Слайд 2
Факторы воспитания личности
В рамках современных подходов человек
рассматривается как активное существо, не столько формируемое извне, сколько
развивающееся по своим внутренним законам. В связи с этим важен учет факторов воспитания, имеющих определенную специфику по сравнению с факторами развития человека и его социализации.
Понятие фактор (от лат. factor — производящий) обозначает движущую силу какого-либо явления или процесса, существенное обстоятельство в каком-либо процессе.
Соответственно, под педагогическим фактором понимается педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления.
Практически все явления и процессы имеют воспитательный потенциал, который может реализоваться при определенных условиях.
Слайд 3
Под фактором воспитания понимается то, что способно (в
большей степени не зависимо от желания людей) порождать воспитательные
эффекты, объективно оказывая влияние на ход и результаты воспитания человека.
Такими факторами являются:
внутренние и внешние явления,
процессы, ситуации, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на формирование качеств личности,
системы установок, ценностей, отношений, мотивов, моделей поведения.
В самом общем виде воспитанность человека зависит от условий жизни и его личностной позиции.
Условия жизни обусловлены природными, историческими, социальными, культурными, педагогическими факторами.
Поскольку человек объединяет в себе как природное, так и социальное, культурное, духовное начала, то каждое из них также является фактором воспитания.
Слайд 4
Данные от природы и проявляющиеся на протяжении всей
жизни индивидные свойства (пол, возраст, состояние здоровья, внешность, телесная
конституция, особенности нервной системы, темперамент) являются важным фактором развития человека.
С его рождения они оказываются включенными в ход процесса воспитания, объективно влияя на его результаты, создавая предпосылки к восприятию и оценке человека окружающими людьми.
Слайд 5
Социальная среда является важнейшим фактором воспитания, включая ближний
и дальний круг людей, с которыми соприкасается человек; систему
межличностных и деловых связей; социальные требования и нормы; государственные и общественные институты.
Многообразие социальных факторов, влияющих на воспитание человека, его социализацию, разделяют на следующие группы:
макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) — влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — факторы влияния на воспитание человека больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
микрофакторы — оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется воспитание — учебные, профессиональные, общественные и др.
Слайд 6
Социальные факторы, влияющие на воспитание, также можно разделить
по уровням.
На социальном уровне такими факторами являются основные аспекты
жизнедеятельности государства и общества, обладающие огромным воспитательным потенциалом и являющиеся объектом общественно-государственного управления, в том числе и целенаправленного управления в интересах воспитания граждан в целом и подрастающего поколения в частности.
Общество, государство определяют общую цель и задачи в сфере воспитания; руководят и управляют процессом воспитания; создают нормативно-правовую базу, условия и предпосылки для формирования и развития личности каждого гражданина; готовят кадры; поддерживают на должном уровне статус воспитания и воспитателей.
Слайд 7
На институциональном уровне вопросы воспитания решаются организациями, специально
созданными для решения воспитательных задач или имеющими функции воспитания
(общественные организации, образовательные и культурно-досуговые учреждения и т. п.).
На социально-психологическом уровне задачи воспитания решают учебные, трудовые и другие коллективы, собрания общественности, другие общественные организации.
На межличностном уровне факторами воспитания выступает практика межличностного взаимодействия субъектов воспитания.
На личностном уровне фактором воспитания выступает сам человек, определенным образом реагируя на воспитательные воздействия и взаимодействия и осуществляя самовоспитание.
Слайд 8
Культурный контекст также представляет собой фактор воспитания. Воспитание
человеческого в человеке — это воспроизводство в нем социальной
культуры, «окультуривание». Культура определяет нормы жизни, ценности, которыми руководствуются люди. Результаты воспитания напрямую соотносятся с пластами культуры (национальной, научной, художественной, языковой), с которыми соприкасается человек от рождения.
Исторический период также накладывает отпечаток на ход и результаты воспитания, диктуя обществу и отдельному человеку необходимость выработки определенных личностных качеств.
Личностные качества, субъектная позиция самого человека выступают важнейшим фактором воспитания. К этим качествам относят волю, характер, направленность, мотивацию, совесть, веру.
