий
Египта (1899—1905). Ученик и соратник Джамал ад-дина аль-Афгани. Автор работ о реформах шариата, системы образования и т. д.
Слайд 19
Университет аль-Азхар — один из старейших в мире,
также является наиболее престижной мусульманской духовной академией-университетом. Расположен в
Каире. Основан в 988 году Фатимидами и связан с исторической мечетью Аль-Азхар. Название получил в честь дочери пророка Мухаммада Фатимы Захры. В 1961 году реорганизован Насером, добавившим ряд светских факультетов (медицины, сельского хозяйства и пр.).
Сегодня аль-Азхар является своеобразным брендом Египта, который упоминается в конституции страны. Он является самым большим ВУЗом на всем арабском востоке. Ежегодно в нём обучаются студенты более чем из ста стран мира. Многие выпускники аль-Азхара стали широко известны как в Египте, так и за его пределами. Некоторые египетские эксперты сегодня критикуют университет за излишнюю приверженность традиционализму и отсутствие новейших технологий обучения.
Слайд 20
Международный Исламский Университет в Малайзии (International Islamic
University Malaysia) является совместным предприятием правительства Малайзии и Организации
исламской конференции (сейчас – Организация исламского сотрудничества). Созданный по исламским принципам с целью стать ведущим исламским ведущим учебным заведением в мире, международный университет открылся 23 мая 1983 года. На сегодняшний день IIUM состоит из 13 факультетов и предлагает различные программы бакалавриата, магистратуры и курсы Phd.
Университет находится на 7 строчке по версии Malaysia Top University Ranking в рейтинге Малазийзии за 2012 год.
Языком обучения является английский, но арабский используется при преподавании курсов, связанных с изучением исламских наук таких, как теология, юриспруденция и этика. Также изучение арабского языка является обязательным даже для иностранных студентов.
Слайд 21
Научно-технологический университет имени короля Абдаллы (араб. جامعة الملك
عبد الله للعلوم والتقنية, англ. King Abdullah University of
Science and Technology, KAUST) — высшее учебное заведение в Саудовской Аравии, технический университет.
Помимо традиционных технических дисциплин и факультетов, в этом университете особое внимание уделяется исследованиям по новым источникам энергии и водному хозяйству (например, по вопросу о сельскохозяйственном использовании земель, орошаемых при помощи солёной морской воды). Здания университета и его техническое оснащение — самое современное. В университете обучаются как мужчины, так и женщины (первое в этом отношении высшее учебное заведение в Саудовской Аравии). В то же время женщины при определённых видах деятельности (занятия спортом и т. п.) обязаны соблюдать правила поведения, установленные мусульманскими традициями (в первую очередь в одежде).