Слайд 2
Биография
Василий Иванович Суриков родился в Красноярске 12 января
1848 года в семье канцелярского служащего, выходца из старинного
казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева.
В 1868 году отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств. Окончил ее в 1875году.
С 1877 года жил в Москве. Постоянно приезжал в Сибирь, был на Дону, Волге, в Крыму.
В 1880-1890е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.
Слайд 3
Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I
на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 год) приобрёл П.
И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин», за которую получил Малую золотую медаль.
«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 год)
«Милосердный самарянин»
Слайд 4
Первая большая картина Василия Сурикова "Утро стрелецкой казни",
представленная на IX передвижной выставке в 1881 году, произвела
впечатление, подобное удару грома. Одни бурно восторгались картиной, подобно Илье Репину, утверждавшему, что "она - наша гордость на выставке", другие упрекали художника за скученность композиции, за нетвердый рисунок, за темноватую живопись. Ясно было одно: картина никого не оставила равнодушным. Да и не могло быть иначе, настолько живо, ярко, сильно был передан один из драматических моментов русской истории.
Слайд 5
«Боярыня Морозова»
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз
«Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.
Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина.
Слайд 6
По своей силе и трагической выразительности Боярыня Морозова
- непревзойденный шедевр Сурикова. Владимир Стасов писал: "Суриков создал
теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты из русской истории. Выше и дальше этой картины наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще". Боярыня Морозова поражает своим колористическим совершенством. Недаром художник изучал полотна великих итальянских мастеров: Тициана, Веронезе.
Картина была выставлена на XV передвижной выставке в 1887 году и вызвала живейший восторг всех присутствовавших на открытии. Рассказывал сам Суриков: "Помню, на выставке был. Мне говорят: "Стасов вас ищет". И бросился это он меня обнимать при всей публике... Прямо скандал. "Что вы, говорит, сделали?" Плачет ведь - со слезами на глазах".
Слайд 7
«Переход Суворова через Альпы»
В октябре 1895 года, будучи
в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы».
Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов.
По замыслу художника войско обрушивается прямо на зрителя, скатываясь с отвесной ледяной горы. "Я очень много думал над этой картиной. Мне хотелось создать образ Суворова как легендарного русского полководца, не знавшего поражений. Его солдаты знали только одно слово: "вперед". Это полководец, о котором и песню сложили, и сказку сказали. Говорите, штыки по уставу не сомкнуты; так ведь все походы Суворова были не по уставу", - так отвечал Суриков всем, кто указывал на недочеты картины: лошадь Суворова перед пропастью горячится, хотя должна идти тихо, штыки у летящих в пропасть солдат не примкнуты, хотя это подвергает опасности жизнь тех, кто следует за ними.
Слайд 8
«Переход Суворова через Альпы»
Картина была выставлена в Москве
на XXVII передвижной выставке в Петербурге в 1899
году и случайно попала к официальной дате - столетию альпийского похода Суворова. Картину приобрел император за двадцать пять тысяч рублей.
Слайд 9
В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение
в Крым. Он много загорал, подымался в горы. Такие
нагрузки оказались слишком тяжелыми для его больного сердца. 6 марта 1916 года Суриков скончался от склероза сердца. Последние слова великого художника были: "Я исчезаю". Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Слайд 10
Подводя итог всему творчеству Василия Сурикова, можно смело
сказать - он был одним из немногих русских художников,
который встал в ряд с величайшими гениями мировой живописи.
Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.
Слайд 11
Памятная монета Цетрального Банка Российской Федерации. Номинал
– 3 рубля. 1994 г.
Память В.И. Сурикова увековечена
на почтовых марках ССС Р 1948 и 1957 годов и почтовой марке РФ 1998 года