Следует учитывать, что эти качества, личностные особенности способны как содействовать успеху воспитания, так и препятствовать любым усилиям воспитателей. В идеале, становясь субъектом собственной жизнедеятельности, педагогического процесса, человек сам активно участвует в своем воспитании, занимается самовоспитанием.
Несомненно, одним из ключевых факторов воспитания является собственно сама педагогическая деятельность, которая, с одной стороны, уже по своей природе является фактором воспитания, а с другой стороны, должна соответствовать определенным закономерностям, отвечающим сущности и логике развития процесса воспитания.
Слайд 9
Теории воспитания
Теории воспитания определенным образом трактуют сущность, цели,
приоритеты, направленность, содержание и другие компоненты воспитания.
Теории воспитания можно
классифицировать по различным основаниям. Одним из таких оснований являются представления о природе человека и соотношении внутреннего (биолого-генетического) и внешнего (социального) в развитии и воспитании личности.
По этому основанию теории воспитания можно разделить на антропоцентрические, социоцентрические, а также интегративные, личностно-социальные.
Слайд 10
Для антропоцентрических теорий воспитания характерно понимание развития личности
как естественного развертывания внутренних, природных сил, качеств человека.
К антропоцентрическим
теориям воспитания можно отнести:
теорию «свободного воспитания», основателем которой считают Ж.-Ж. Руссо (XVIII в.);
педоцентризм (детоцентризм) (Д. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори) — воспитание должно основываться на спонтанных интересах и личном опыте детей;
взгляды представителей христианско-антропологического направления (Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, В. В. Зеньковский);
развитие теории свободного воспитания в России (К. Н. Вентцель, А. У. Зеленко, И. И. Горубнов-Посадов);
современные идеи гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) и др.
Слайд 11
С точки зрения антропоцентрических теорий человек является самонастраивающейся
системой, в которой внутренние, импульсивные, неосознаваемые устремления, потребность в
саморазвитии сами подскажут, как, в каком темпе и в каких направлениях необходимо развиваться.
Задача педагога заключается в том, чтобы предоставить детям максимально возможные области для их развития, выбрать технологии, с помощью которых эти области можно осваивать.
Человек выступает как творец своей жизни, развивает свои творческие способности.
Однако при этом могут проявиться проблемы самостоятельного определения и реализации человеком своих истинных потребностей, могут возникать асоциальные интересы, ведущие к асоциальному поведению, деградации личности.
К. Роджерс отмечает, что только полноценно функционирующий (то есть уже воспитанный) человек будет делать выбор спонтанно и разумно.
Но в воспитании детей без внешних указаний и предписаний (которые не признаются в антропоцентрических теориях воспитания) не всегда возможно обеспечить соблюдение социальных, нравственных норм.
Слайд 12
В рамках социоцентрических теорий воспитания решающее значение отводится
внешним факторам, социуму.
К социоцентрическим теориям воспитания можно отнести:
социал-реконструктивистское
направление, приверженцы которого, придавая важное значение в воспитании социальным условиям, считают, что школа должна служить ≪инструментом социальной реконструкции≫;
ролевую концепцию личности Я. Л. Морено, согласно которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые выполняет человек в обществе; человек в процессе воспитания усваивает ролевое поведение, выучивает способы исполнения социальных ролей и становится личностью;
бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скиннер) — в соответствии с классической формулой этой теории ≪стимул — реакция≫ стимулами для воспитания личности выступают факторы окружающей среды, а личность представляет собой совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов.
В определенной степени воспитание в советский период также базировалось на идее приоритетности социального в воспитании личности.
Социоцентрические теории воспитания имеют такие преимущества, как прогнозируемость результатов деятельности (по времени и содержанию); возможность высокой степени технологизации воспитательного процесса, проверяемости и контролируемости результатов воспитательной деятельности.
К недостаткам социоцентрических подходов относят: единообразие содержания и методов воспитания; жесткие рамки, в которые поставлены как педагог, так и воспитанник, что затрудняет свободное самовыражение, раскрытие всех особенностей воспитанника, его творческих способностей и т. д.
Слайд 13
Преодолеть определенную односторонность двух отмеченных подходов к воспитанию
возможно посредством их интеграции, объединив их позитивные идеи на
основе взаимосвязи двух сторон в развитии человека: биологической и социальной.
