Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ xix ВЕКА

Содержание

ЛЮДВИГ ФЕЙРЕЙБАХГлавное направление философии Фейербаха – критика немецкого идеализма и обоснование материализмаОсновные труды:«К критике гегелевской философии» (1839)«Сущность христианства» (1841),«Основные положения философии будущего» (1843)«Сущность религии» (1845)(1804 -1872)
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ  XIX ВЕКА ЛЮДВИГ ФЕЙРЕЙБАХГлавное направление философии Фейербаха – критика немецкого идеализма и обоснование материализмаОсновные Основные черты материализма Людвига Фейербаха полный разрыв с религией (атеизм)попытка объяснения Бога Л. ФЕЙЕРБАХ подверг критике идеалистическую философию  Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ - отвергал идею В вопросах познания  Л. ФЕЙЕРБАХ выступает как оппонент И. КАНТА Согласно Социально-политические взгляды Людвига ФЕЙЕРБАХА Человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, МАРКСИЗМ Карл Маркс (1818-1883) 		Главные произведения:«Капитал»,«Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе» Фридрих Энгельс (1820-1895) 	Главные произведения: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» , « О происхождении Идейные источники марксизма:утопический социализм (Т. Мор, Марксизм включает два раздела:диалектический материализмисторический материализм Характерные черты марксизма- диалектический метод неразрывно связан с материалистическим принципом;- история - Русский теоретик и пропагандист марксизма, основатель социально-демократического движения в России.ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ: «К Диалектический материализм	«Материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущениях» 			В.И. Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» Движение – атрибут материидвижение неотъемлемое свойство материи;движение абсолютно, а покой относителен;движение материи Сознание - высшая форма отражения материи Сознание - идеальный, субъективный образ объективного Исторический материализм «общественное бытие» определяет «общественное сознание», что означает обусловленность духовной сферы Классовая теория	Классы – большие группы людей, которые отличаются своим отношением к средствам Общественно-экономическая формация -	определенная ступень развития общества, характеризующаяся материальным базисом и соответствующей ему духовно-политической надстройкой НАДСТРОЙКАБАЗИС Базис -	это производственные отношения т.е. отношения, которые возникают у людей в процессе Базис:Производственные отношенияПроизводительные силы(техника, технология, люди) Духовно-политическая надстройка		включает различные сферы духовной жизни общества (мораль, право, науку, философию, религию Общественно-экономические формации:первобытно-общинная (отсутствие частной собственности, классового деления, эксплуатации, государства), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая Высшая стадия истории – коммунизм, переходная к ней стадия - социализмЦель  Движущая сила общества, с позиции марксизма: А. Естественный отборВ. Борьба классовС. Чем отличаются классы? а) количеством денежных средств б) уровнем образования в) симпатией ПОЗИТИВИЗМ Позитивизм:Утверждает первенство науки;Считает, что научное познание основано на единстве метода;Замещает наукой другие Стадии:«первый позитивизм» - 40-70-е гг. XIX в.,«второй позитивизм» (эмпириокритицизм)-с 70-х гг. XIX Основатель позитивизма О.Конт	(1798 – 1857) Закон двойственной эволюциитеологическаяметафизическаяпозитивная(научная)традиционное общество доиндустриаль-ное обществоиндустриальноеобщество Эмпириокритицизм				второй этап развития позитивизма, в основе которого лежит критика опыта, необходимость очищения Э.МахР.Авенариус Неопозитивизм		считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, М.ШликЛ. Витгенштейн Постпозитивизм		общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были К. ПопперП. ФейрабендТ. Кун Верификация (от лат. verus - истинный и facio - делаю)		ЭТО методологическое понятие, Фальсификация (от лат. falsus - ложный и facio – делаю)		 Это методологическая ВОПРОСЫ  1. Источник истинного знания, согласно позитивизму ?  А.	Священное писаниеВ.	Эмпирические исследованияС.	Логическое мышление Согласно позитивизму, 	какая стадия истории человечества соответствует доиндустриальному обществу?А.	ТеологическаяВ.	МетафизическаяС.	Позитивная ВОПРОСЫАвтор принципа фальсификации?А.	О. КонтВ.	Г. РайлС.	К. Поппер ПСИХОАНАЛИЗ ПСИХОАНАЛИЗ (фрейдизм) –   направление в философии, утверждающее доминирующую роль бессознательных ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) – австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог. ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА И ФРЕЙДИЗМА Главные произведения З.Фрейда: «Толкование сновидений (1899), «Тотем и табу» (1913), «По ту Психика человека состоит из 3-х компонентов: Я, ОНО и Сверх-ЯБессознательное, которое не Бессознательное («Оно», «ID») Содержание: инстинкты (в первую очередь сексуальный – Либидо, Сверх-ЯВ метафорическом значении Сверх-Я выступает в качестве совести, внутреннего голоса или судьи Я (Ego)Сфера сознания, разумаФункции: мышление, память, адаптация к реальностиГлавный принцип: принцип реальности: Сублимация Бессознательные влечения из сферы «Оно» могут трансформироваться в иные виды активности, «Недовольство культурой» История и культура находятся в зависимости от бессознательного фактора – Психоанализ как метод В XX веке психоанализ стал самым популярным методом в КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961) – швейцарский психоаналитик, психиатр Г. Юнг рассматривает психику АРХЕТИПЫ«Тень» - бессознательная дочеловеческая часть психики (Мефистофель в “Фаусте” Гёте, Локи в КАРЕН ХОРНИ (1885-1952) – немецко-американский психоаналитик и психолог Характер невроза зависит в ЭРИХ ФРОММ (1904-1980) –   Соединил идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Эрих ФроммПозитивная и негативная свобода«Бегство от свободы» (Один из механизмов бегства от Вопросы:  Что, согласно учению Фрейда, управляет человеком? А. Воля В. Сознание «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ (1833-1911)- немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни, литературовед. стержневое понятие «жизнь», понимаемая как мир в его данности познающему субъекту; единственная Предложил новое понимание ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ – это не «мир», а «ЖИЗНЬ», которую ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ (1858-1918)- немецкий философ, социолог, культуролог, один из главных представителей поздней «философии жизни» ТРУДЫ: «Социальная дифференциация» (1890), «Введение в моральную науку» (1892-1893), «Философия денег», «Кант» Для философии характерно постижение целостности мира. Главный ВОПРОС философского познания: «Что есть Верное ПОЗНАНИЕ может быть только на основе интуиции, одна только жизнь АНРИ БЕРГСОН (1859-1941) – французский философ, один из основоположников гуманитарно-антропологического направления, представитель В основе учения – понятие «жизненный прорыв» как единственная великая сила, данная Понимание предмета философии по Дильтею: а) красота б) жизнь  в) мир ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Феноменология – одно из главных философских направлений XX в. Основатель феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859—1938) Как направление в философии философия появляется после публикации «Логических исследований» Эдмунда Гуссерля Феноменология – наука о феноменах сознания.Файноменон – явление. Феномен – это то Особенность феноменологии: - не является философской системой, а есть методологический подход;- ставит Задача феноменологии – найти истинный смысл предметаКак философское течение имело огромное влияние Экзистенциализм – направление в философии XX в., которое в центр своего внимание ставит Впервые слово «экзистенция» в этом смысле использовал датский философ Сёрен Кьеркегор в Основные идеи философии С. Кьеркегора:- человек – главная проблема, а его бытие Экзистенциализм как влиятельное философское направление появляется после Первой мировой войны (1914-1918).Наибольшая популярность Особенность феноменологии: - экзистенция (существование, бытие человека) предшествует сущности;- акцент на переживании Мартин Хайдеггер (1889-1976),Карл Ясперс (1883-1964)Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960)Габриэль Марсель (1889-1973) Одним из основателей экзистенциализма считается немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976)Хайдеггер: Философия есть Основные идеи: Центральное понятие: Dasein – бытие человека, как отношение собственного бытия Карл Ясперс (1883-1964) Основные труды: «Философия» (1932), «Экзистенциальная философия» (1938), «Философская вера» Основные идеи К. Ясперс: - предмет философии – человек и составные моменты Жан-Поль Сартр (1905-1980) Основные произведения:«Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм – это гуманизм»(1946), Основные идеи Ж. Сартра: - различение бытие-в-себе (нечто) и бытие-для-себя (сознание);- экзистенция Альбер Камю (1913-1960) Основные произведения:«Миф о Сизифе» (1943), роман «Чума» (1947), «Бунтующий человек» (1951) Основные идеи А. Камю: - абсурдность существования (реальность абсурдна);- бунт как одно Габриэль Марсель (1889-1973) Представитель религиозного (католического) экзистенциализмаОсновные труды: «Метафизический дневник» (1925), «Опыт конкретной философии» (1967) Основные идеи Г. Марселя: - утверждал иллюзорность веры во всесилие науки;- различение Основные идеи: - различение бытие-в-себе (нечто) и бытие-для-себя (сознание);- экзистенция (существование) – Кто является основателем феноменологии?А) К. Ясперс      Б) Кто считается основателем философии экзистенциализма?А) И. Кант Понятие «экзистенция» означаетА) рациональный способ познания  Б) бытие человека, взятое в СТРУКТУРАЛИЗМ Философский структурализм –    Течение в философской мысли, распространившееся, в Эволюция структурализма Основные представителиКлод         Жан Специфика философии   Представители (Леви-Стросс, Фуко, Лакон, Барт,Эко и д.) относятся Специфика культурного объекта в структурализме:Культурное образование аналогично природному;Он обладает глубинной структурой, созданной Основные идеи структурализма: Структуралистский подход применим для понимания культуры в целом;Основу культурных Классический образ человека – ложный!  Структуралисты утверждают: «говорит не человек, а Структурализм Специфика метода М. Фуко Специфика метода Фуко выражает в основных принципах:1) Клод Леви-СтроссСоздал концепцию структурной антропологии в одноименной работе 1958 года. Философски истолковывая Жан ЛаканУтверждает, что бессознательное подлежит научному изучению, а задача психотерапии – изучать Критика структурализмаПостроение строго научной методологии социально-гуманитарного знания структуралистами нельзя признать полностью удавшимся: ГЕРМЕНЕВТИКА – учение об истолковании текстов и их смыслах ФормыОбщениеКоммуникацияДиалогАргументацияДискуссияУбеждениеНаставлениеПриказДемонстрацияМетодыГерменевтический кругИнтерпретацияВербализацияВера, ДовериеМетафораСомнениеВживаниеВчуствованиеСопереживаниеИСТОРИЯКУЛЬТУРА ЖИЗНЕННЫЙ МИРОБЪЕКТ(субъект)ПОНИМАНИЕЯЗЫКТЕКСТ ЗНАКИСТОРИЯКУЛЬТУРА ЖИЗНЕННЫЙ МИРПОНИМАНИЕСУБЪЕКТ(объект)СМЫСЛ (ЗНАЧЕНИЕ)ЗНАЧЕНИЕ(СМЫСЛ)ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ Герменевтика ( от греч. Germeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) означает теорию и практику Основы были заложены Ф. Шлейермахером как искусство понимания индивидуальности другого автора.Предметом герменевтики Фридрих Шлейермахер (1768-1834)  Герменевтика – метод понимания чужой индивидуальности. В изучаемом Вильгельм Дильтей (1833-1911)  Герменевтика – способ исторической интерпретации «письменно зафиксированных жизненных Мартин Хайдеггер (1889-1976)  Герменевтика – есть наука межчеловеческого понимания. Экзистенция – Ганс Гадамер (1900-2002)  Считается основателем философской герменевтики. Центральный вопрос герменевтики – Герменевтический круг  Для науки и философии большую значимость имеет идея ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО Достоинства и недостатки герменевтики+Стремление к диалогу. Призыв услышать и понять иную точку Вопросы для самоконтроляГЕРМЕНЕВТИКА – ЭТО:А).Учение об истинеБ).Философская теория пониманияВ). Учение о трактовке АВТОРОМ РАБОТЫ «СТРУКТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ А).УМБЕРТО ЭКО Б).ЖАН ЛАКАН В). КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС Г). ЖАН-ПОЛЬ САРТР «Человек не может являться сознательным творцом культуры». По мысли Мишеля Фуко, это ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ1. Новое Время (основные персоналии и идеи).2. Философские идеи
Слайды презентации

