Слайд 2
План лекции:
1. Отражение как всеобщее свойство
материи и
его эволюция
2. Происхождение сознания
3. Сознание и бессознательное
Слайд 3
Ключевые понятия:
сознание,
отражение,
бессознательное,
либидо,
Оно,
Сверх-Я,
сознательное Я,
архетип,
Слайд 4
Ключевые понятия:
психика,
трудовая теория,
абиогенез,
теория панспермии,
коллективное бессознательное.
Слайд 5
Вопрос 1. Отражение как всеобщее свойство материи и
его эволюция
в идеализме: сознание, идеальное
истолковывается как первичная субстанция,
будто
бы стоящая над материальным миром и его
порождающая;
в материализме: сознание – способность
идеального воспроизведения действительности.
Слайд 6
Материалистическая концепция:
Три основных принципа:
1. сознание – функция
мозга;
2. сознание – активное отражение внешнего мира
в
ходе практики;
3. сознание – продукт общественного развития.
Сознание – высшая, свойственная только
человеку форма отражения объективной
действительности в ходе общественной
практики.
сознание связано с понятием отражение.
Слайд 7
Отражение
Отражение – всеобщее свойство материи,
заключающееся в воспроизведении
в ходе
взаимодействия особенностей отражаемого объекта
или процесса.
свойство
отражения, характер его проявления
зависят от уровня организации материи.
Слайд 8
Уровни отражения материи:
отражение материи
отражение в неживой природе
отражение
на биологическом уровне
социальное отражение
Слайд 9
Отражение
в неживой и живой природе:
в неживой природе:
проявляется
виде физико-химических взаимодействий
(нагревание проводника, химические реакции);
в живой природе:
выступает
в формах раздражимости, чувствительности,
восприятия представлений,
у высокоразвитых животных появляется нервная система
(регулирует и контролирует все функции организма в его
взаимодействии с внешней средой),
появляются рефлексы – ответные приспособительные
реакции организма на внешние воздействия – безусловные и
условные (инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.).
Слайд 10
Социальное отражение:
высшая форма отражения (сознание).
важнейшие свойства сознания:
активность,
способность
к целеполагающей деятельности (а не просто
приспособительные реакции как
у животных).
Проявления активности сознания:
отражает мир целенаправленно и избирательно;
конструирует теоретические модели, объясняющие
закономерности окружающего мира;
разрабатывает прогнозы развития природных и социальных
явлений и процессов;
служит основой преобразовательной деятельности человека.
Слайд 11
Структура сознания:
телесно-перцептивные способности и получаемые на их
основе
первичные знания об окружающем мире и о самом себе;
логико-понятийные
способности и знания, получаемые на их
основе; дают возможность выйти за пределы непосредственно
чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов,
закономерностей связей между ними;
эмоциональные составляющие сознания: не связаны
непосредственным образом с внешним миром; это сфера
личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
ценностно-смысловые составляющие содержат в себе
высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы,
способности к их формированию и пониманию (воображение,
интуиция).
Слайд 12
Вопрос 2.
Происхождение сознания
Вопрос происхождения сознания
основан на вопросе
происхождения человека.
Теории антропогенеза:
концепция абиогенеза: спонтанного возникновении и жизни
из неживой природы вследствие разных причин (теплового
стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.),
концепция панспермии: жизнь зародилась не на Земле, а
привнесена из Космоса – то ли случайно, то ли после посещения
земли инопланетянами,
теистическая концепция: происхождение человека в акте
божественного творения.
Слайд 13
Материалистическая теория происхождения человека:
эволюционная теория
трудовая теория
человек – результат
генетической ошибки
человек – результат бифуркации (качественный скачек)
Слайд 14
Трудовая теория (Ч. Дарвин):
важнейшее условие возникновения человека в
ходе эволюции –
совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
процесс эволюции
человека (стадии):
изменение климатических условий на планете
(резкое похолодание) → необходимость
приспособления приматов к новым условиям
существования →
переход на мясную пищу →
необходимость изготовления и использования орудий труда →
коллективный характер охоты →
возникновение системы речевых знаков (жесты, звуки, язык) →
Слайд 15
Трудовая теория (Ч. Дарвин):
морфологические изменения (прямохождение → освобождение
передних конечностей, более активные действия с предметами;
строения кисти; увеличение
объема мозга) →
активно действующая рука учила голову думать, и
совершенствующая орудийная деятельность людей вела к
совершенствованию их сознания.