Это направление в теории воспитания называют личностно-социальной (интегративной) концепцией воспитания.
К личностно-социальным теориям воспитания можно отнести:
работы К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, а затем Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и других отечественных ученых, в которых рассматриваются механизмы взаимодействия внешних и внутренних факторов и условий воспитания человека, развития личности;
идеи австрийского психолога В. Франкла о двойственной естественно-культурной, биолого-социальной сущности человека. Франкл отмечал, что «…самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле... но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно так же человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе... Эта возможность и есть существование, а существовать — значит постоянно выходить за пределы самого себя»;
Слайд 14
взгляды Э. Фромма, рассматривавшего биологическое и социальное в
развитии личности как находящееся в гармонии и считавшего, что
человеческая натура — это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений и не слепок с матрицы социальных условий, а продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами;
педагогические системы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского,других выдающихся педагогов, которые в своей воспитательной практике исходили из представлений о целостной природе человека (единство социального и природного) и целостной природе воспитательного процесса;
концепцию персонализации А. В. Петровского, согласно которой личностное в человеке существует не только в самом человеке (внутреннем пространстве его бытия) и даже не только «между» ним и другими людьми, но и в пространстве жизни другого человека (других людей).
В целом современным взглядам соответствуют конструктивный синтез существующих подходов и учет в воспитании как природных данных человека, так и внешних социальных факторов, а также его собственной активности как личности, субъекта своей жизнедеятельности и воспитания.
Слайд 15
Методы воспитания
Методы воспитания выступают как совокупность педагогических приемов
и средств воздействия на сознание, чувства и волю для
достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития личности.
Методы воспитания рассматриваются как общественно обусловленные, педагогически целесообразные взаимодействия воспитателя и воспитуемого (родителей и детей, учителя и ученика, преподавателя и обучающегося, руководителя и работника и т. п.),способствующие организации жизнедеятельности, отношений, общения, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на достижение целей воспитания и формирование качеств личности.
Методы воспитания включают составляющие их элементы — приемы.
Слайд 16
Особенности применения методов воспитания зависят от ряда условий
и прежде всего —
от характера общественных отношений;
целей,
задач, закономерностей и принципов воспитания;
содержания политических, духовно-нравственных, правовых и других идей, внедряемых в сознание людей.
Методы воспитания позволяют оказывать непосредственное воздействие на человека с целью формирования у него определенных качеств, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение.
Среди методов воспитания по различным основаниям выделяют различные группы, в частности, методы индивидуального (прямого) и коллективного (опосредованного, через коллектив) воздействия.
Слайд 17
К индивидуальным методам относят убеждение, упражнение, просьбу, доверие,
пример, авансирование, требование, эмоциональное воздействие, создание воспитывающих ситуаций, ситуации
успеха, критику (самокритику).
Коллективные методы включают соревнование и общественное мнение. Они обеспечивают опосредованное влияние на личность путем включения его в систему общественных ценностей и отношений.
К методам стимулирования относят поощрение и принуждение. Они позволяют закрепить поведение, а также ценностные установки, которые были сформированы у воспитанника в результате процесса воспитания.
Среди методов воспитания также выделяют методы оценки и коррекции.
Метод оценки включает анализ результатов деятельности и оценку уровня воспитанности. Методы коррекции включают три подгруппы.
Первая подгруппа методов обеспечивает восстановительную функцию воспитательного процесса. В нее входят методы переубеждения, переучивания и ≪реконструкции характера≫.
Вторая подгруппа выполняет исправительную и компенсирующую функцию воспитательного процесса и включает методы «взрыва», разрыва нежелательных контактов.
Третья подгруппа методов реализует корректирующую и прогностическую функции воспитательного процесса (методы критики и самокритики).
Слайд 18
Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения
разнообразных методов педагогического воздействия. В реальных условиях педагогического процесса
методы выступают в единстве, взаимосвязи и взаимодополнении.
Ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех воспитательных задач. Поэтому все методы воспитания используются в тесном взаимодействии друг с другом как единая система средств, приемов, способов педагогического взаимодействия.
Способность выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его — проявление педагогического мастерства.