Слайд 2 ЛЮДВИГ ФЕЙРЕЙБАХ
Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого

ЛЮДВИГ ФЕЙРЕЙБАХГлавное направление философии Фейербаха – критика немецкого идеализма и обоснование

идеализма и обоснование материализма
Основные труды:
«К критике гегелевской философии» (1839)
«Сущность

христианства» (1841),
«Основные положения философии будущего» (1843)
«Сущность религии» (1845)

(1804 -1872)


Слайд 3 Основные черты материализма Людвига Фейербаха
полный разрыв с религией

Основные черты материализма Людвига Фейербаха полный разрыв с религией (атеизм)попытка объяснения

(атеизм)
попытка объяснения Бога с материалистической точки зрения, исходя из

человеческой природы
материалистическое объяснение проблем мира и человека
убеждение в познаваемости мира
большой интерес к социально-политическим вопросам


Слайд 4 Л. ФЕЙЕРБАХ подверг критике идеалистическую философию Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ
-

Л. ФЕЙЕРБАХ подверг критике идеалистическую философию Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ - отвергал идею

отвергал идею тождества бытия и мышления;
- отрицал наличие Абсолютной

идеи;
- не признавал единство философии и религии;
- отверг диалектику.


Слайд 5 В вопросах познания Л. ФЕЙЕРБАХ выступает как оппонент

В вопросах познания Л. ФЕЙЕРБАХ выступает как оппонент И. КАНТА Согласно

И. КАНТА
Согласно Л.Фейербаху окружающий мир познаваем.
Познавательные возможности человека безграничны.
Идея

о постепенном увеличении познавательных способностей разума выражена словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».
Основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, осознаваемые разумом, в основе которых лежит объективная реальность.

