Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Введение в теорию конечных автоматов

Содержание

В вычислительной технике используются системы двух классов: -Комбинационные системы Особенности: имеют функциональную зависимость между входными и выходными сигналами y(t)=f(x(t), не имеют элементов памяти.Цифровые автоматы (схемы второго класса или просто автоматы)Особенности: содержат в своем составе запоминающие элементы,
Введение в теорию конечных автоматов В вычислительной технике используются системы двух классов: -Комбинационные системы Особенности: имеют функциональную Математической моделью конечного автомата является абстрактный автомат, с одним входным и выходным Детерминированные автоматы Для задания конечного автомата S необходима совокупность из пяти объектов: Принцип работы детерминированного автомата:В каждый момент времени t он находится в определенном Преобразование информации в детерминированных автоматах 1. Любое входное слово длиною l Автоматы Мили и МураПрименяемые на практике автоматы принято разделять на два класса Автомат Мура- конечный автомат, входные сигналы которого y(t) в каждый дискретный момент Способы задания автоматовЧтобы задать конечный автомат S, необходимо описать все элементы множества Табличный способПри табличном способе задания автомат Мили описывается двумя таблицами: таблицей переходов итаблицей выходов:Таблица переходовТаблица выходов Строки этих таблиц соответствуют входным сигналам x(t), а столбцы – состояниям. На Так как в автомате Мура выходной сигнал однозначно определяется состоянием автомата, то для его Задание таблиц переходов и выходов полностью описывает работу конечного автомата, поскольку задаются По этим таблицам можно найти реакцию автомата на любое входное слово.Для автомата Графический способЭтот способ основан на использовании ориентированных связных графов. Вершины графов соответствуют Преобразование автомата Мили в автомат Мура Граф автомата Мили имеет вид: Состояние		Порождаемые пары		a0			{(a0, y1), (a0, y2)} = {b1, b2}		a1				{(a1, y1)} = {b3}		a2			{(a2, y1), Построим функцию переходов db. Так как в автомате Sa из состояния a0 есть переход Граф эквивалентного автомата Мура В качестве начального состояния автомата Sbможно взять любое из состояний b1 или b2, Переход от автомата Мура к автомату Мили Пусть дан автомат Мура Sb ={Ab, Дан автомат МураТогда эквивалентный ему автомат Мили имеет следующую совмещенную таблицу переходов и выходов:
Слайды презентации

Слайд 2 В вычислительной технике используются системы двух классов:
-Комбинационные

В вычислительной технике используются системы двух классов: -Комбинационные системы Особенности: имеют

системы
Особенности: имеют функциональную зависимость между входными и выходными

сигналами y(t)=f(x(t), не имеют элементов памяти.
Цифровые автоматы (схемы второго класса или просто автоматы)
Особенности: содержат в своем составе запоминающие элементы, выходные сигналы зависят не только от входных(в один и тот же момент времени), но и от состояния схемы, которое зависит от поступивших в предыдущие моменты времени входных сигналов.
Автомат-это дискретный преобразователь информации, способный принимать различные состояния, переходить под воздействием входных сигналов из одного состояния в другое и выдавать различные выходные сигналы


Слайд 3 Математической моделью конечного автомата является абстрактный автомат, с

Математической моделью конечного автомата является абстрактный автомат, с одним входным и

одним входным и выходным каналом:
X(x1, …, xF)--->A(a0, ..., aM)--->Y(y1,

…, yG)
Автомат функционирует в дискретные моменты времени, интервал между которыми Т (такт). В каждый дискретный момент времени на вход автомата поступает одна буква входного алфавита, автомат переходит из одного состояния в другое и выдается одна буква выходного алфавита. В зависимости от такта Т, различают автоматы синхронного действия (T = const) и асинхронного действия (T≠const).




Слайд 4 Детерминированные автоматы
Для задания конечного автомата S необходима

Детерминированные автоматы Для задания конечного автомата S необходима совокупность из пяти

совокупность из пяти объектов: S{A, X, Y, d, l}

A = {a0, a1, a2, ..., am, ..., aM} – множество состояний автомата,
X = {x1, x2, …, xf ,…, xF} – множество входных сигналов или входной алфавит,
Y = {y1, y2, …, yg,…, yG} – множество выходных сигналов или выходной алфавит,
d – функция переходов, определяющая состояние автомата в момент времени (t + 1) в зависимости от состояния автомата и входного сигнала в момент времени t, т.е. a(t + 1) = d [a(t), x(t)],
l – функция выходов, определяющая значение выходного сигнала в зависимости от состояния автомата и входного сигнала в тот же момент времени, т.е. y(t) = l[a(t), x(t)].
Для того, чтобы автомат был конечным необходимо чтобы множества A, X, Y были конечны


Слайд 5 Принцип работы детерминированного автомата:
В каждый момент времени t

Принцип работы детерминированного автомата:В каждый момент времени t он находится в

он находится в определенном состоянии a(t) из множества А

возможных состояний, причем в начальный момент времени t = 0 он находится в состоянии a0. Автомат воспринимает входной сигнал x(t), выдает выходной сигнал:
y(t) = l[a(t), x(t)]
и переходит в состояние:
a(t + 1) = d[a(t), x(t)]
Таким образом:
Детерминированными называют автоматы, которые каждой паре символов a(t) и x(t) ставит в однозначное соответствие пару символов a(t + 1) и y(t)



Слайд 6 Преобразование информации в детерминированных автоматах
1. Любое входное слово

Преобразование информации в детерминированных автоматах 1. Любое входное слово длиною

длиною l букв преобразуется в выходное слово той же

длины.
2. Если каждый раз перед подачей входных сигналов автомат находится в одном и том же состоянии, то при совпадении в двух входных словах первых l1 букв, в выходных словах первые l1 букв также совпадут.
Кроме детерминированных автоматов существуют вероятностные автоматы, в которых переход из одного состояния в другое под воздействием случайных или детерминированных входных сигналов происходит случайно. Работа таких автоматов описывается уже матрицей переходов d, элементами которой являются вероятности переходов из одного состояния в другое.


Слайд 7 Автоматы Мили и Мура
Применяемые на практике автоматы принято

Автоматы Мили и МураПрименяемые на практике автоматы принято разделять на два

разделять на два класса – это автоматы Мили и автоматы Мура,

названные так по имени американских ученых, которые впервые начали их изучать
Автомат Мили— конечный автомат, выходные сигналы которого зависят как от состояния автомата, так и от значения входного сигнала
Закон функционирования автомата Мили
a(t + 1) = d [a(t), x(t)],
y(t) = l[a(t), x(t)]

Слайд 8 Автомат Мура- конечный автомат, входные сигналы которого y(t)

Автомат Мура- конечный автомат, входные сигналы которого y(t) в каждый дискретный

в каждый дискретный момент времени t однозначно определяется состоянием

автомата в тот же момент времени и не зависят от входного сигнала
a(t + 1) = d [a(t), x(t)],
y(t) = l[a(t)].


Слайд 9 Способы задания автоматов
Чтобы задать конечный автомат S, необходимо

Способы задания автоматовЧтобы задать конечный автомат S, необходимо описать все элементы

описать все элементы множества S = {A, X, Y,

d, l},
Т.е. необходимо описать входной и выходной алфавиты и алфавит состояний, а также функции переходов d и выходов l. При этом среди множества A = {a0, a1, ... aM} необходимо выделить начальное состояния a0, в котором автомат находится в момент времени t = 0. Существует несколько способов задания работы автомата, но наиболее часто используются табличный и графический.


Слайд 10 Табличный способ
При табличном способе задания автомат Мили описывается двумя таблицами: 
таблицей

Табличный способПри табличном способе задания автомат Мили описывается двумя таблицами: таблицей переходов итаблицей выходов:Таблица переходовТаблица выходов

переходов итаблицей выходов:
Таблица переходов



Таблица выходов


Слайд 11 Строки этих таблиц соответствуют входным сигналам x(t), а

Строки этих таблиц соответствуют входным сигналам x(t), а столбцы – состояниям.

столбцы – состояниям. На пересечении столбца ai и строки xj в

таблице переходов ставится состояние as = d[ ai, xj], в которое автомат перейдет из состояния ai под воздействием сигнала xj, а в таблице выходов – соответствующий этому переходу выходной сигнал yg = l[ai, xj]. Иногда автомат Мили задают совмещенной таблицей переходов и выходов: xj/ a1



































Слайд 12 Так как в автомате Мура выходной сигнал однозначно определяется состоянием

Так как в автомате Мура выходной сигнал однозначно определяется состоянием автомата, то для

автомата, то для его задания требуется только одна таблица,

которая называется отмеченной таблицей переходов автомата Мура:






В этой таблице каждому столбцу приписан, кроме состояния ai, еще и выходной сигнал y(t) = l(a(t)), соответствующий этому состоянию. Таблица переходов автомата Мура называется отмеченной потому, что каждое состояние отмечено выходным сигналом.



Слайд 13 Задание таблиц переходов и выходов полностью описывает работу

Задание таблиц переходов и выходов полностью описывает работу конечного автомата, поскольку

конечного автомата, поскольку задаются не только сами функции переходов

и выходов, но также и все три алфавита: входной, выходной и алфавит состояний. Рассмотрим примеры табличного задания автоматов Мили и Мура:
Автомат Мура:




Автомат Мили:



.












Слайд 14 По этим таблицам можно найти реакцию автомата на

По этим таблицам можно найти реакцию автомата на любое входное слово.Для

любое входное слово.
Для автомата Мура:
x1 x2 x2 x2 x1 
a0 a2 a4 a1a4
y2 y1 y2 y1y2
Для автомата Мили:
x1 x2 x2 x2 x1  a0 a1 a0 a0 a0 a1 y1 y1 y2 y2 y1


Слайд 15 Графический способ
Этот способ основан на использовании ориентированных связных

Графический способЭтот способ основан на использовании ориентированных связных графов. Вершины графов

графов. Вершины графов соответствуют состояниям автомата, а дуги –

переходам между ними. Две вершины графа ai и as соединяются дугой, направленной от ai к as, если в автомате имеется переход из ai в as, то есть as = d(ai, xj). В автомате Мили (рис. 4.2) дуга отмечается входным сигналом xj, под действием которого происходит этот переход, и выходным сигналом yg, который возникает при переходе. Внутри кружочка, обозначающего вершину графа, записывается состояние автомата. В автомате Мура (рис. 4.3) в вершинах графа кроме состояния автомата отмечается соответствующий выходной сигнал, а дуга отмечается только входным сигналом xj, под действием которого происходит этот переход.


Слайд 18 Преобразование автомата Мили в автомат Мура
Граф автомата Мили

Преобразование автомата Мили в автомат Мура Граф автомата Мили имеет

имеет вид:







В автомате Мили Xa = {x1, x2}, Ya = {y1,

y2}, Aa = {a0, a1, a2}.
В эквивалентном автомате Мура Xb = Xa = {x1, x2}, Yb = Ya = {y1, y2}
Построим множество состояний Ab автомата Мура, для чего найдем множества пар, порождаемых каждым состоянием автомата Sa.



Слайд 19 Состояние Порождаемые пары
a0 {(a0, y1), (a0, y2)} = {b1, b2}
a1 {(a1,

Состояние		Порождаемые пары		a0			{(a0, y1), (a0, y2)} = {b1, b2}		a1				{(a1, y1)} = {b3}		a2			{(a2,

y1)} = {b3}
a2 {(a2, y1), (a2, y2)} = {b4, b5}
Отсюда

имеем множества Ab состояний автомата Мура Ab = {b1, b2, b3, b4, b5}. Для нахождения функции выходов lb с каждым состоянием, представляющим собой пару вида (ai, yg), отождествим выходной сигнал, являющийся вторым элементом этой пары. В результате имеем:
lb(b1) = lb(b3) = lb(b4) = y1; lb(b2) = lb(b5) = y2.

Слайд 20 Построим функцию переходов db. Так как в автомате

Построим функцию переходов db. Так как в автомате Sa из состояния a0 есть

Sa из состояния a0 есть переход под действием сигнала x1 в состояние

a2 с выдачей y1,то из множества состояний {b1, b2}, порождаемых a0, в автомате Sb должен быть переход в состояние (a2, y1) = b4 под действием сигнала x1. Аналогично, из {b1, b2} под действием x2должен быть переход в (a0, y1) = b1. Из (a1, y1) = b3 под действием x1 переход в (a0, y1) = b1, а под действием x2 – в (a2, y2) = b5. Наконец из состояний {(a2, y1), (a2, y2)} = {b4, b5} под действием x1 в (a0, y2) = b2, а под действием x2 – в (a1, y1) = b3. В результате имеем граф (рис. 7.11) и таблицу переходов эквивалентного автомата Мура.


Слайд 21 Граф эквивалентного автомата Мура

Граф эквивалентного автомата Мура

Слайд 22 В качестве начального состояния автомата Sbможно взять любое

В качестве начального состояния автомата Sbможно взять любое из состояний b1 или

из состояний b1 или b2, так как оба порождены состоянием

a0 автомата Sa.


Слайд 23 Переход от автомата Мура к автомату Мили
Пусть

Переход от автомата Мура к автомату Мили Пусть дан автомат Мура

дан автомат Мура Sb ={Ab, Xb, Yb, db, lb}. Необходимо

построить эквивалентный ему автомат Мили Sa = {Aa, Xa, Ya, da, la}.
По определению эквивалентности имеем Xa = Xb; Ya = Yb. Кроме того, Aa = Ab, da= db. Остается только построить функцию выходов. Если в автомате Мура db(ai, xj) = as, а lb(as) = yg, то в автомате Мили la(ai, xj) = yg. Другими словами: l(ai, xj) = lb(db(ai, xj)). Таким
образом, таблица переходов автоматов Мили и Мура совпадают. А таблица выходов эквивалентного автомата Мили строится так, что в каждую клетку таблицы записывается выходной сигнал, которым отмечено состояние, расположенное в данной клетке.


  • Имя файла: vvedenie-v-teoriyu-konechnyh-avtomatov.pptx
  • Количество просмотров: 107
  • Количество скачиваний: 0