Слайд 2
Композиция
Сразу же стоит отметить, что композиция – вещь
хрупкая и воздушная, нет и быть не может точной
инструкции расстановки предметов.
Композиция в натюрморте очень важна, она как фундамент для воплощения идеи натюрморта.
В целом можно сказать, что композиция – это правильное сочетание и взаимодействие объектов между собой на картине или фотографии.
Слайд 3
Геометрия в композиции
Считается, что объекты, или группы объектов,
вызывают ассоциации и даже подсознательные чувства о чем-то ином,
не изображенном на снимке. Так, прямые горизонтальные и вертикальные линии символизируют остановку, успокоение, стабильность. А диагонали и волнистые линии – символизируют движение, устремленность. Это же можно сказать о квадрате – символе уравновешенности, замкнутости и о перевернутом треугольнике – хрупком равновесие, напряжение. Круг – символ динамики. Здесь непосвященные начинают запутываться… Какие круги и квадраты, если есть только яблоки и груши ?
Как мы знаем, картина должна задерживать взгляд наблюдателя на себе и если символов движения на снимке будет больше, то и глазу наблюдателя этот снимок покажется более интересным. Выходя из этого, при работе с натюрмортом правильнее всего избегать четко горизонтальных и вертикальных линий, т.е. вилка не должна лежать идеально вертикально или горизонтально. Если у вас две вилки на столе – не нужно «копировать диагонали» одной и другой, лучше, когда положение вилок различается. Яблоки не должны быть выставлены идеально в рядочек и быть одного размера, некоторый хаос не повредит. Опасайтесь явных повторений форм и положения предметов.
Слайд 4
Обратите внимание не только на построение геометрических фигур
из предметов, но и на «уютный хаос» похожих друг
на друга предметов, которые не повторяют форму и положения на снимке.
Слайд 5
Центр композиции
В художественном натюрморте должно быть как минимум
2 предмета взаимодействующих между собой, но только один из
них будет главным, а другой – второстепенным.
Центр композиции – это самое главное место на картине. Это точка, куда устремляется глаз наблюдателя. Композиционный центр не должен находится в центре, и должен чем-то отличатся от остальной массы предметов.
Слайд 6
Как же выделить центр композиции ?
Возьмём, к
примеру, 3 вида шариков: большие, средние и маленькие. Поставим
на фоне большого шарика, маленький и он тут же притянет к себе внимание – это и будет центр композиции (рис.1). Если же мы поставим много маленьких и много средних шариков как-нибудь, но при этом на снимке будет присутствовать один большой шар – он станет центром композиции (рис.2).
Слайд 7
Работа с центром композиции
Центр можно выделить:
Светом
Контрастом
Цветом
Размером
Формой
Второстепенными предметами, которые
«доведут» глаз до центра.
Слайд 8
Изобразительный ритм
Удары в барабан – одинаково повторяющийся звук
- ритм. Повторение одинаковых предметов на картине – изобразительный
ритм. Повторение предметов – очень хороший прием «указать» зрителю на какой-нибудь объект в композиции.
Но не стоит забывать о том, что однообразия следует избегать.
Слайд 9
Внутренние связи
Естественно, предметы на изображаемом натюрморте должны быть
чем-то связаны – смыслом, формой, цветом. Нельзя рисовать АйФон
вместе со старой скрипкой, или же зубную щетку с цветком.
Объединение по смыслу – самое логичное, но нужно учитывать цвет и форму предметов.
Объединение по форме – интересный и оригинальный ход.
Вы можете экспериментировать с цветами и фруктами, с коробочками и тарелками, вы даже можете нарочно «вбрасывать» в композицию какой-то неординарный предмет, но делайте это осторожно и со вкусом. Всегда старайтесь добиться диалога предметов на столе, представьте, что они разговаривают о чем-то и чем больше у предметов общего – тем интереснее получится у них диалог.
Слайд 10
Настроение
Настроение — это чувства, а не правила и
не композиция. Настроение создается набором предметов, освещением (его интенсивностью),
буйством красок, или монохромностью и т.д. и т.п. Передать настроение – это значит рассказать зрителю, о чем все же этот натюрморт, передать задумку автора наблюдателю.
Букет в вазе, чашка чаю – удовлетворение от хорошего дня. Книга и очки в полутьме – одинокий вечер. Бутылки обтянутые паутиной – забытые хозяином вещи.
Настроение является неотъемлемой и огромной главой рассказа о «тихой жизни» вещей.
Слайд 11
Задание
Подберите 4 предмета, из которых хотели бы составить
натюрморт.
Расставьте их, чтобы они образовывали связь, создавали настроение, передавали
Вашу задумку.
Сделайте снимок с «идеальной», по Вашему мнению, точки зрения. Определите формат (горизонталь или вертикаль). Делая снимок, представьте, что это будущая картина. Будьте готовы к тому, что она может появиться у кого-то на стене или в музее.
Сделайте еще 4 снимка, переставляя предметы так, чтобы каждый из четырех побывал в роли «главного героя» натюрморта.