Слайд 6 Социально-политические взгляды Людвига ФЕЙЕРБАХА
Человек – уникальное биологическое существо,

Социально-политические взгляды Людвига ФЕЙЕРБАХА Человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей,

наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями
Полная реализация человеком своего «Я»

возможна только во взаимодействии с «ТЫ» (человек может жить только в обществе)
Основа связи между людьми в обществе и его стержень – РЕЛИГИЯ, НО ОНА должна быть основана не на вере в Бога, а на иных принципах.
Традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) надо отбросить.
На ее место должна стать РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ людей друг к другу и особенно ВНУТРИ СЕМЬИ.
Смысл жизни человека – стремление к счастью.

Слайд 8 МАРКСИЗМ

МАРКСИЗМ

Слайд 9 Карл Маркс (1818-1883)
Главные произведения:
«Капитал»,
«Экономическо-философские рукописи 1844 года»,

Карл Маркс (1818-1883) 		Главные произведения:«Капитал»,«Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе»


«Тезисы о Фейербахе»


Слайд 10 Фридрих Энгельс (1820-1895)
Главные произведения:
«Анти-Дюринг», «Диалектика природы»

Фридрих Энгельс (1820-1895) 	Главные произведения: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» , « О

, « О происхождении семьи, частной собственности и государства»


Слайд 11 Идейные источники марксизма:
утопический социализм (Т. Мор,

Идейные источники марксизма:утопический социализм (Т. Мор,    Т. Кампанелла),

Т. Кампанелла),
французский материализм (Д.

Дидро, Ж. Ж. Руссо, П.А. Гольбах и др.)
немецкая классическая философия (Гегель).

Слайд 12 Марксизм включает два раздела:
диалектический материализм

исторический материализм

Марксизм включает два раздела:диалектический материализмисторический материализм

Слайд 13 Характерные черты марксизма
- диалектический метод неразрывно связан с

Характерные черты марксизма- диалектический метод неразрывно связан с материалистическим принципом;- история

материалистическим принципом;
- история - естественный, закономерный процесс;
- мир не

только объясняется, но разрабатываются основы его преобразования;
- диалектико-материалистические взгляды связываются с интересами пролетариата.


Слайд 14 Русский теоретик и пропагандист марксизма, основатель социально-демократического движения

Русский теоретик и пропагандист марксизма, основатель социально-демократического движения в России.ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ:

в России.
ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ: «К вопросу о развитии монистического взгляда

на историю» (1895); «К вопросу о роли личности в истории» (1898)
Развил материалистическое понимание истории; отвергал концепции о «героях – делателях истории», считая, что «народ, вся нация должна быть героем истории».

Г.В. ПЛЕХАНОВ
(1856-1918)


Слайд 15 Диалектический материализм
«Материя - есть объективная реальность, данная нам

Диалектический материализм	«Материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущениях» 			В.И. Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм»

в ощущениях»

В.И. Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм»


Слайд 16 Движение – атрибут материи
движение неотъемлемое свойство материи;
движение абсолютно,

Движение – атрибут материидвижение неотъемлемое свойство материи;движение абсолютно, а покой относителен;движение

а покой относителен;
движение материи осуществляется в пространстве и времени,

которые трактуются как объективные формы, не связанные с фактором сознания.

Слайд 17 Сознание - высшая форма отражения материи
Сознание -

Сознание - высшая форма отражения материи Сознание - идеальный, субъективный образ

идеальный, субъективный образ объективного мира;
Сознание- функция мозга, имеющая не

физиологическую, а социальную природу;
Процесс формирования сознания и языка обусловлен коллективным процессом трудовой деятельности первобытных людей.

Слайд 18 Исторический материализм
«общественное бытие» определяет «общественное сознание», что

Исторический материализм «общественное бытие» определяет «общественное сознание», что означает обусловленность духовной

означает обусловленность духовной сферы материально-практическими условиями существования больших групп

людей.

Слайд 19 Классовая теория
Классы – большие группы людей, которые отличаются

Классовая теория	Классы – большие группы людей, которые отличаются своим отношением к

своим отношением к средствам производства.
Средства производства – орудия, предметы,

средства труда.

Слайд 20 Общественно-экономическая формация -
определенная ступень развития общества, характеризующаяся материальным

Общественно-экономическая формация -	определенная ступень развития общества, характеризующаяся материальным базисом и соответствующей ему духовно-политической надстройкой НАДСТРОЙКАБАЗИС

базисом и соответствующей ему духовно-политической надстройкой
НАДСТРОЙКА


БАЗИС


Слайд 21 Базис -
это производственные отношения т.е. отношения, которые возникают

Базис -	это производственные отношения т.е. отношения, которые возникают у людей в

у людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления

материальных благ. Главными среди всех производственных отношений являются отношения к собственности.

Слайд 22 Базис:
Производственные отношения


Производительные силы
(техника, технология, люди)

Базис:Производственные отношенияПроизводительные силы(техника, технология, люди)

Слайд 23 Духовно-политическая надстройка

включает различные сферы духовной жизни общества (мораль,

Духовно-политическая надстройка		включает различные сферы духовной жизни общества (мораль, право, науку, философию,

право, науку, философию, религию и др.), а также соответствующие

им социальные институты.

Слайд 24 Общественно-экономические формации:
первобытно-общинная (отсутствие частной собственности, классового деления, эксплуатации,

Общественно-экономические формации:первобытно-общинная (отсутствие частной собственности, классового деления, эксплуатации, государства), рабовладельческая, феодальная,

государства),
рабовладельческая,
феодальная,
капиталистическая (которым были присущи частная собственность,

классовый антагонизм, эксплуатация человека человеком, государство)
коммунистическая - общество будущего, в котором отомрут все указанные формы, связанные с имущественной дифференциацией.

Слайд 25 Высшая стадия истории – коммунизм, переходная к ней

Высшая стадия истории – коммунизм, переходная к ней стадия -

стадия - социализм

Цель марксизма – не объяснение мира, а

преобразование мира


Слайд 26  Движущая сила общества, с позиции марксизма:
А. Естественный отбор
В.

 Движущая сила общества, с позиции марксизма: А. Естественный отборВ. Борьба

Борьба классов
С. Научно-технический прогресс
D. Партии и сообщества


Слайд 27 Чем отличаются классы?
а) количеством денежных средств б) уровнем образования в)

Чем отличаются классы? а) количеством денежных средств б) уровнем образования в)

симпатией и антипатией друг к другу г) отношением к средствам

производства д) профессиональной принадлежностью

Слайд 28 ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ

Слайд 29 Позитивизм:
Утверждает первенство науки;
Считает, что научное познание основано на

Позитивизм:Утверждает первенство науки;Считает, что научное познание основано на единстве метода;Замещает наукой

единстве метода;
Замещает наукой другие формы знания;
Сводит все формы знания

к опыту;
Преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческим проблем.

