Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Якутский народный героический эпос ОЛОНХО презентация

Содержание

Цель: Узнать о значении Олонхо в нашем обществеЗадачи:Ознакомиться с древним якутским эпосом Олонхо Ознакомиться с миропониманием якутского народа Рассмотреть персонажи якутской мифологии
Якутский народный героический эпос «ОЛОНХО» Габышева В.В. Цель: Узнать о значении Олонхо в нашем обществеЗадачи:Ознакомиться с древним якутским эпосом Старинный эпос Олонхо ученые называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое сравнение Согласно Олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности Самый главный Бог, творец мира - Юрюнг Айыы Тойон. 	Это почтенный старец, На следующих ярусах живут другие Айыы: создатель человеческой души, высший судья, всего Во время молитвы отдаются почести сначала высшим богам, а затем земным добрым Средоточием Вселенной, по якутской мифологии является средний мир, т.е. земля, на которой Наиболее почитаемой, добродетельной иччи считалась хозяйка земли – Аан Алахчын, охранявшая благополучие С охотой связаны духи - хозяева леса, покровители охотников. 	Главным среди них Бай-Баянай богат мехами, почему и носит эпитет «баай» - богатый. 	По некоторым Рыболовство также имело своего покровителя, духа-хозяина водных глубин Кюех Боллох Тойоно. 	Он По мифологическим представлениям древних якутов, своего духа-хозяина имел также огонь, играющий огромную Когда желали принести небольшую жертву другим айыы или иччи, то совершали это Зиму, самое тяжелое время для трудового народа олицетворяли в виде огромного белого К концу января зима достигала своей вершины. За день перед концом января С давних времен почти у всех народов мира сохранилось понятие мирового дерева, Его корни уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а По представлениям якутов под средним миром был расположен нижний мир. Это сумрачная Нижняя страна населена особыми племенами – абаасы, духи-пожиратели, действию которых и приписывали Главой племени абаасы считается старик Арсан Дуолай. В Олонхо по велению Юрюнг Айыы для защиты жителей среднего мира от Олонхо, как все устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностями в деле
Слайды презентации

Слайд 2 Цель:
Узнать о значении Олонхо в нашем обществе
Задачи:

Ознакомиться

Цель: Узнать о значении Олонхо в нашем обществеЗадачи:Ознакомиться с древним якутским

с древним якутским эпосом Олонхо
Ознакомиться с миропониманием якутского

народа
Рассмотреть персонажи якутской мифологии



Слайд 3 Старинный эпос Олонхо ученые называют «северной Илиадой» или

Старинный эпос Олонхо ученые называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое

«якутской Одиссеей». Такое сравнение вполне резонно: хотя сказания олонхо

были записаны сравнительно недавно, они во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов. Словом «олонхо», означающим «то, что было» (как и русское «былина»), называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк. Самые длинные песни олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Старинный эпос Олонхо


Слайд 4 Согласно Олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся

Согласно Олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в

следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами

Улуу тойона, Юрюнг айыы тойона и главы злых духов нижнего мира Арсан Дуолайя.

Слайд 5 Самый главный Бог, творец мира - Юрюнг Айыы

Самый главный Бог, творец мира - Юрюнг Айыы Тойон. 	Это почтенный

Тойон.
Это почтенный старец, облаченный в дорогие меха.
«Он

создал шамана и научил его бороться со всеми бедами, он подарил людям огонь».
Живя в верхнем мире, Улуу-Тойон может также спускаться на землю, воплощаясь в крупных зверей: медведя, лося, быка, черного жеребца.

Верхний мир перешел к небожителям


Слайд 6 На следующих ярусах живут другие Айыы: создатель человеческой

На следующих ярусах живут другие Айыы: создатель человеческой души, высший судья,

души, высший судья, всего двенадцать помощников-богов.

В Олонхо

эти божества всегда на стороне богатыря.

Слайд 7 Во время молитвы отдаются почести сначала высшим богам,

Во время молитвы отдаются почести сначала высшим богам, а затем земным

а затем земным добрым духам. Древние люди обращались

ко всем земным духам через огонь, потому что Якутия - холодный регион, и они не смогли бы прожить без огня.

Слайд 8 Средоточием Вселенной, по якутской мифологии является средний мир,

Средоточием Вселенной, по якутской мифологии является средний мир, т.е. земля, на

т.е. земля, на которой обитали люди и духи.
В

Олонхо этот мир представляется широкой, вольготной и изобильной страной.

Слайд 9 Наиболее почитаемой, добродетельной иччи считалась хозяйка земли –

Наиболее почитаемой, добродетельной иччи считалась хозяйка земли – Аан Алахчын, охранявшая

Аан Алахчын, охранявшая благополучие людей и их скота от

всяких напастей.
Хозяйка земли – персонифицированный образ родной земли, праматери всего живущего и растущего.

