Слайд 2
Литература
Введение. История России как гуманитарная наука // Фортунатов
В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. –
СПб: Питер, 2007.- С.7-14.
История России с позиций разных идеологий: учеб. пособие/ под ред. проф. Б.В. Личмана.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Методологические проблемы истории: учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов…/ под общ. ред. проф. В.Н. Сидорцова. – Минск: : ТетраСистемс, 2006.
- О российской истории и историческом познании (Вместо введения) // Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Дрофа,2000. – С. 5-10.
Портреты историков: Время и судьбы. В 2т. Том 1. Отечественная история.- Москва-Иерусалим: Университетская книга, 2000.
Предисловие //Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Проспект, 2007. – С.3-15.
- Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Историческая память о войнах ХХ века как область идейно-теоретического и психологического противостояния // Отечественная история - 2007.- №2, 3.
Ферро М. . Как рассказывают историю детям в разных странах мира /Пер.с фр. – М.: Высшая школа,1992.
Слайд 3
двоякий смысл истории
Historia (греч.) — расследование, узнавание, установление,
рассказ о прошедшем, об узнанном.
Русский историк В.О.
Ключевский отмечал двоякий смысл истории:
а) история – это движение во времени, процесс развития общества во времени от этапа к этапу;
б) история - это наука, изучающая этот процесс.
(Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории.- М.,1968.)
Слайд 6
Социальные функции исторической науки
а) функция социальной памяти;
б)
научно-познавательная;
в) воспитательная;
г) политико-идеологическая
Слайд 7
история – это форма социальной памяти человечества
накопление и
сохранение опыта поколений,
оценка отдельных исторических явлений.
Оценка
историка имеет мировоззренческий характер. Общество не может индифферентно относиться к своему прошлому, взирая на него «без гнева и пристрастия». Слишком многое из того, что имело место, затрагивает интересы современности. Однако не пойдет на пользу современным народам и государствам раздувание старых исторических конфликтов, акцентирование внимания на прошлых междоусобных и национальных столкновениях, поиск «исконных границ», призывы к мщению за допущенные когда-то несправедливости. Все это может привести только к новым трагедиям
Слайд 8
Методология истории. Основные концепции исторического развития
Историки не
только изучают исторические события, накапливают факты, но и стремятся
их систематизировать, истолковать, раскрывать общие закономерности исторического развития. При этом они придерживаются определенной системы взглядов, идей, т.е. научной теории (концепции). Теории являются стержнем всех исторических трудов независимо от времени их написания.
Слайд 9
Методология истории. Основные концепции исторического развития
Научная категория
теория исторического процесса определяется предметом изучения. В истории человечества
несколько предметов изучения.
Их различает разное понимание цели жизни — мировоззрение, нравственная позиция человека. С мировоззренческой позиции высшего ценностного ориентира человека – смысла жизни – можно выделить три теории исторического процесса:
- религиозно-историческая;
- всемирно-историческая;
-локально-историческая (цивилизационная).
Слайд 10
Религиозно-историческая
Предмет изучения - духовная составляющая человека, связь человека
с Высшим разумом, Творцом — Богом.
Направления в рамках религиозно-исторической
теории: иудаизм, христианство, ислам, буддизм и др.
Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального тела человека и вечности Души. Смысл пребывания человека на Земле и, соответственно, основное содержание хода истории состоит в освобождении человека от первобытных (плотских) страстей, в победе духовной составляющей над материальной. В последовательном движении человека к Богу формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Ход человеческой истории прямолинейный и состоит из двух периодов: (1) от сотворения Мира до рождения Иисуса Христа; (2) от рождения Иисуса Христа до конца мира.
Слайд 11
Будапешт. Королевский дворец. Средневековый хронист.
Слайд 12
Всемирно-историческая
Предмет изучения (приоритетной ценностью в ходе истории) -
общемировой прогресс человечества (прежде всего его разума, сознания), позволяющий
получать по возрастающей материальные блага. Развитие прогресса по возрастающей приводит к абсолютному господству человека над природой.
(«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». И. С. Тургенев. «Отцы и дети», фраза Базарова.)
Слайд 13
Принципиальные положения теории:
история всего человечества - это единый
процесс поступательного развития от низшего к высшему. Все народы,
одни раньше, другие позже, неизбежно проходят через одни и те же ступени развития;
история подчиняется определенным законам, и законы эти, как и законы природы в принципе познаваемы.
В рамках всемирно-исторической (прогрессивной) концепции существует несколько направлений:
- марксистское (формационное);
- либеральное;
- модернизационное.
Слайд 14
Циклы и фазы истории
Ярослав Мудрый
Крещение Руси
Смерть Владимира
Мономаха
Российская
империя
Киевская Русь
Московская Русь
1276-1303
882
XIII в.
XVII в.
945
ИВАН III