Слайд 19
Метод убеждения представляет собой воздействие на сознание людей
для формирования определенных взглядов, мнений, убеждений.
Убеждения — это знания,
соединившиеся с эмоциональной сферой и насыщенные волевыми устремлениями.
В применении метода выделяют убеждение словом и убеждение делом.
К приемам убеждения относятся:
сравнение, сопоставление, аналогия;
личный пример;
опора на личный опыт воспитуемых и других людей;
использование общественного мнения;
демонстрация опытов;
использование документов;
ссылка на авторитет;
обращение к чувствам;
оценка поступков или проступков;
побуждение к самооценке поступка (проступка);
задание самостоятельно установить истину, разъяснить ее другим и т. д.
Средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство и опровержение.
Разъяснить — значит добиться, чтобы собеседник понял смысл явления, события, документа, определил свое отношение к нему.
Опровержение применяется тогда, когда приходится переубеждать человека в каком-то вопросе, опровергать несостоятельность доказательств. Это наиболее трудный вид убеждения, так как от своих взглядов, даже ошибочных, человек отказывается с большим трудом, через преодоление различных сомнений и колебаний.
Слайд 20
Переубеждение — это целенаправленное воздействие на внутренний мир
и поведение с целью восстановления, развития и закрепления положительных
и преодоления отрицательных взглядов и качеств.
Переубеждение дополняется методом переучивания, предназначенного для изменения отрицательного жизненного опыта, восстановления здоровых социальных потребностей и привычек.
Метод переучивания осуществляется с помощью приемов отучения и приучения.
Пример — метод воспитания, заключающийся в целеустремленном и систематическом воздействии воспитателей на личность и коллектив силой личного примера как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования идеала поведения и жизни.
Психологической основой примера является склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других.
Подражание может носить сознательный характер или приобретать форму слепого, механического копирования образца.
Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример близких, авторитетных для воспитуемого людей. Важным условием для подражания является личное отношение воспитуемого к тому лицу, которое ставится в пример.
Слайд 21
Упражнение — это метод воспитания, который предполагает такую
организацию повседневной жизни, учебной, профессиональной, общественной деятельности, которая позволяет
воспитуемым накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с поведением.
Методом упражнения у людей формируются не только волевые и физические качества, но и многообразные привычки: познавательные, профессиональные, нравственные, гигиенические, которые обладают большой устойчивостью и накладывают отпечаток на человеческий характер.
Для закрепления положительных качеств применяется метод поощрения, который носит оценочно-стимулирующий характер. Поощрение выражает меру педагогического воздействия путем положительной оценки воспитателями учебы, труда, поведения воспитуемых и побуждает их к дальнейшим успехам.
Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства воспитуемых и тем самым вызвать у них состояние удовлетворенности своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувство радости и гордости.
Поощрить — значит вызвать у человека желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. Если поощрения применяются умело, то под их влиянием у человека постепенно формируется устойчивая потребность всегда поступать правильно, совершать благородные поступки.
Слайд 22
Принуждение — метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарных
педагогических воздействий на воспитуемых, недобросовестно относящихся к учебе, работе,
своим обязанностям, нарушающих дисциплину и порядок, с целью побудить их выполнять нормы и правила поведения и исправить свое поведение.
Принуждение может выражаться в форме категорического требования, приказа, предупреждения о привлечении к ответственности, осуждения.
Основными средствами принуждения являются: осуждающий взгляд, замечание; упрек, напоминание; запрещение, категорическое требование; приказ и приказание; низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках; осуждение проступков нарушителя коллективом; критика; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании; наложение взыскания и др.
Слайд 23
Соревнование — метод помещения воспитуемого в определенные условия,
когда он может сравнить свою деятельность с результатами своих
товарищей. Соревнование позволяет активизировать личность, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов.
Общественное мнение (как метод воспитания) — побуждение коллектива к выражению определенного отношения к поведению воспитуемого с целью создать у него внутренние установки к определенному поведению.
Создание ситуации успеха — помещение воспитуемого в такие условия, в которых у него в значительной степени повышается эффективность деятельности, в результате чего он повышает свой статус, самооценку и т. д.