Бай-Баянай

Хозяйка земли (Аан Алахчын)


Слайд 10 С охотой связаны духи - хозяева леса, покровители

С охотой связаны духи - хозяева леса, покровители охотников. 	Главным среди

охотников.
Главным среди них считался Бай-Баянай, лесной дух и

покрови­тель охотничьего и рыбного промысла.
Его изображают веселым стариком, обросшим рыжими или черными волосами, ездящим верхом на олене или бегающим по лесу.

Лесной дух (Бай-Баянай)


Слайд 11 Бай-Баянай богат мехами, почему и носит эпитет «баай»

Бай-Баянай богат мехами, почему и носит эпитет «баай» - богатый. 	По

- богатый.
По некоторым представлениям, существовало 11 братьев

Баянаев. Они давали удачу на промысле, и поэтому охотник перед промыслом обращался к ним с призыванием, а после удачного промысла жертвовал им часть добычи, бросая кусочки жира в костер.

Слайд 12 Рыболовство также имело своего покровителя, духа-хозяина водных глубин

Рыболовство также имело своего покровителя, духа-хозяина водных глубин Кюех Боллох Тойоно.

Кюех Боллох Тойоно.
Он представляется добродушным стариком, одетым в

рыбью чешую или сети, с волосами и бородой из водорослей. Существует поверье, что нельзя ронять в прорубь железные предметы,
чтобы не поранить духа-хозяина воды.

Кюех Боллох Тойоно.


Слайд 13 По мифологическим представлениям древних якутов, своего духа-хозяина имел

По мифологическим представлениям древних якутов, своего духа-хозяина имел также огонь, играющий

также огонь, играющий огромную роль в жизни северных людей.

Хозяин огня считается покровителем семьи и верным защитником от всяких козней злых духов. Дух огня выступал как бы посредником между людьми и божествами.

Дух огня (Уот Уххан)


Слайд 14 Когда желали принести небольшую жертву другим айыы или

Когда желали принести небольшую жертву другим айыы или иччи, то совершали

иччи, то совершали это с помощью огня: вливали в

огонь масло или другое и просили огонь донести жертву по назначению.

Слайд 15 Зиму, самое тяжелое время для трудового народа олицетворяли

Зиму, самое тяжелое время для трудового народа олицетворяли в виде огромного

в виде огромного белого быка с голубыми пятнами, с

громадными рогами и морозным дыханием. Когда этот бык обходил просторы земли, все в природе застывало, люди и животные страдали от стужи.

Бык (Эһээ Дьыла)


Слайд 16 К концу января зима достигала своей вершины. За

К концу января зима достигала своей вершины. За день перед концом

день перед концом января прилетал могучий орел, сгребал снег

со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От орлиного клекота дух земли отступал, у него поочередно ломались рога, а затем к весне отваливалась голова. В ледоход туловище быка зимы плывет вниз по Лене в Ледовитый океан.

Слайд 17 С давних времен почти у всех народов мира

С давних времен почти у всех народов мира сохранилось понятие мирового

сохранилось понятие мирового дерева, как символ жизни, плодородия.
Так

и, у якутов сохранилось понятие мирового дерева Аар Кудук Мас, как дерева соединяющего три мира,  дарящее жизнь, блага серединному миру и всему живому.

Дерева жизни (Аар Кудук Мас)


Слайд 18 Его корни уходят в Нижний мир, крона растет

Его корни уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире,

в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо,

где обитают божества Верхнего мира. Это дерево является олицетворением всех светлых начал Среднего мира, местом обитания духа-Хозяйки земли

Слайд 19 По представлениям якутов под средним миром был расположен

По представлениям якутов под средним миром был расположен нижний мир. Это

нижний мир. Это сумрачная страна с особым щербатым солнцем

и луной, дающими тусклый свет. Нижний мир покрыт таким не просыхающим болотом, что даже насекомые увязают в нем. Здесь растут уродливые железные деревья.

Слайд 20 Нижняя страна населена особыми племенами – абаасы, духи-пожиратели,

Нижняя страна населена особыми племенами – абаасы, духи-пожиратели, действию которых и

действию которых и приписывали разные болезни. В Олонхо абаасы

выступают как существа, подобные людям, с человеческими страстями и потребностями. Вид у них безобразный, как правило, они одноноги или одноруки. Они враждуют с людьми, причиняют им зло, похищают женщин и девушек, напрашиваются в женихи и зятья.

Злые духи (абаасы)


Слайд 21 Главой племени абаасы считается старик Арсан Дуолай.

Главой племени абаасы считается старик Арсан Дуолай.

Слайд 22 В Олонхо по велению Юрюнг Айыы для защиты

В Олонхо по велению Юрюнг Айыы для защиты жителей среднего мира

жителей среднего мира от нападений абаасы поселились на земле

могущественные богатыри.
Борьба земных богатырей с богатырями абаас составляет основу сюжета героического эпоса якутов.

  • Имя файла: yakutskiy-narodnyy-geroicheskiy-epos-olonho-prezentatsiya.pptx
  • Количество просмотров: 121
  • Количество скачиваний: 0