Слайд 30 Стадии:
«первый позитивизм» - 40-70-е гг. XIX в.,
«второй позитивизм»

Стадии:«первый позитивизм» - 40-70-е гг. XIX в.,«второй позитивизм» (эмпириокритицизм)-с 70-х гг.

(эмпириокритицизм)-с 70-х гг. XIX в. по начало XX в.,
«третий

позитивизм» (неопозитивизм)-20-50-е гг. XX в.,
постпозитивизм – с 50-х гг. XX в..

Слайд 31

Основатель позитивизма О.Конт
(1798 – 1857)

Основатель позитивизма О.Конт	(1798 – 1857)

Слайд 32 Закон двойственной эволюции
теологическая


метафизическая


позитивная
(научная)
традиционное общество

доиндустриаль-ное общество

индустриальное
общество

Закон двойственной эволюциитеологическаяметафизическаяпозитивная(научная)традиционное общество доиндустриаль-ное обществоиндустриальноеобщество

Слайд 33 Эмпириокритицизм

второй этап развития позитивизма, в основе которого лежит

Эмпириокритицизм				второй этап развития позитивизма, в основе которого лежит критика опыта, необходимость

критика опыта, необходимость очищения научного опыта от умозрительных понятий,

а основным законом познания является «экономия мышления».



Слайд 34 Э.Мах
Р.Авенариус

Э.МахР.Авенариус

Слайд 35 Неопозитивизм
считает, что знание о действительности дается лишь в

Неопозитивизм		считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном

повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как

деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления.


Слайд 36 М.Шлик
Л. Витгенштейн

М.ШликЛ. Витгенштейн

Слайд 37 Постпозитивизм
общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим

Постпозитивизм		общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые

отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение

объективного знания из опыта.

Слайд 38 К. Поппер
П. Фейрабенд
Т. Кун

К. ПопперП. ФейрабендТ. Кун

Слайд 39 Верификация (от лат. verus - истинный и facio

Верификация (от лат. verus - истинный и facio - делаю)		ЭТО методологическое

- делаю)
ЭТО методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных

утверждений в результате их эмпирической проверки.

Слайд 40 Фальсификация (от лат. falsus - ложный и facio

Фальсификация (от лат. falsus - ложный и facio – делаю)		 Это

– делаю)
Это методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы

или теории.

Слайд 41 ВОПРОСЫ
1. Источник истинного знания, согласно позитивизму

ВОПРОСЫ 1. Источник истинного знания, согласно позитивизму ? А.	Священное писаниеВ.	Эмпирические исследованияС.	Логическое мышление

?
А. Священное писание
В. Эмпирические исследования
С. Логическое мышление


Слайд 42 Согласно позитивизму,
какая стадия истории человечества соответствует доиндустриальному

Согласно позитивизму, 	какая стадия истории человечества соответствует доиндустриальному обществу?А.	ТеологическаяВ.	МетафизическаяС.	Позитивная

обществу?

А. Теологическая
В. Метафизическая
С. Позитивная


Слайд 43 ВОПРОСЫ
Автор принципа фальсификации?

А. О. Конт
В. Г. Райл
С. К. Поппер

ВОПРОСЫАвтор принципа фальсификации?А.	О. КонтВ.	Г. РайлС.	К. Поппер

Слайд 44 ПСИХОАНАЛИЗ

ПСИХОАНАЛИЗ

Слайд 45 ПСИХОАНАЛИЗ (фрейдизм) – направление в философии, утверждающее доминирующую

ПСИХОАНАЛИЗ (фрейдизм) –  направление в философии, утверждающее доминирующую роль бессознательных

роль бессознательных факторов в психике человека и общества в

целом.

Слайд 46 ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) – австрийский врач, невропатолог, психопатолог,

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) – австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог. ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА И ФРЕЙДИЗМА

психиатр, психолог. ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА И ФРЕЙДИЗМА


Слайд 47 Главные произведения З.Фрейда:
«Толкование сновидений (1899), «Тотем

Главные произведения З.Фрейда: «Толкование сновидений (1899), «Тотем и табу» (1913), «По

и табу» (1913),
«По ту сторону принципа удовольствия» (1919),

«Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927).


Слайд 48 Психика человека состоит из 3-х компонентов: Я, ОНО

Психика человека состоит из 3-х компонентов: Я, ОНО и Сверх-ЯБессознательное, которое

и Сверх-Я
Бессознательное, которое не осознается человеком («Оно», или «Id»);


Сознание или Разум («Я», или «Ego»);
социальный цензор, совесть («Сверх Я», или «Super-Ego).

Слайд 49
Бессознательное («Оно», «ID»)
Содержание: инстинкты (в первую очередь

Бессознательное («Оно», «ID») Содержание: инстинкты (в первую очередь сексуальный –

сексуальный – Либидо, а также Эрос и Танатос)
Основной принцип:

Принцип удовольствия: «Я хочу!»
Контакт с реальность: отсутствует
Проявление: сновидения, автоматические действия, гипнотический транс


Слайд 50 Сверх-Я
В метафорическом значении Сверх-Я выступает в качестве совести,

Сверх-ЯВ метафорическом значении Сверх-Я выступает в качестве совести, внутреннего голоса или

внутреннего голоса или судьи (в ранних работах Фрейда, в

"Толкование сновидений", но называется цензором и является инициатором вытеснения.
Источник Сверх-Я : внешние запреты, табу, мораль и др. регуляторы поведения
Главный принцип: «Я должен!»

Слайд 51 Я (Ego)
Сфера сознания, разума
Функции: мышление, память, адаптация к

Я (Ego)Сфера сознания, разумаФункции: мышление, память, адаптация к реальностиГлавный принцип: принцип

реальности
Главный принцип: принцип реальности: Я могу!
По отношению к Оно

и Сверх-Я играет зависимую роль (между «молотом и наковальней»)

Слайд 52 Сублимация
Бессознательные влечения из сферы «Оно» могут трансформироваться

Сублимация Бессознательные влечения из сферы «Оно» могут трансформироваться в иные виды

в иные виды активности, например, в творчество. Это называется

сублимацией.
Если сексуальные и иные влечения не находят выхода и накапливаются как вытесненные, это может стать причиной нервного расстройства, депрессии, невроза.

Слайд 53 «Недовольство культурой»
История и культура находятся в зависимости от

«Недовольство культурой» История и культура находятся в зависимости от бессознательного фактора

бессознательного фактора – нужд и страстей людей.
Мораль, религия,

право выполняют функции «Сверх-Я» и блокируют выход агрессивной и сексуальной энергии, выполняя, «негативную миссию», сдерживая свободу индивидов.

«Культура требует принесения в жертву не только сексуальности, но также и агрессивных склонностей человека», в результате чего «культурный человек променял часть своего возможного счастья на частичную безопасность»
(З. Фрейд)


Слайд 54 Психоанализ как метод
В XX веке психоанализ стал

Психоанализ как метод В XX веке психоанализ стал самым популярным методом

самым популярным методом в лечении психических расстройств.
Суть метода: воздействие

психоаналитика на бессознательную сферу индивида посредством гипноза .

