Слайд 2
Соблазн — это всегда соблазн зла. Или мира.
Мирской искус. И это проклятие, наложенное на соблазн религией,
без изменений воспринимается моралью и философией, а ныне подхватывается психоанализом и дискурсом "освобождаемого желания"
Слайд 3
Соблазн и женственность неизбежны — ведь это оборотная
сторона пола, смысла, власти.
Слайд 4
Эклиптика пола
Cила женского есть сила соблазна.
Слайд 5
Анатомия — это судьба: так говорил Фрейд.
Слайд 7
Но это по-прежнему анатомическая речь, все та же
речь тела.
Слайд 8
Странное совпадение, намек на двусмысленность женского: это и
радикальная констатация симуляции, и одновременно единственная возможность выйти за
пределы симуляции — именно в сферу соблазна.
Слайд 9
Вечная ирония общественности
Женственность как принцип неопределенности.
Слайд 10
Всякая мужская сила есть сила производства. Все, что
производится, пусть даже женщина, производящая себя как женщину, попадает
в регистр мужской силы. Единственная, но неотразимая, сила женственности — обратная сила соблазна. Сама по себе она ничто, ничем особенным не отличается — кроме своей способности аннулировать силу производства. Но аннулирует она ее всегда.
Слайд 11
Женское — не только соблазн, это и вызов,
бросаемый мужскому, ставящий под вопрос существование мужского как пола,
его монополию на пол и наслаждение, его способность пойти до конца и отстаивать свою гегемонию насмерть.
Слайд 12
Любовь — вызов и ставка: вызов другому полюбить
в ответ; быть обольщенным — это бросать другому вызов:
можешь ли и ты уступить соблазну? (Тонкий ход: обвинить женщину в том, что она на это неспособна.) Иной смысл приобретает под этим углом зрения извращение: это притворная обольщенность, за которой не скрывается ничего, кроме неспособности поддаться соблазну.
Слайд 13
Поверхность бездны
Священный горизонт видимостей
Слайд 14
Всякий смысловой дискурс желает положить конец видимостям: вот
его приманка и его обман.
Слайд 15
Манящей иллюзией иконоборцев было отбросить видимости, чтобы дать
истине Бога раскрыться во всем блеске. Иллюзией, потому что
никакой истины Бога нет, и в глубине души они, наверное, знали это, так что неудача их была подготовлена той же интуицией, которой руководствовались и почитатели икон: жить можно только идеей искаженной истины. Это единственный способ жить истиной.
Слайд 16
Обманка, или Очарованная симуляция
Слайд 17
Здесь нет ни фабулы, ни рассказа, ни композиции.
Нет сцены, нет зрелища, нет действия. Все это обманка
предает забвению, обходясь чисто декоративной фигурацией неважно каких объектов.
Слайд 18
В обманке нет ни природы, ни ландшафта, ни
неба, ни линий перспективы, ни естественного освещения. И никакого
лица, никакой психологии, никакой историчности. Здесь все— артефакт, изолированные объекты вне своего референциального контекста, возведенные вертикальным фоном в чистые знаки.
Слайд 19
Обманка, зеркало или картина: очарование недостающего измерения —
вот что нас околдовывает.
Слайд 20
Соблазнять — значит умирать как реальность и рождаться
в виде приманки. При этом попадаются на собственную приманку
— и попадают в зачарованный мир.
Слайд 21
Стратегия обольщения — это стратегия приманки. Обольщение приманки
подстерегает любую вещь, которая стремится слиться с собственной реальностью
Слайд 22
Смерть в Самарканде
Эллиптика знака, эклиптика смысла — приманка.
Смертоносное отвлечение, в мгновение ока производимое одним только знаком.
Слайд 24
Такова история про солдата, встретившего Смерть по пути
с базара и вообразившего, будто та подала ему какой-то
угрожающий знак. Он спешит во дворец и просит у царя лучшего коня, чтобы ночью бежать куда подальше, в далекий Самарканд. Затем царь призывает Смерть во дворец, чтобы упрекнуть за то, что она так перепугала одного из лучших его слуг. Но удивленная Смерть отвечает царю: "Я вовсе не хотела его напугать. Этот жест я сделала просто от неожиданности, увидев здесь солдата, ведь на завтра у нас с ним назначено свидание в Самарканде".
Слайд 25
И сама наша история соблазнительна именно потому, что
знак смерти отклоняется от своего смысла, "совращается". Лишь такие
совращенные знаки сами соблазнительны. Затягивают и поглощают нас только знаки пустые, бессмысленные, абсурдные, эллиптичные, лишенные какой-либо референции.
Слайд 26
Мальчик просит фею подарить ему исполнение желаний. Фея
соглашается, но с одним условием — чтобы впредь он
никогда не смел представлять себе мысленно рыжий цвет лисьего хвоста. "Только-то и всего!" — не раздумывая отвечает герой. И уходит с твердой надеждой на счастье.
Слайд 28
Он никак не может отделаться от этого лисьего
хвоста, о котором, казалось ему, он уже и думать
забыл. Повсюду мерещится ему этот хвост, в мыслях и снах все время мелькает перед ним это рыжее пятно. Несмотря на все усилия, избавиться от наваждения никак не удается. Ни на миг не отпускает героя одержимость этим образом, абсурдным и ничего не значащим, но таким стойким, и чем сильнее досадует он на свое бессилие, тем крепче наваждение. И вот, он не только упускает возможность воспользоваться обещаниями феи, но и вовсе теряет вкус к жизни. Скорее всего, он умирает, так и не сумев избавиться от этого.
Слайд 29
Фея проявила коварство (не о доброй фее сказка).
Она знала, что человеческий дух неодолимо привораживается пустым местом,
оставленным смыслом.
Слайд 30
Но это также может быть и непосредственная завороженность
пустотой, как при физическом головокружении на краю пропасти или
при метафорическом — от вида двери, за которой пустота. "За этой дверью пустота". Случись вам заметить где-нибудь табличку с подобной надписью — смогли бы вы противиться искушению открыть эту дверь?
Слайд 31
Тайна и вызов
Соблазнительное, посвятительное качество того, что не
может быть высказано, потому что не имеет смысла, что
не высказывается, хотя так и носится в воздухе.
Слайд 32
Соблазнять — значит делать хрупким. Соблазнять — значит
давать слабину. Мы никогда не соблазняем своей силой или
знаками силы, но только своей слабостью. Мы ставим на эту слабость в игре обольщения, которое только благодаря этому обретает свою мощь.
Слайд 33
Мы обольщаем своей смертью, своей уязвимостью, заполняющей нас
пустотой. Секрет в том, чтобы научиться пользоваться этой смертью
вместо взгляда, вместо жеста, вместо знания, вместо смысла.
Слайд 34
Мы-то считаем мертвым того, кто уже совсем не
может производить. На самом же деле мертв тот, кто
уже совсем не хочет ни обольщать, ни быть обольщаемым
Слайд 35
Личина обольстительницы
В стихии обольщения у женщины нет ни
собственного тела, тела в собственном смысле, ни собственного желания.
Слайд 36
Ни одна женщина никогда не утрачивала этой фундаментальной
формы власти, никогда не лишалась этой сопряженной с соблазном
и его правилами силы
Слайд 37
Девушке суждено стать пленницей зеркала, которое без ее
ведома держит в мыслях и анализирует ее.