Слайд 2
Незрячие дети - дети с полным отсутствием зрительных
ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой
зрения 0,04).
Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличие);
практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты.
Слабовидящие дети – дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4.
Слайд 3
Особенности развития незрячего ребенка
отсутствие зрения или его
нарушение в ранний период развития (3—4 месяца) не оказывает
существенного отрицательного влияния на развитие основных движений и осязания. Созревание двигательной сферы, развитие руки, умение захватывать и отпускать предметы формируется вне зависимости от участия в этих актах зрения.
Расширение круга всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние в 4-5 мес. является необходимым условием формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для формирования компенсации слепоты
Слайд 4
Глубокое нарушение зрения приводит к снижению активности, особенно
в преддошкольном и дошкольном детстве.
Затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность.
Затягивается период ползанья,
недостаток зрительных ощущений сводит до минимума хватательные движения.
Недоразвитие перцептивной потребности.
Восприятие окружающей действительности у лиц с нарушением зрения характеризуется сукцессивностью (последовательностью) в отличие от нормально видящих, которые воспринимают мир, как правило, симультанно (одновременно).
Слайд 5
Особенности представлений
Нарушения функции зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью
исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях,
так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.
Характерными особенностями их представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вербализм. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Верба-лизм представлений хорошо иллюстрируется широким использованием незрячими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки. Например, описывая мухомор, незрячий (слепорожденный) ученик говорит, что это гриб с красной шляпкой, покрытый белыми пятнами. При воспроизведении образа путем лепки оказывается, что конкретного единичного представления о мухоморе у него нет — он лепит гриб, лишенный каких бы то ни было характерных признаков мухомора.
Фрагментарность зрительных представлений частичнозрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту.
Фрагментарность представлений лиц с дефектами зрения отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. В репродуцированных представлениях у слепых и слабовидящих за частую отсутствуют весьма важные, а иногда и наиболее существенные детали.
Неполное и неточное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков. Например, в образе лисы для незрячего ребенка наиболее важной деталью может явиться пушистый хвост, а в образе зайца — короткий хвост.
Слайд 6
Особенности внимания
затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на
объеме, переключаемости и устойчивости внимания.
Замедленное и недостаточно полное
восприятие ограничивает разнообразие впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания;
Специфичным для слепых является также значение некоторых свойств внимания для деятельности. Так, при ориентировке в большом пространстве необходима хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, широко представленная в аналогичных процессах у зрячих, для слепых попросту вредна. Действительно, выпадение зрительных ощущений может быть компенсировано только при условии рецепции всех остальных раздражителей, сосредоточение же сознания только на каком-либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в результате чего снижается точность ориентировки.
Слайд 7
Пространственная ориентация незрячих
Виды ориентации
1. Ориентировка в предметопознавательном пространстве,
к которой относятся:
а) ориентация в малом пространстве,
недоступном
осязанию даже одним пальцем. В этом случае веду
щим является инструментальное осязание при помощи иглы, ногтя и т. п. Иногда используется язык
(вдевание нитки в иголку, обследование внутреннего
строения цветка и пр.);
б) ориентировка в пространстве, умещающемся под
одним или несколькими осязающими пальцами;
в) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной
одновременного охвата кистями рук.
Слайд 8
2. Ориентировка в рабочем пространстве. Здесь выдляется:
а) ориентировка в пространстве,
ограниченном зоной
действия рук (ориентировка в бытовых, учебных,
производственных операциях);
б) ориентировка в
пространстве, несколько превышающем зону действия рук, благодаря стереотипным
перемещениям тела (ориентировка в пространстве,
непосредственно примыкающем к рабочему месту).
Слайд 9
Ориентировка в большом пространстве. Сюда входят:
а) ориентация в закрытых
помещениях, где ведущими
в зависимости от ряда условий (характер помещения,
цели ориентировки и т. д.) могут выступать как
двигательная, так и слуховая чувствительность;
б) ориентировка в открытом пространстве или ориетировка на местности, осуществляющаяся при по
мощи слуха.
Слайд 10
Особенности мышления
Глубокие нарушения функций зрения затрудняют также и
выполнение операций анализа и синтеза. Это объясняется, с одной
стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой — относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия. Эти же самые причины лежат в основе трудностей, испытываемых слепыми при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.
низкий уровень дифференцированности представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием, формальность суждений и умозаключений слепых и, наконец, трудности, испытываемые ими в процессе выполнения остальных мыслительных операций, основанных на анализе и синтезе.
Слайд 11
При наличии серьезных дефектов зрения также наблюдаются определенные
затруднения в процессе выполнения операции сравнения. Невозможность или сложность
получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению.
Очевидно, что часто наблюдающееся у слепых выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации. Эти затруднения отчетливо проявились в экспериментах Н.С. Костючек. Во время классификации понятий испытуемые часто не могли выделить родовые признаки и давали следующие ответы: «Сосна и лебеда — это природа»; «Карандаш, тетрадь, книги — это все читать, писать» и т. п.
Слайд 12
Особенности воображения
развитие воображения слепых и слабовидящих замедляется как
за счет обеднения чувственного опыта, так и за счет
трудностей в формировании операциональных механизмов.
Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения; обследуя макеты, модели, рельефные изображения недоступных для осязательного или нарушенного зрительного восприятия объектов, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы. Особенно отчетливо комбинирующая деятельность воображения проявляется у ослепших, которые на основе сохранившихся зрительных представлений создают новые яркие образы воображения.
Творческое воображение слепых из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее.
Качественные изменения в сфере воображения проявляются в снижении уровня оригинальности, т.е. новизны, нестандартности образов.
Для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий.
Слайд 14
Особенности развития личности у детей с нарушениями зрения
изменения
в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с
затруднениями их удовлетворения;
сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения;
редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля;
отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.
Сравнительно ограниченные контакты слепых с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.
Определенные трудности в общении, связанные с невозможностью увидеть эмоции другого человека
Сложность в распознавании эмоций незрячего человека
Слайд 15
При дисгармоничном воспитании
В результате формируются отрицательные моральные (эгоцентричность,
эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества),
волевые (отсутствие самостоятельности,
нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм),
эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость)
интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера.
Слайд 19
Ярошенко «Слепцы»
Эль Греко «Исцеление слепого»