Доверие — данный метод заключается в стремлении педагога опереться на положительное в личности воспитуемого. Доверие оказывает сильное моральное воздействие. Воспитуемый, почувствовав доверие со стороны педагогов, становится более отзывчивым, требовательным к себе, начинает реагировать на любое моральное воздействие. Используя положительные качества воспитуемого, педагог приобщает его к активной деятельности, отвечающей его способностям и возможностям. Доверие, оказанное человеку, умножает его силы, порождает стремление непременно оправдать надежды педагога (руководителя) и коллектива.
Слайд 24
Основное содержание метода «реконструкции характера» заключается в выявлении
и развитии тех положительных качеств воспитуемых, которые можно использовать
в перестройке характера, при прогнозировании позитивного поведения личности на основе выявленных качеств, при прогнозировании в процессе видоизменения отрицательных качеств, которые человек ошибочно понимает как позитивные, в положительные (самоуверенность — в уверенность, критиканство — в критичность и др.).
Метод «взрыва» заключается во внезапном раскрытии перед воспитуемым степени его педагогической трудности, содержания его отклонений в поведении в такой форме, которая побудила бы его сделать педагогически и социально целесообразный выбор. Воспитуемому становится очевидна неприглядность своего поведения, что помогает ему искоренить различные отклонения.
Метод разрыва нежелательных контактов воспитуемого заключается в перемещении его внутри коллектива, переводе его в другую группу.
Слайд 25
Метод критики заключается в осуждении поведения или установок
воспитуемых со стороны с указанием причин и последствий.
Критика должна
быть конкретной, конструктивной и направлена не на подавление личности, а на оказание помощи в выявлении имеющихся недостатков и упущений. Наибольший эффект имеет критика с опорой на положительные качества личности.
Метод самокритики заключается в осознании самим человеком имеющихся недостатков и стремлении их исправить.
В целом глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию личности и коллектива.
Слайд 26
Современные гуманистические подходы к воспитанию
Слайд 27
Баллада о воспитании
(Ш.А. Амонашвили)
Истинное воспитание Ребёнка – в
воспитании самих себя
Слайд 28
Кому-то кажется, что педагогика – наука о воспитании
детей взрослыми. Это не совсем так.
Подлинная правда в
том, что в педагогическом процессе Взрослый и Ребёнок – это единое самовоспитывающееся и саморазвивающееся целое, внутри которого они друг для друга и воспитатели, и воспитанники, и учителя, и ученики.
Разница между ними в том, что Взрослый действует сознательно, а Ребёнок – в силу своей духовной и естественной природы.
Однако происходит досадная ошибка, но не со стороны Ребёнка, а со стороны Взрослого. Ребёнку не надо знать, что Взрослый, который его воспитывает и учит, одновременно является его воспитанником и учеником, а он для него – воспитатель и учитель. Но Взрослый, зная, что он для Ребёнка воспитатель и учитель, как правило, забывает, что одновременно он тоже есть для Ребёнка воспитанник и ученик, а Ребёнок для него – воспитатель и учитель.
И в этом забвении упускается лучшая и своего рода единственная возможность целеустремлённого, сознательного самовоспитания и самоусовершенствования.
Такое забвение ослабляет воспитание Ребёнка тоже – слабеет влияние на него силы устремлённости Взрослого, вместе с которым он является единым воспитательным целым.
Гуманная педагогика как музыка, как поэзия, как философия, как романтика, как искусство.
Слайд 29
ВОСПИТЫВАЙТЕ РЕБЁНКА В ЛЮБВИ, КРАСОТЕ И ТЕРПЕНИИ.
В
ЛЮБВИ – но не всякой, а в такой, которая
долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
В КРАСОТЕ – но не всякой, а в такой, которая устремлена к сердечному, возвышенному, духовному; которая движет и облагораживает жизнь во мне и вне меня.
В ТЕРПЕНИИ – но не всяком, а в таком, которое творит, созидает, сорадуется, сопереживает, устремлено и готово на самопожертвование.
Слайд 30
Воспитание не есть закрытый процесс. Его невозможно закрыть
в помещении, а Ребёнка невозможно изолировать от внешнего мира.
Воспитание
– это как сама жизнь: оно – открытый процесс, и в него может войти любой – и добрый, и злой. Добрый войдёт с добрыми намерениями, а злой – со злыми.
