Слайд 2
Основные понятия
Тип культуры
- это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы
в одно множество культур и отличает это множество культур от других.
Слайд 3
Основные понятия
Типами культуры
следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения
людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.
Слайд 4
Основные понятия
Типологизация есть расчленение социокультурных объектов
и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание
некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа.
Слайд 5
Основные понятия
Типологизация - метод социологического исследования, в
основе которого лежат:
- выявление сходства и
различия множества социальных объектов;
- поиск надежных способов их идентификации в системе переменных;
- группировка их с помощью идеализированной модели.
Слайд 6
Основные понятия
ТИПОЛОГИЯ - метод научного
познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и
их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.
Слайд 7
Основные понятия
Типология культуры - система выделенных
типов культур.
Типология опирается на выявление сходства и
различия изучаемых объектов, на поиск их идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.
Слайд 8
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР - классификация различных видов и форм
местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких
критериев.
В-1:
• связь с религией (культуры религиозные и светские);
• региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);
• регионально-этническая особенность (русская, французская);
• принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
• хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);
• сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
• связь с территорией (сельская и городская культура);
• специализация (обыденная и специализированная культура);
• этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
• уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
Слайд 10
Идеальные типы культуры
(по М. Веберу)
Слайд 11
Географическая классификация культур
Слайд 12
Антропологическая классификация в этнографии
Слайд 13
Теория линейного развития истории и культуры
Идея всемирной
истории связана с христианской идеей божественного промысла, управляющего судьбами
человечества. Все неясности заполняются верой в высшее руководство, которому лишь одному известна цель существования и чередования человеческих обществ.
Слайд 14
Рационалистические концепции
В рационалистических концепциях история первоначально
рассматривалась как царство случайностей и произвола. Такие взгляды способствовали
появлению идеи революции как скачка из царства принуждения («истории») в царство разума и свободы («природу»).
Слайд 15
Рационалистические концепции
У Гегеля – это
восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир.
У
Маркса в подготовительных рукописях к «Капиталу» – докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общества.
Слайд 16
Всемирно-исторический процесс определялся К. Марксом как движение от
первого бесклассового общества (первобытно-общинного строя) через классовые (рабовладение, феодализм,
капитализм) к новому бесклассовому обществу (коммунизму). Утверждалось, что смена общественно-экономических формаций осуществляется преимущественно путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития
Слайд 17
Цивилизационный подход
Основан на идее развития неповторимых
национальных культур. История человечества рассматривалась как пространство, заполненное регионально-культурными
организмами или локальными цивилизациями.
Слайд 18
Н. Данилевский насчитывал 10 замкнутых образований
(культурно-исторические типы): египетский, китайский, ассирийско–вавилоно-финикийский или древне-семитический, индийский, иранский,
греческий, римский, ново-семитический или аравийский, еврейский, германо-романский или европейский.
Слайд 19
О. Шпенглер выделял в истории 8 культурных типов:
египетский (культура молчания), индийский, вавилонский, китайский, античный (аполлоновский), европейский
(«фаустовский»), византийско-арабский (магический), культуру майя.
Слайд 20
А. Тойнби исследовал 21 цивилизационный тип,
впоследствии сократив свою схему до 13 самостоятельных локальных цивилизаций.
В современном мире, по его мнению, существует одновременно 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская и западная.
Слайд 22
Французская школа «Анналов»
Школа «Анналов» (фр. École des
Annales) или «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire)
— историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа оказала значительное влияние на формирование всей французской историографии на протяжении XX века.
Слайд 23
Анналы (лат. annales, от annus — год), запись
наиболее значительных событий по годам; ранняя форма исторических повествовательных
источников), которыми она (ментальность) рассматривалась как устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности, как совокупность установок и предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия.
Слайд 24
Менталитет, с точки зрения философии и культурологии, -
феномен, в сущности и структуре которого раскрываются специфика индивидуального
и общественного сознания, механизмы и содержание познавательных процессов, особенности мировосприятия человека и природа поведенческих стереотипов в мире культуры.