Создание орудий труда и эволюция сознания:
в конце процесса труда получается результат, который уже в
начале этого процесса имелся в представлении, т.е. идеально;
использование и изготовление орудий труда предполагает
аккумуляцию (сохранение), передачу опыта.
Вывод: труд, речь, коллективная деятельность приводит к
возникновению сознания и человека.
Слайд 16
Вопрос 3.
Сознание и бессознательное
Понятия «психика»
и «сознание» не тождественны:
«психика» – совокупность ощущений, восприятий, памяти,
мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его
внутреннего мира, отличного от мира вещей.
«психика» включает в себя и бессознательные явления и
процессы:
сновидения,
обмолвки,
оговорки,
автоматически совершаемые действия,
утрата полноты ориентировки во времени и пространстве,
патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.
Слайд 17
Характеристики бессознательного:
низший уровень человеческой психики;
явления, процессы, свойства
и состояния, которые оказывают
влияния на поведение человека, но
не осознаются им;
занимает большое место в его духовной жизни;
фактически все действия людей оказываются соединением
сознательного и бессознательного;
к проблеме бессознательного обращались многие мыслители
(Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др.);
наиболее распространенные и влиятельные концепции
бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским
психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским
психологом Карлом Густавом Юнгом.
Слайд 18
Природа бессознательного
(З. Фрейд):
бессознательное играет главную роль в
человеческой жизни
(«Я» не является хозяином в собственном доме»);
сознание
человека ограничивается сведениями о том, что
происходит в его душевной жизни бессознательно, что в
действительности зачастую движет его поступками.
Структура психики:
Сверх - Я
Сознательное Я
Оно
Слайд 19
Структура психики (З. Фрейд):
Оно – «кипящий котел страстей»,
безудержные примитивные
телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные):
всецело подчинено принципу удовольствия;
всей его силой управляет «либидо» – психическая энергия
сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт;
Сознательное Я – посредник между Оно и Сверх-Я,
пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования
Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними;
Сверх-Я – система моральных норм и социальных запретов
для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора.
Слайд 20
«Судьба»
нежелательного влечения:
вытеснение в бессознательное неразряженным, консервация в
самых дальних уголках психики, что приводит к скрытой и
явной
агрессии, депрессиям и неврозам;
сублимация (возвышение), переключение на цели социально и
культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые
(творчество, занятие наукой, саморазвитие и
самосовершенствование человека и т.д.).
Вывод: вся жизнь человека представляет собой бесконечную
борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества
– сублимацию либидо.
Слайд 21
Критика З. Фрейда К. Юнгом:
критикует пансексуализм З. Фрейда,
доказывая:
во-первых, недопустимость анализа всех проявлений
бессознательного лишь с
точки зрения вытесненной
сексуальности,
во-вторых, принципиальную невозможность объяснить
происхождение человеческой культуры и творчества только с
позиций либидо.
Слайд 22
Природа бессознательного
(К. Юнг):
не является полем пороков и
плотских влечений,
вытесненным из сознания в процессе исторического развития
человека;
бессознательное – вместилище утраченных воспоминаний, а
также аппарат интуитивного восприятия; значительно
превосходит возможности сознания;
действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет
защитную функцию, одновременно способствуя переходу
личности на определенную, более высокую ступень развития.
Слайд 23
Природа бессознательного
(К. Юнг):
коллективное бессознательное имеет всеобщую
сверхличностную
природу;
носители коллективного бессознательного архетипы.
бессознательное
индивидуальное бессознательное
коллективное бессознательное
Слайд 24
Архетип (К. Юнг):
Архетип (греч. arche –
начало и typos – образ; первообраз,
проформа) – «коллективное
бессознательное»,
общечеловеческое основание («грибница») душевной жизни
индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе
индивидуального опыта.
присущи от рождения всем людям;
архетипы многообразны:
Анима (женское начало),
Анимус (мужское начало),
Тень,
Персона,
Самость и др.