Памятник Зигмунду Фрейду
в университете Кларка (США),
где была прочитана его первая
лекция в Америке


Слайд 55 КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961) – швейцарский психоаналитик, психиатр

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961) – швейцарский психоаналитик, психиатр Г. Юнг рассматривает



Г. Юнг рассматривает психику как целостную, показывая, что сознательное

и бессознательное уравновешивают, дополняют друг друга.
Отводит главную роль не индивидуальному, а коллективному бессознательному, которое «образует психическую основу сверхличной природы, существующую в каждом индивиде» и содержит общечеловеческие первообразы, символы переживаний – архетипы.

Слайд 56 АРХЕТИПЫ
«Тень» - бессознательная дочеловеческая часть психики (Мефистофель в

АРХЕТИПЫ«Тень» - бессознательная дочеловеческая часть психики (Мефистофель в “Фаусте” Гёте, Локи

“Фаусте” Гёте, Локи в “Эдде)
«Анима» - бессознательное начало противоположного

пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов, в китайских категориях инь и ян и т.п.)
«Мудрый старик» (старуха)- архетип духа, мудрого волшебника, шамана (ницшевский Заратуштра)
«Мать» в её различных вариантах (богиня и ведьма, мойра, Деметра, Кибела, Богородица и т.п.)
«Прометей» - проявление в психике индивидуально-личностного начала (“самости”), противостоящей внешним силам и др.


Слайд 57 КАРЕН ХОРНИ (1885-1952) – немецко-американский психоаналитик и психолог
Характер

КАРЕН ХОРНИ (1885-1952) – немецко-американский психоаналитик и психолог Характер невроза зависит

невроза зависит в первую очередь от социальных факторов, от

культурных ценностей, а не от Либидо.
Нормальный человек, стремится выстроить разносторонние отношения с другими людьми. Невротик, напротив, старается доминировать, завоевывать престиж и добиваться благосостояния. Невротическое стремление к власти рождается из тревожности, ненависти и чувства собственной неполноценности.
Главная потребность индивида состоит в стремлении к безопасности.
«Великие неврозы» времени: чувство тревоги и беспокойства вызывается враждебной атмосферой, подавлением со стороны власти и т.д.

Слайд 58 ЭРИХ ФРОММ (1904-1980) –
Соединил идеи психоанализа, марксизма

ЭРИХ ФРОММ (1904-1980) –  Соединил идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма.

и экзистенциализма.
В личности нет ничего прирожденного.
Человек находится между

жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени»
Каждый человек является носителем всех потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Книги:
Бегство от свобода.
Душа человека
Искусство любить


Слайд 59 Эрих Фромм
Позитивная и негативная свобода
«Бегство от свободы» (Один

Эрих ФроммПозитивная и негативная свобода«Бегство от свободы» (Один из механизмов бегства

из механизмов бегства от свободы - отказ от своей

личности и связь ее с какой-либо внешней силой для получения силы, не достающей индивиду)
«Иметь или быть?»
«Искусство любить» (Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому).


Слайд 60 Вопросы:
Что, согласно учению Фрейда, управляет человеком?

А. Воля

Вопросы: Что, согласно учению Фрейда, управляет человеком? А. Воля В. Сознание

В. Сознание
С. Бессознательное
Архетипы это:
А. Достижения культуры
В.

Общечеловеческие прообразы и символы
С. Духовные ценности

Слайд 61 «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ»

«ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ»

Слайд 62 ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ (1833-1911)- немецкий историк культуры и философ-идеалист,

ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ (1833-1911)- немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни,

представитель философии жизни, литературовед. Родоначальник «академической» философии жизни
ТРУДЫ: «Введение

в науки о духе. Критика исторического разума» (1883), «Описательная психология» (1894), «Возникновение герменевтики» (1900).

Слайд 63 стержневое понятие «жизнь», понимаемая как мир в его

стержневое понятие «жизнь», понимаемая как мир в его данности познающему субъекту;

данности познающему субъекту; единственная реальность, существующая для конкретного человека
«ФИЛОСОФИЯ

ЖИЗНИ»


Слайд 64 Предложил новое понимание ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ – это не

Предложил новое понимание ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ – это не «мир», а «ЖИЗНЬ»,

«мир», а «ЖИЗНЬ», которую проживают люди.
Считал, что ЗАДАЧА

ФИЛОСОФИИ – раскрыть «жизнь» как способ бытия человека. Чтобы понять жизнь, надо ее пережить.
Разнообразие жизненных условий порождает МНОГООБРАЗИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЙ. Мировоззрение выражает жизнь, представленную в философских, религиозных учениях, произведениях искусства и литературы.
Ввел понятие НАУК О ДУХЕ, оказавших огромное влияние на исторические науки в Германии и на литературоведение.

Слайд 65 ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ (1858-1918)- немецкий философ, социолог, культуролог, один

ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ (1858-1918)- немецкий философ, социолог, культуролог, один из главных представителей поздней «философии жизни»

из главных представителей поздней «философии жизни»


Слайд 66 ТРУДЫ: «Социальная дифференциация» (1890), «Введение в моральную науку»

ТРУДЫ: «Социальная дифференциация» (1890), «Введение в моральную науку» (1892-1893), «Философия денег»,

(1892-1893), «Философия денег», «Кант» (1904), «Социология» (1908), «Основные проблемы

философии» (1910), «Философская культура» (1911), «Созерцание жизни» (1918).


Слайд 67 Для философии характерно постижение целостности мира.
Главный ВОПРОС

Для философии характерно постижение целостности мира. Главный ВОПРОС философского познания: «Что

философского познания: «Что есть жизнь? И какова ее ценность?»

ОТВЕТ: «Жизнь иррациональна и самодостаточна, объективна и в объективности своего существования – внеценностна».


Слайд 68 Верное ПОЗНАНИЕ может быть только на основе

Верное ПОЗНАНИЕ может быть только на основе интуиции, одна только

интуиции, одна только жизнь в состоянии понять жизнь.
ИСТОЧНИК

ТВОРЧЕСТВА – личность с ее априорно заданным способом видения; в соответствии с формами видения возникают различные «миры» культуры: религия, философия, наука, искусство.
ИСТОЧНИК ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ индивида, имеющих глубинные основания в «жизни», в том, что он всегда живет в нескольких мирах. В сознании неизбывности этих конфликтов состоит «трагедия культуры».


Слайд 69 АНРИ БЕРГСОН (1859-1941) – французский философ, один из

АНРИ БЕРГСОН (1859-1941) – французский философ, один из основоположников гуманитарно-антропологического направления,

основоположников гуманитарно-антропологического направления, представитель французского варианта философии жизни
ТРУДЫ: «Материя

и память» (1896), «Непосредственные данные сознания» (1889), «Введение в метафизику» (1903), «Творческая эволюция» (1907), «Восприятие изменчивости» (1911), «Сновидения» (1914), «Два источника морали и религии» (1932).

Слайд 70 В основе учения – понятие «жизненный прорыв» как

В основе учения – понятие «жизненный прорыв» как единственная великая сила,

единственная великая сила, данная в начале мира сверхсознанием. По

его мнению: «Жизнь … есть сознание, пущенное в материю» - Онтологический дуализм: мир есть постоянно длящийся конфликт между жизнью и смертью.
- Ключевое положение –творческая эволюция.
- Ввел понятие «длительность» - психологическое, субъективное время, главная характеристика которого – неделимость и целостность.
- Противопоставление интеллекта и интуции

Слайд 71 Понимание предмета философии по Дильтею: а) красота б) жизнь

Понимание предмета философии по Дильтею: а) красота б) жизнь в) мир

в) мир г) любовь д) мораль е) право


Слайд 72 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Слайд 73 Феноменология – одно из главных философских направлений XX в.

Феноменология – одно из главных философских направлений XX в. Основатель феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859—1938)


Основатель феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859—1938)


Слайд 74 Как направление в философии философия появляется после публикации

Как направление в философии философия появляется после публикации «Логических исследований» Эдмунда

«Логических исследований» Эдмунда Гуссерля в 1900-1901 гг.
Основные труды:
«Идеи к

чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913)
«Картезианские размышления» (1931)
«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936)


Слайд 75 Феноменология – наука о феноменах сознания.
Файноменон – явление.

Феноменология – наука о феноменах сознания.Файноменон – явление. Феномен – это

Феномен – это то явление, которое проявляет сущность вещи.
Основная

идея – природа мира является нам через сознание.
Природа, которую изучают естественные науки – это то, что удостоверяет наше сознание, это сознание о природе.
Только сознание может быть доступно рациональному научному исследованию.

Слайд 76 Особенность феноменологии:
- не является философской системой, а есть

Особенность феноменологии: - не является философской системой, а есть методологический подход;-

методологический подход;
- ставит в центр своего рассмотрения сознание (отправная

точка рассмотрения не бытие, а сознание);
- обращение к самим вещам, являющихся сознанию, очищенных от различных мнений и толкований.
- сознание не часть мира, не субстанция, а область сознающих актов;
- только включаясь в сознание бытие предметов обретает смысл.


Слайд 77 Задача феноменологии – найти истинный смысл предмета
Как философское

Задача феноменологии – найти истинный смысл предметаКак философское течение имело огромное

течение имело огромное влияние в европейской и в русской

философии. Идеи феноменологии вошли в различные социально-гуманитарные науки (психология, социология, история).


Слайд 78 Экзистенциализм – направление в философии XX в., которое в

Экзистенциализм – направление в философии XX в., которое в центр своего внимание

центр своего внимание ставит существование человека.
Экзистенция – это бытие

человека, взятое в своей полноте.

Слайд 79 Впервые слово «экзистенция» в этом смысле использовал датский

Впервые слово «экзистенция» в этом смысле использовал датский философ Сёрен Кьеркегор

философ Сёрен Кьеркегор в работе «Заключительный ненаучный постскриптум к

«Философским крохам»» (1846).
 
Другие его философские работы: «Или-или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Философские крохи» (1846)

(1813-1855)


Слайд 80 Основные идеи философии С. Кьеркегора:
- человек – главная

Основные идеи философии С. Кьеркегора:- человек – главная проблема, а его

проблема, а его бытие (экзистенция) требует самого внимательного исследования;
-

существование человека – настоящая реальность;
- бытие человека представляется в виде неповторимых переживаний;
- смысл существования открывается в критические моменты жизни человека, когда возникает необходимость в выборе – «или-или».


Слайд 81 Экзистенциализм как влиятельное философское направление появляется после Первой

Экзистенциализм как влиятельное философское направление появляется после Первой мировой войны (1914-1918).Наибольшая

мировой войны (1914-1918).
Наибольшая популярность приходится на 40-60 годы XX

века.


Слайд 82 Особенность феноменологии:
- экзистенция (существование, бытие человека) предшествует сущности;
-

Особенность феноменологии: - экзистенция (существование, бытие человека) предшествует сущности;- акцент на

акцент на переживании человеком своего бытия;
- человек – это

проект, выход за пределы себя;
- экзистенция проявляется в пограничных ситуациях;
- свобода – основной фактор человеческого бытия.


Слайд 83 Мартин Хайдеггер (1889-1976),
Карл Ясперс (1883-1964)
Жан-Поль Сартр (1905-1980),
Альбер

Мартин Хайдеггер (1889-1976),Карл Ясперс (1883-1964)Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960)Габриэль Марсель (1889-1973)

Камю (1913-1960)
Габриэль Марсель (1889-1973)


Слайд 84 Одним из основателей экзистенциализма считается немецкий философ Мартин

Одним из основателей экзистенциализма считается немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976)Хайдеггер: Философия

Хайдеггер (1889-1976)
Хайдеггер: Философия есть только тогда, когда мы философствуем.

«Философия есть философствование»
Основные труды: «Бытие и время» (1927), «Что такое метафизика?» (1930), «Гёльдерлин и сущность поэзии» (1937), «Путь к языку» (1959)


Слайд 85 Основные идеи:
Центральное понятие: Dasein – бытие человека, как

Основные идеи: Центральное понятие: Dasein – бытие человека, как отношение собственного

отношение собственного бытия к бытию вообще.
Различение бытия и сущего.
Человеческое

бытие – это «бытие-в-мире»
Основные аспекты человеческого бытия: забота, совесть, одиночество, смерть.
Подлинное собственное бытие и несобственное неподлинное бытие
Решимость выбора.


Слайд 86 Карл Ясперс (1883-1964)
Основные труды: «Философия» (1932), «Экзистенциальная философия»

Карл Ясперс (1883-1964) Основные труды: «Философия» (1932), «Экзистенциальная философия» (1938), «Философская

(1938), «Философская вера» (1948), «Смысл и назначение истории» (1949)


Слайд 87 Основные идеи К. Ясперс:
- предмет философии – человек

Основные идеи К. Ясперс: - предмет философии – человек и составные

и составные моменты его экзистенции: воля, понимание, вера, свобода,

выбор, ответственность;
- идея осевого времени
- экзистенциальная коммуникация, основанная на взаимной любви и доверии.


Слайд 88 Жан-Поль Сартр (1905-1980)
Основные произведения:
«Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм

Жан-Поль Сартр (1905-1980) Основные произведения:«Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм – это

– это гуманизм»(1946), «Критика диалектического разума» (1960), роман «Тошнота»

(1938)

Слайд 89 Основные идеи Ж. Сартра:
- различение бытие-в-себе (нечто) и

Основные идеи Ж. Сартра: - различение бытие-в-себе (нечто) и бытие-для-себя (сознание);-

бытие-для-себя (сознание);
- экзистенция (существование) – это сознание и устремление

(как отрицание);
- свобода – модус бытия человека: человек таков каким он себя выбирает.


Слайд 90 Альбер Камю (1913-1960)
Основные произведения:
«Миф о Сизифе» (1943), роман

Альбер Камю (1913-1960) Основные произведения:«Миф о Сизифе» (1943), роман «Чума» (1947), «Бунтующий человек» (1951)

«Чума» (1947), «Бунтующий человек» (1951)


Слайд 91 Основные идеи А. Камю:
- абсурдность существования (реальность абсурдна);
-

Основные идеи А. Камю: - абсурдность существования (реальность абсурдна);- бунт как

бунт как одно из существенных измерений человека;
- смысл существования

– в установлении человеческой солидарности

Слайд 92 Габриэль Марсель (1889-1973)
Представитель религиозного (католического) экзистенциализма
Основные труды: «Метафизический

Габриэль Марсель (1889-1973) Представитель религиозного (католического) экзистенциализмаОсновные труды: «Метафизический дневник» (1925), «Опыт конкретной философии» (1967)

дневник» (1925), «Опыт конкретной философии» (1967)


Слайд 93 Основные идеи Г. Марселя:
- утверждал иллюзорность веры во

Основные идеи Г. Марселя: - утверждал иллюзорность веры во всесилие науки;-

всесилие науки;
- различение мира науки (объективации) и мира экзистенциального

(личностный);
- персонализм


Слайд 94 Основные идеи:
- различение бытие-в-себе (нечто) и бытие-для-себя (сознание);
-

Основные идеи: - различение бытие-в-себе (нечто) и бытие-для-себя (сознание);- экзистенция (существование)

экзистенция (существование) – это сознание и устремление (как отрицание);
-

свобода – модус бытия человека: человек таков каким он себя выбирает.


Слайд 95 Кто является основателем феноменологии?
А) К. Ясперс

Кто является основателем феноменологии?А) К. Ясперс   Б) Ж.П. СартрВ)


Б) Ж.П. Сартр
В) Э. Гуссерль


Г) М. Хайдеггер


Слайд 96 Кто считается основателем философии экзистенциализма?
А) И. Кант

Кто считается основателем философии экзистенциализма?А) И. Кант    Б)


Б) Э. Гуссерль
В) М.

Хайдеггер
Г) С. Кьеркегор


Слайд 97 Понятие «экзистенция» означает
А) рациональный способ познания
Б)

Понятие «экзистенция» означаетА) рациональный способ познания Б) бытие человека, взятое в

бытие человека, взятое в своей полноте
В) абсолютная идея


Г) общественное бытие


Слайд 98 СТРУКТУРАЛИЗМ

СТРУКТУРАЛИЗМ

Слайд 99 Философский структурализм –
Течение в философской

Философский структурализм –  Течение в философской мысли, распространившееся, в основном,

мысли, распространившееся, в основном, во Франции в 1950-1960е гг.

Возникает в русле идейного движения в гуманитарных и естественных науках (лингвистики, психологии, этнографии, социологии), развивавшегося с 1920-х гг. в Европе под влиянием позитивизма и фрейдизма

Слайд 100 Эволюция структурализма

Эволюция структурализма

Слайд 101 Основные представители
Клод

Основные представителиКлод     Жан    МишельЛеви-Стросс

Жан

Мишель
Леви-Стросс Лакан Фуко
(1908-2009) (1901-1981) (1926-1984)

Слайд 102 Специфика философии
Представители (Леви-Стросс, Фуко, Лакон,

Специфика философии  Представители (Леви-Стросс, Фуко, Лакон, Барт,Эко и д.) относятся

Барт,Эко и д.) относятся к культуре как к структурированной

системе, имеющий открытую научному анализу структуру. Подходят к исследованиям со строго научных позицией, используя методы.
1) Понимание культуры как языковой и текстуальной деятельности соотнесенной с сознанием и опытом автора
2) Сосредоточение на анализе различных комплексов культурных текстов с целью выявлением неосознаваемых структур отношений в различных областях культуры
3) Понимание сознания человека как структурной логической упорядоченности
4) Применение метода структурной лингвистики для аналитических операций с текстами культуры
5) Образование структурированного комплекса правил, инвариантных для любой знаковой системы (текста), т.е максимально приближенного к познавательным структурам психики человека


Слайд 103 Специфика культурного объекта в структурализме:
Культурное образование аналогично природному;
Он

Специфика культурного объекта в структурализме:Культурное образование аналогично природному;Он обладает глубинной структурой,

обладает глубинной структурой, созданной коллективным бессознательным;
Культурный объект является основой

той или иной знаково-символической системы;

Слайд 104 Основные идеи структурализма:
Структуралистский подход применим для понимания

Основные идеи структурализма: Структуралистский подход применим для понимания культуры в целом;Основу

культуры в целом;
Основу культурных объектов образует структура – совокупность

объединяющих элементы связей и отношений, которые безличны, не наблюдаемы и не осознаваемы и инвариантны;
Культура устроена по принципам организации и функционирования естественного языка, она сама является языком в широком смысле слова.

Слайд 105 Классический образ человека – ложный!
Структуралисты утверждают:

Классический образ человека – ложный! Структуралисты утверждают: «говорит не человек, а

«говорит не человек, а язык, действует не личность, а

безличная структура, соответственно, человек не может являться сознательным творцом культуры, что, по мысли М.Фуко, говорит о «смерти человека» (т.н. «теоретический антигуманизм»).

Слайд 106 Структурализм Специфика метода М. Фуко
Специфика метода Фуко выражает в

Структурализм Специфика метода М. Фуко Специфика метода Фуко выражает в основных

основных принципах:

1) Структурализм стремится определить не мысли, предметы размышления,

идеи, которые скрыты в дискурсах, но сами дискурсы –дискурсы в качестве практик, подчиняющихся правилам
2) Структурализм не стремится найти непрерывный и незаметный переход, который плавно связывает дискурс с тем, что его окружает, предшествует или следует. Его задача – определить дискурс в его специфичности, следовать за ним по пятам, и, в лучшем случае, просто очертить его

Слайд 107 Клод Леви-Стросс
Создал концепцию структурной антропологии в одноименной работе

Клод Леви-СтроссСоздал концепцию структурной антропологии в одноименной работе 1958 года. Философски

1958 года. Философски истолковывая разработанный филологами метод структурного анализа,

он применяет его к исследованию первобытных обществ.
Системы родства, ритуалы, мифы рассматриваются как языки, способы общения, информационные коды, в основе которых – структура, основанная на бинарных отношениях.
Первобытные общества сверхрациональны – способны гармонично сохранять в своей структуре противоречия.
Бинарность – это принцип организации культуры как таковой, т.к. само человеческое бытие изначально противоречиво

Слайд 108 Жан Лакан
Утверждает, что бессознательное подлежит научному изучению, а

Жан ЛаканУтверждает, что бессознательное подлежит научному изучению, а задача психотерапии –

задача психотерапии – изучать его болезненные проявления, т.к. «бессознательное

структурировано как язык» и непосредственно связано с языковым выражением.
В пределах языка, в основном, протекает жизнь человека (сфера символического).

Слайд 109 Критика структурализма
Построение строго научной методологии социально-гуманитарного знания структуралистами

Критика структурализмаПостроение строго научной методологии социально-гуманитарного знания структуралистами нельзя признать полностью

нельзя признать полностью удавшимся: ее применение приносило слишком абстрактные

результаты, которые практически невозможно проверить;
Редукционистская попытка осознать культуру как ограниченный набор связей и отношений была опровергнута самой жизненной практикой;
В 1970-е гг. структурализм замещается постструктурализмом и постмодернизмом.

Слайд 110 ГЕРМЕНЕВТИКА – учение об истолковании текстов и их

ГЕРМЕНЕВТИКА – учение об истолковании текстов и их смыслах

смыслах


Слайд 112 Формы
Общение
Коммуникация
Диалог
Аргументация
Дискуссия
Убеждение
Наставление
Приказ
Демонстрация
Методы
Герменевтический круг
Интерпретация
Вербализация
Вера, Доверие
Метафора
Сомнение
Вживание
Вчуствование
Сопереживание
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА ЖИЗНЕННЫЙ МИР
ОБЪЕКТ
(субъект)
ПОНИМАНИЕ

ЯЗЫК
ТЕКСТ ЗНАК
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА ЖИЗНЕННЫЙ МИР
ПОНИМАНИЕ
СУБЪЕКТ
(объект)
СМЫСЛ
(ЗНАЧЕНИЕ)
ЗНАЧЕНИЕ
(СМЫСЛ)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ФормыОбщениеКоммуникацияДиалогАргументацияДискуссияУбеждениеНаставлениеПриказДемонстрацияМетодыГерменевтический кругИнтерпретацияВербализацияВера, ДовериеМетафораСомнениеВживаниеВчуствованиеСопереживаниеИСТОРИЯКУЛЬТУРА ЖИЗНЕННЫЙ МИРОБЪЕКТ(субъект)ПОНИМАНИЕЯЗЫКТЕКСТ ЗНАКИСТОРИЯКУЛЬТУРА ЖИЗНЕННЫЙ МИРПОНИМАНИЕСУБЪЕКТ(объект)СМЫСЛ (ЗНАЧЕНИЕ)ЗНАЧЕНИЕ(СМЫСЛ)ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ

ГЕРМЕНЕВТИКИ


Слайд 113 Герменевтика ( от греч. Germeneutikos - разъясняющий, истолковывающий)

Герменевтика ( от греч. Germeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) означает теорию и

означает теорию и практику истолкования текстов, языковых выражений и

символов: философское направление, исследующее проблему понимания и связанные с ней вопросы языка.

Слайд 114 Основы были заложены Ф. Шлейермахером как искусство понимания

Основы были заложены Ф. Шлейермахером как искусство понимания индивидуальности другого автора.Предметом

индивидуальности другого автора.
Предметом герменевтики является не содержание и не

объяснение, а выражение и понимание.
Понимание человеком мира осуществляется в языке и через язык.
И потому истина раскрывается через произведение искусств, тексты философии и истории.
Герменевтический круг: чтобы понять целое. следует понять его части, но для адекватного понимания и вместе с тем его предметом.
Языковая среда в качестве традиции является одновременно и условием человеческого понимания и вместе с тем его предметом.
Смысл герменевтики не в окончательных выводах, а поддержании диалога с целью постижении "чудо понимания


Слайд 115 Фридрих Шлейермахер (1768-1834)
Герменевтика – метод понимания

Фридрих Шлейермахер (1768-1834) Герменевтика – метод понимания чужой индивидуальности. В изучаемом

чужой индивидуальности. В изучаемом тексте она проясняет внутренний, главный

смысл, который сокрыт от нормативной интерпретации.

Слайд 116 Вильгельм Дильтей (1833-1911)
Герменевтика – способ исторической

Вильгельм Дильтей (1833-1911) Герменевтика – способ исторической интерпретации «письменно зафиксированных жизненных

интерпретации «письменно зафиксированных жизненных проявлений». Подчеркивается важность психологической реконструкции

текстов. Однако этого недостаточно для объективного общезначимого познания «чужой жизни».

Слайд 117 Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Герменевтика – есть наука

Мартин Хайдеггер (1889-1976) Герменевтика – есть наука межчеловеческого понимания. Экзистенция –

межчеловеческого понимания. Экзистенция – есть понимание бытия. При этом

судьбу бытия определяет язык. Не человек «говорит языком», а язык «говорит человеком». Язык – это «дом бытия».

Слайд 118 Ганс Гадамер (1900-2002)
Считается основателем философской герменевтики.

Ганс Гадамер (1900-2002) Считается основателем философской герменевтики. Центральный вопрос герменевтики –

Центральный вопрос герменевтики – понимание. Оно возникает на основе

исторических традиций. Носитель традиции – язык. Он есть некая «игра», «втягивающая в себя игроков».

Слайд 119 Герменевтический круг
Для науки и философии большую

Герменевтический круг Для науки и философии большую значимость имеет идея ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО

значимость имеет идея ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО КРУГА: чтобы понять целое, нужно

понимать его отдельные элементы, но, чтобы понять элементы, необходимо представление о целом. В такой зависимости, к примеру, находятся факты и теория.

Слайд 121 Достоинства и недостатки герменевтики
+
Стремление к диалогу. Призыв услышать

Достоинства и недостатки герменевтики+Стремление к диалогу. Призыв услышать и понять иную

и понять иную точку зрения, будь то война, социальный

конфликт или религиозно-идеологическое противостояние

-
Чрезмерная концентрация на одной проблеме, сквозь призму которой рассматри-ваются остальные.
Герменевтика субъективна и не лишена релятивизма.


Слайд 122 Вопросы для самоконтроля
ГЕРМЕНЕВТИКА – ЭТО:
А).Учение об истине
Б).Философская теория

Вопросы для самоконтроляГЕРМЕНЕВТИКА – ЭТО:А).Учение об истинеБ).Философская теория пониманияВ). Учение о

понимания
В). Учение о трактовке сущности человека как особого вида

бытия - «здесь-бытия»
Г). Форма самоидентификации западноевропейской культуры.

Слайд 123 АВТОРОМ РАБОТЫ «СТРУКТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ А).УМБЕРТО ЭКО Б).ЖАН ЛАКАН В). КЛОД

АВТОРОМ РАБОТЫ «СТРУКТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ А).УМБЕРТО ЭКО Б).ЖАН ЛАКАН В). КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС Г). ЖАН-ПОЛЬ САРТР

ЛЕВИ-СТРОСС Г). ЖАН-ПОЛЬ САРТР


Слайд 124 «Человек не может являться сознательным творцом культуры». По

«Человек не может являться сознательным творцом культуры». По мысли Мишеля Фуко,

мысли Мишеля Фуко, это говорит о: А). «Смерти человека» Б). «Кризисе

культуры, переходящей в цивилизацию» В). «Невозможности борьбы за свои идеалы» Г). «Проявлении «одномерности» личности»

  • Имя файла: zapadnaya-filosofiya-xix-veka.pptx
  • Количество просмотров: 101
  • Количество скачиваний: 0
Следующая - Сочи – 2014