Люди, которые войдут в воспитательный процесс и усилят его влияние, отчасти нам известны. Это есть профессиональное педагогическое сообщество: воспитатели детского сада, учителя школы, учителя из разных образовательных сфер (музыкальные, художественные, спортивные школы, центры детского творчества). Им предписано не только учить, но и воспитывать.
Со временем мы увидим, что многие из них проявят особую заботливость к своим воспитанникам и ученикам, потому что любят свою профессию, любят детей. А некоторые из них станут душой для нашего Ребёнка. Эти некоторые (их не будет много – один, два, три) могут даже восполнить родительские упущения в воспитании. Ребёнок, полюбивший свою учительницу, возможно, назовёт её второй мамой. Это будет радовать нас.
Слайд 31
Мы должны быть благодарны таким учителям и относиться
к ним с почтением. Они есть светлые силы, светоносцы.
На них зиждется образовательный мир. Только не надо их унижать, даря им некие вещи (скажем, хрустальные вазы, позолоченное серебро и др.).
Лучше будет, если подарим им добрые слова, будем прославлять их имена, а когда нужно будет, защитим их от посягательств со стороны властей, которые порой ревниво относятся к творчеству и неординарности учителей.
Есть такое понятие – семейный врач.
Введём понятие – учитель семьи.
Слайд 32
Что есть воспитание?
Как будто наивный вопрос. Ведь все
мы занимаемся воспитанием, значит, знаем, чем занимаемся!
Но, к сожалению,
понимание воспитания у многих родителей далеко от истины. Во всяком случае, от той истины, которая заключена в самом слове.
Попытаемся исследовать это слово.
Запишем его так: ОС–ПИТАНИЕ.
Получается: ПИТАНИЕ ОСИ.
Какой ОСИ?
Разумеется, ОСИ духовной.
Что это за ОСЬ духовная?
Это есть ОБРАЗ ТВОРЦА, который заложен в Ребёнке.
Бог сотворил человека – нас всех – по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ самого Себя.
Слайд 33
Образ, который от Бога, может быть только прекрасным,
великолепным. Он у каждого, и у нашего Ребёнка тоже,
единственный такой, неповторимый.
Этот ОБРАЗ и есть ОСЬ духовная.
А теперь о ПИТАНИИ.
Чем можно ПИТАТЬ ОСЬ – этот ОБРАЗ ТВОРЦА?
Образ ПИТАЕТСЯ только образами, которые Ребёнок впитывает от нас – родителей и близких, воспитателей и учителей, знакомых и незнакомых, от всей окружающей среды, в которой он растёт. И если они достойны, прекрасны и благородны, то ОБРАЗ в Ребёнке начнёт раскрываться.
Так со временем, в процессе ОСЬ–ПИТАНИЯ, перед нами проявится Человек Образованный.
А если образы, творимые нами, безобразные?
Произойдёт крушение воспитания.
Если мы все дружно будем показывать Ребёнку безобразную гримасу, тогда то, что самое прекрасное в нём, разрушится, исказится, и вместо Чуда получим мы чудовище.
Какими должны быть образы, в которые мы будем погружать Ребёнка?
Слайд 34
Они должны быть прекрасными, духовно и нравственно возвышенными.
Чувство красоты изначально присутствует в ребёнке. Оно и помогает
ему искать в окружающем мире красоту. Ребёнок «требует» от нас:
чтобы мы любили его красиво, ласкали нежно и красиво;
чтобы речь наша, обращённая к нему и звучащая в его окружении, была добрая, чистая, мудрая, то есть, красивая;
чтобы он видел, как близкие ему люди и люди вообще общаются друг с другом с уважением, с любовью, то есть, красиво;
чтобы вещи, с которыми он соприкоснётся – будет играть, будет пользоваться, будет созерцать были полезными и красивыми;
чтобы мы оберегали его от всего дурного: от дурных зрелищ, от сквернословия, от грубой музыки, от проявлений хамства и злости...
Слайд 35
Цель подсказывает путь воспитания.
Она и поможет нам указывать
такие потоки содержательных образов для воспитания Ребёнка, которые соответствуют
ей.