Слайд 25
На первый план выдвигаются:
1. философский вопрос о соотношении сознания
и менталитета;
2. вопрос о менталитете как о форме познания;
3. культурологический вопрос
о менталитете как о совокупности культурного опыта индивида (общности).
Слайд 26
Менталитет характеризуется как «совокупность умственных
привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей
или группы, состояние ума», «совокупность манер поведения, мышления, суждения о чем-либо», моральных установок, как склад мышления.
Слайд 27
Представления менталитета
1. Восприятие пространства и времени;
2. Отношения мира земного
с миром потусторонним;
3. Восприятие и переживание смерти;
4. Сверхъестественный и
естественный миры.
Выделяются установки:
а) на старость; б) на детство; в) на болезни; г) на семью; д) на секс; е) на женщину. ж)отношение к природе; з)оценка общества и его компонентов;
и)понимание соотношения части и целого, индивида и коллектива, степени выделенности личности в социуме (или его поглощенности).
Слайд 28
Выявляются также отношение к труду,
собственности и богатству, бедности; отношение к различным видам богатства
и к разным сферам деятельности; выделяются установки на новое, на традицию; дается оценка правилам и обычаям, их роли в жизни общества; выделяется особое понимание власти, государства и подчинения; интерпретируются различные виды свободы; описывается степень доступности к различным видам источников и средств хранения и распространения информации, выделяются и описываются культуры письменной и устной речи.
Слайд 29
Основополагающие представления менталитета
1. Образы окружающего мира и природы.
2. Образы пространства,
времени и истории.
3. Религиозные представления.
4. Образы тела и души.
5. Образы радости, счастья
и страдания.
6. Образы болезни.
7. Образы страха и надежды.
8. Образы умирания и смерти.
9. Представления об индивидууме, семье и обществе.
10.Представления о любви и сексуальности.
11. Представления о возрастных особенностях.
12.Образы чужого и собственного.
13.Представления о власти.
14.Представления о праве.
15 .Образы работы и праздника.
16.Образы общения.
Слайд 30
Факторы формирования:
общекультурные факторы (совокупность элементов культурного опыта индивида
или общности - формы социального взаимодействия, типы жизнедеятельности, мировоззренческие
модели, системы религиозно-философских представлений и т.д.);
природные факторы (природная сфера обитания человека, расово-этническая принадлежность индивида);
индивидуальные факторы, подразделяющиеся на эмоционально-психологические (бессознательные), неподдающиеся осмыслению (неявные установки сознания, автоматизмы и навыки сознания и т.д.), и рациональные (сознательные), выражающие опыт научного, философского, идеологического осмысления действительности.
Слайд 31
Ментальность - это некое
свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать
своим поведением) определенную этническую картину мира.
Этническая картина мира - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант.
Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.
Слайд 32
Хронотоп
Хронотоп [греч. chronos — время
и topos — место] — термин М.М. Бахтина, который
понмал под Х. слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом.
Слайд 33
Хронотоп имеет множество смыслов, которые
выражают многослойность и полифонизм культуры. Раскрытие этих культурно-исторических смыслов
отношения к пространству и времени в разных культурах становится основой диалога, стимулирует понимание и переживание культурных ситуаций прошлого, создает духовную близость поколений.
Слайд 34
Хронотоп - пространственно-временные характеристики
жизненного мира человека. Со сменой исторических эпох, сменой типа
культуры, общими социокультурными изменениями у человека могут измениться пространственно-временные координаты образа мира. А это означает, что человек воспринимает новую реальность мира, строит новую действительность с новыми пространственно-временными координатами, новыми ценностно-смысловыми основаниями.
Слайд 35
Менталитет народов Европы (особенности):
1. антропоцентристское мировоззрение (выражается
в абсолютизации идеалов личности и человеческой свободы);
2. рационализм как
тип мышления (обнаруживается в методе рационализации культурной жизни, сциентизме и прагматизме как опытных установках, высокой оценке труда).
Слайд 36
Восточный тип мышления
- традиционализм, ориентация на воспроизводство сложившихся
социальных культур, образа жизни, не подвергающихся значительным преобразованиям в
течение столетий;
- господство религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;
- в мировоззренческом плане отсутствие разделения на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный; ориентация на нерасчленённость человека и природы;
Слайд 37
Восточный тип мышления
- абсолютная несвобода человека, предопределённость в
своих действиях и судьбе космическим законом; самоизоляция человека от
внешнего мира и уход во внутреннюю духовную жизнь;
- консерватизм, аскетизм;
- неразвитость личностного начала, построение общественной жизни на принципах коллективизма, определяющего и контролирующего все стороны деятельности человека;
- преобладание в политической организации общества деспотизма; абсолютное преобладание государства над обществом в регулировании отношений, формировании общественных идеалов;
Слайд 38
Восточный тип мышления
-власть выше закона,
она не нуждается в обосновании как и лидер; положение
человека обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии;
- в ценностных ориентациях - духовно ориентированное бытие, высшая ценность - служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле.
Слайд 39
Западный тип мышления
- динамизм, ориентация на новизну;
- рационализм,
формирующийся предметно-практическим отношением к миру;
- познание внешнего мира
и активное воздействие на него;
- утверждение достоинства и уважение к человеческой личности в соответствии с принципом антропоцентризма;
-
Слайд 40
Западный тип мышления
- индивидуализм, признание личностного начала
приоритетным по отношению к коллективному;
- провозглашение идеалов свободы и
равенства;
- уважение к частной собственности;
- предпочтение демократии перед любыми формами правления;
Слайд 41
Западный тип мышления
- закон выше власти, она требует
своего обоснования, признание лидера обусловлено доказательством его прав на
лидерство;
- положение личности зависит от ее способностей;
- в ценностных ориентациях - потребительски ориентированное бытие.
Слайд 42
Место России в диалоге культур
1) Важнейшей особенностью культуры
России является то, что большинство её населения ориентируется на
ценности коммунитаризма и корпоративизма: коллективизм, «соборность», тесная взаимопомощь, социальное равенство и т.д.
Слайд 43
Место России в диалоге культур
2) Существования в российской
культуре субкультуры, базирующейся на ценностях свободы. В отличие от
Запада, в России понятие свободы никогда не имело личного характера и трактовалось как «воля», т.е. эмоциональное состояние независимости от других людей. Свобода в России понимается как акт, совершаемый не индивидуальным, социальным человеком. Русский академик Д.С. Лихачёв в статье «О национальном характере русских» отмечал две главные черты русского народа: преданность идее свободы и максимализм, стремление во всём доходить до крайности, до пределов возможного.
Слайд 44
Место России в диалоге культур
3) Поскольку самодержавная государственная
власть на протяжении всей истории России была главным фактором,
обеспечивающим сохранение единства и целостности страны, для русской культуры характерна фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости от неё всей жизни граждан. Односторонняя зависимость от власти, потребность в руководстве, ожидание от власти решения всех проблем стало источником так называемой подданнической и патриархальной культур, симбиоз которых породил в российском обществе авторитарно-патриархальную культуру.
Слайд 45
Место России в диалоге культур
4) С культом власти и
государства исторически связан и особый характер русского патриотизма. Сложившаяся
в культуре установка органически соединяет любовь к родине - родной земле, природному ландшафту, с любовью к отечеству - государству. В русской культуре всегда одобрялись бескорыстие, возвышение духовности, жертвенность, аскетизм, «горение духа», осуждали склонности к накопительству. Безусловно, высокая духовность русской культуры связана с православно-христианским культивированием святости и несёт в себе религиозное начало.
Слайд 46
Место России в диалоге культур
5) Обширность просторов России
и многочисленность населения сказывались на русской культуре, придавая ей
склонность к экстремизму, гиперболизму. Людские ресурсы, природные богатства, разнообразие географических условий, величина расстояний, позволяли осуществлять в России то, что было невозможно в других государствах. Одно из самых ощутимых по своим последствиям проявлений экстремизма - неоднократно повторяющийся в русской истории быстрый переход от одной крайности к другой, прямо противоположной.
Слайд 47
Россия и её месте в истории в отношении
Восток - Запад
Во-первых, указанием на
христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока).
Слайд 48
Россия и её месте в истории в отношении
Восток - Запад
Во-вторых, указанием на православие
и совпадение государственности и цивилизации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) - это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира.