Слайд 2
Немецкая классическая философия
Представлена философским творчеством Канта, Фихте,
Шеллинга, Гегеля.
Каждый из них создал свою философскую систему.
Вместе
с тем, немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
Слайд 3
Общие черты немецкой классической философии
1. Своеобразное пониманием роли
философии в истории: философия призвана быть критической совестью культуры.
2.
Философия- специальная система философских дисциплин, категорий, идей.
3. Разработка целостной концепции диалектики.
Слайд 4
Иммануи́л Кант 1724 - 1804
1756 «Грезы духовидца, поясненные
грезами метафизики». Духовидец – это мистик Сведенборг.
За 10
лет - 4 экз. 1 -Кант.
Стиль произведений - скучен и сложен, но лекции -совершенно противоположное- хиты, привлек.толпы людей. Лекции по географии читал в течение 30 лет, хотя Кант никогда не видел гор и даже возможно моря…
Слайд 5
Докритический период
1755
«Всеобщая естественная история и теория неба»
…Солнечная система
возникла из некоей бесформенной массы, …в результате действия сил
притяжения между частицами образовались скопления материи, которые стали централи притяжения для других частиц..»
Теория Канта- Лапласа
Слайд 6
Иммануи́л Кант 1724 - 1804
С 1770 принято вести
отсчёт «критического» периода в творчестве Канта
Он назначен профессором логики
и метафизики Кёнигсбергского университета,
Слайд 7
Иммануил Кант
(памятник в Калининграде)
1) что я могу
знать?
«Критика чистого разума» (1781)
2) что я должен делать?
«Критика практического разума» (1788)
3) на что я смею надеяться?
«Критика способности суждения» (1790);
Слайд 8
Коперниканский переворот в философии
Вслед за Юмом, соглашается, что
наше познание начинается с опыта. Но Юм утверждает, что
связь опытных данных является всего лишь привычкой.
Кант указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.
Разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.
Слайд 9
Кант рассматривает три способности: чувственность, рассудок и разум
Априорными
(доопытными) формами чувственности , организующими восприятие являются пространство и
время
применимы только к явлениям нашего опыта,
Материал чувственного восприятия приобретает общезначимую форму
Как? Априорные понятия «оформляют» чувственный материал
Это категории, которые не являются содержательной стороной опыта
Количество, Качество, Отношения, Модальности
Чувственность
Рассудок
Слайд 10
Человек может познать только то, что сам «оформил»
при помощи категорий рассудка
Вещь- в-себе
Непознаваемы, хотя и
Причины мира явлений
Бог,
душа, человек
Феномен- Явление
Ноумен - Сущность
Слайд 11
Разум
продуктивное воображение «перекидывает мостик» между рассудком и чувственным
опытом с помощью схем
выступает регулятором движения мысли
к целям систематического единства
Как многообразие чувственных восприятий соединяется с понятиями рассудка?
Слайд 12
Основные идеи разума
Идеям разума не соответствует действительность.
В тех случаях, когда чистый разум пытается подвести действительность
под присущие ему идеи, он впадает в противоречие с самим собою - Антиномии - противоположения, в которых одна из сторон, будучи противоположной другой, может быть аргументирована с такой же степенью логической доказательности, как и другая.
Слайд 13
«Что я могу знать?»
И. Кант отвечает на этот
вопрос отрицательно – «мир в принципе непознаваем».
Познавательные способности человеческого
разума ограничены.
Попытка выйти за рамки собственного познания приводит неразрешимым противоречиям – антиномиям.
Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.
Слайд 14
Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума».
Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством
императивов (общезначимые правила).
Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические.
Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны.
Категорический императив требует соблюдения долга. «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом», «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству».
Слайд 15
Не особые онтологические сущности
ОРИЕНТИРЫ, в соответствии с которыми
человек может определять свои поступки
Бог, душа, бессмертие
Слайд 16
Ответы Канта
Что я могу знать? возможность познания ограничена
способностями человека
Что я должен делать? Действовать по нравственному закону
На
что смею надеяться? На себя…
Слайд 17
Могила И.Канта у Кафедрального собора Кёнигсберга, архитектор Фридрих
Ларс
«Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением
и благоговением..: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне»
Слайд 18
Ио́ганн Го́тлиб Фи́хте 1762-1814,
Восприятие у Канта объясняется воздействием
на чувства человека объективных явлений, но у Фихте восприятие
– это деятельность сознания.
Нечто нам кажется объективным, потому что скрыты от нас механизмы, при помощи которых данные предметы конституируются
Слайд 19
субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители
которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта
реальности.
Слайд 20
Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (1775 -1854)
И
субъективное и объективное идентичны в своем развитии.
Развитие движется
от простого к сложному.
Познание есть совпадение представления и познаваемой вещи.
Высшей формой непосредственного разумного созерцания является искусство.
Слайд 21
Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель 1770 -1831
Основные произведения:
«Феноменология духа»,
«Наука логики», «Энциклопедия философских наук»
Три части философской системы: логика,
философия природы и философия духа. Логика – область «чистой мысли» (до субъекта и объекта).
Слайд 22
Главная идея: мышление=бытию
Что разумно, то действительно;
и что
действительно, то разумно.
Слайд 23
Абсолютный идеализм
В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух,
который стремится познать самого себя
Для самопознания ему необходимо проявление.
Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа;
самораскрытие во времени — история.
Развитие проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия, основание, опосредстванное тождество).
Слайд 24
Диалектика основывается на универсальных законах развития мира.
Закон –
это такие существенные, необходимые и устойчивые связи между явлениями,
которые вызывают определенное течение событий.
Существуют три закона диалектики:
закон единства и противоречия противоположностей;
закон перехода количественных изменений в качественные;
закон отрицания отрицания.
Слайд 25
Три стадии развития Мирового Духа (Гегель
1 стадия
- Тезис (доприродное бытие «чистой идеи» в виде логических
категорий и понятий )
2 стадия - Антитезис (бытие природы, в которую превращается идея)
3 стадия - Синтез (бытие «абсолютного мирового духа»)
Слайд 26
На третьей стадии Мировой Дух начинает проявлять себя
в человеческом обществе
1.Бытие субъективного духа (логика отдельного индивида). Субъективный
дух – это сознание отдельного человека.
2. Бытие объективного духа (человеческий общий разум, выраженный в разных формах общественной жизни: семье, обществе, государстве, политике и т.д.)
3. Бытие Абсолютного Духа (бесконечная свобода, выраженная в искусстве, религии, философии) Абсолютный Дух – это высшее проявление духа, вечно действенная истина.
Слайд 27
Человек через сознательную деятельность способен понять законы деятельности
Духа и придать высший смысл природному и социальному прогрессу.
Искусство
– (тезис) отображение человеком Абсолютной Идеи.
Религия – (антитезис искусству) Абсолютная Идея, раскрытая человеку Богом в виде откровения.
Философия – (синтез искусства и религии) знание, данное Богом и понятное людям. Философия – полное раскрытие всех истин, высшее знание.
Человечество и Мировой Дух поймут самих себя и достигнут полной свободы.