И, вообще, воспитание без цели – шаткое воспитание.
Воспитание и так процесс незащищённый, а без определённой цели оно изнутри само себе будет противоречить. Цель же придаст ему силы противостоять внешним нападкам.
Нам нужна цель, достойная воспитания.
Оно – необратимый процесс, второй раз нашего Ребёнка не воспитаем, не будет у нас возможности исправить ошибку в выборе цели.
Цель должна быть высокой, даже такой, что превосходит наши возможности.
Великий римский педагог Марк Фабий Квинтилиан призывал родителей: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды».
Почему самые большие надежды?
Потому что большие надежды помогут нам искать и находить «большую педагогику», а малые надежды заставят ограничиться «малой педагогикой».
И в какой педагогике Ребёнок полнее проявит себя?
Конечно, в педагогике больших надежд.
Слайд 36
Цель – это не свет в конце туннеля.
Она должна растворяться в нашей каждодневной жизни, ею мы
должны пропитывать каждое наше соприкосновение с Ребёнком, через неё нам надо будет осмысливать наши способы и методы воспитания, всё его содержание. Цель должна направлять всё наше воспитательное поведение.
Ясно, что мы не будем воспитывать нашего Ребёнка верным строителем капитализма, или преданным слугой какой-либо политической партии, или верным солдатом какого-либо вождя. Из-за таких целей мы дорого поплатились.
Нам нужна цель, которая содержит в себе вечное начало и поведёт Ребёнка, а может быть, нас тоже, к поиску в себе своего высшего Образа, который и является благом для человечества.
Такая цель воспитания существует, педагогическая классика давно бережёт её для нас.
Это есть: Воспитание Благородного Человека.
Слайд 37
Цель эта вбирает в себя всё самое лучшее
и возвышенное, что только может украсить человека.
Благородный –
это:
великодушный,
духовный,
любящий,
добрый,
честный,
бескорыстный,
справедливый,
без чувства собственности,
без чувства мщения,
щедрый душой,
терпеливый,
самостоятельный,
прекрасномыслящий,
трудолюбивый...
Благородство направит человека на его дальнейшее совершенствование.
Благородство поощрит устремления человека к общему благу.
Благородство поведёт человека ко всем успехам, достойным его способностей.
Мир беден благородными людьми и из-за этого страдает. А ребёнок для того и родился, чтобы стать благородным, стать благодетелем мира.
Слайд 38
Но таким он станет только через наши воспитательные
усилия. Кто-то скажет: «Это слишком высокая цель, не достигнем!»
Но
попытаемся стать героями духа для наших детей, попытаемся свершить чудо. До какого бы уровня в воспитании благородства в Ребёнке мы ни поднялись, всё равно, это будет достижением нашим.
Кто-то скажет: «Нам самим не хватает благородства, как же воспитаем его в Ребёнке?»
Действительно, педагогическая аксиома гласит: «Благородство воспитывается благородством».
А если нам самим его не хватает, то наберёмся мужества для совершенствования самих себя. Аксиома также гласит: «Устремлённость воспитывается устремлённостью». Устремление к благородству уже есть благородство. Если мы устремимся сделаться благородными, то сможем к тому же устремить Ребёнка.
Воспитывая, будем воспитываться сами.
Слайд 39
Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели
– воспитывать в Ребёнке Благородного Человека, то наш воспитательный
процесс должен быть тоже благородным.
Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой.
Классик педагогики Константин Дмитриевич Ушинский писал, что весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа.
Будем считать, что воспитанный дух и есть благородство человека.
Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:
погрузим Ребёнка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания...
направим его взор на свой внутренний, духовный мир и поможем найти и постичь там свой Путь, свою Миссию, своё Предназначение, своё богатство духа, которые нужно будет проявить;
пробудим в нём чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;
разовьём добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за своё слово;
научим жить духовной жизнью в своём внутреннем мире: размышлять, желать, воображать себя героем и свершать достойные поступки, мечтать, созидать, молиться, общаться;
разовьём волю, смелость, самостоятельность, будем утверждать в нём искренность, желание говорить правду, быть внимательным к мыслям других;
поможем вникнуть в смысл понятия «совесть» и жить по совести;
возбудим и разовьём познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность...