Слайд 3
Теория естественного права
Теория естественного права — право у
человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми
естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.
Слайд 4
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДАННОЙ ТЕОРИИ
Рационалистическая школа: Гуго Гроций, Руссо, Монтескье,
Вольтер, Радищев, Десницкий, Пуфендорф, Христиан Томазий, Лейбниц, Вольф.
Эмпирическая школа:
Томас Гоббс, Джон Локк, Дэвид Юм.
Слайд 5
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ
Основные идеи были написаны Г.Гроцием,
впоследствии эти идеи повторяли или дополняли представители данной школы.
Он утверждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, то есть то, «что согласно с природой общества разумных существ». Оно никем не может быть изменено. Человек рождается с естественными неотъемлемыми правами.
Слайд 6
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) —
понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов
и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.
Слайд 7
Таким образом, издавна концепция естественного права имела двоякий
состав: она покоилась на практическом требовании более совершенного права
и на теоретическом наблюдении естественной необходимости известных правоположений. Эти два элемента могли поддерживать друг друга, но не могли быть сведены один к другому: в первом случае естественное право ставится над позитивным, во втором оно является лишь известной частью позитивного права, т.е. доказанной и обоснованной, таким образом, что в идеале и на практике должно быть именно так, а не как-то иначе. В историческом развитии естественно-правовой доктрины можно постоянно наблюдать эту двойственность его концепции
Слайд 8
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Античная философия ещё в досократический
период знала противоположение естественного права и положительного. Софисты, в
противоположность древнегреческому воззрению на верховное значение законов, утверждали, что все законы, как и сама справедливость, обязаны своим происхождением человеческому установлению: следуя своим случайным взглядам, люди беспрестанно изменяют свои законы, которые носят поэтому печать условности и относительности. Из этого воззрения само собой вытекало известное, хотя и чисто отрицательное, представление о естественном П., а вместе с тем и критическое отношение к положительному праву
Слайд 9
Ещё яснее это представление выразилось у Сократа, который
говорил, что существуют известные неписанные божественные законы, с которыми
человеческие законы должны сообразоваться.
Слайд 10
Платон развил эту мысль в своём «Государстве», начертав
естественное, сообразное с божественной справедливостью государственное устройство. Действительные формы,
встречающиеся обыкновенно в жизни, он считает отклонениями от истинного идеала. Это противопоставление идеальной формы развращенным, встречающееся затем и у Аристотеля, является своеобразным выражением того же контраста между идеалом и действительностью, которое лежит в основе различения естественного права и положительного. У Аристотеля встречаются термины δίχαιον φύσει и δίχαιον νόμφ, хотя, употребляя эти термины, он имеет в виду не идеальные нормы, а те «естественные» определения, которые существуют у различных народов, как бы в силу необходимости и независимо от человеческого мнения.
Слайд 11
Естественное право римских юристов представляет собой также ту
часть действующего права, которая, будучи обусловлена самой природой, отличается
необходимостью и всеобщностью.
Слайд 12
Средневековый взгляд воспроизводит эту точку зрения, подкрепляя лишь
силу естественного закона авторитетом Св. Писания.
У Фомы Аквинского
также можно видеть отражение римских воззрений; в подробностях его учения сказывается, кроме того, влияние Аристотеля.
Слайд 13
Основу естественного права Фома Аквинский видит в законе
Божественном, который получает у него значение универсального закона вселенной —
lex aeterna est ratio gubernativa totius universi in mente divina existens. Фома Аквинский создаёт при этом довольно сложное разделение, различая закон Божественный и вечный, естественный и человеческий. Особенность его воззрения, сравнительно с римским и Аристотелевским, состоит в том, что у него подчёркивается идеальное значение естественного права, как нормы, определяющей достоинство существующих установлений. Человеческий закон имеет силу лишь постольку, поскольку он согласен с естественным.
Слайд 14
НОВОЕ ВРЕМЯ
Средневековая теория уже успела обратить все
эти идеи в подтвержденные аксиомы, когда Гуго Гроций связал
их литературную судьбу со славой своего знаменитого трактата «О праве войны и мира» и обеспечил им широкое распространение в новой философии права.
Особенностью Гроция является то, что он, в отличие от прежних теоретиков естественного П., начинает преимущественно употреблять выражение «лат. jus naturae» вместо «лат. lex naturae».
Слайд 15
Одновременно с этим естественное П. развивается и в
Англии. Мильтон, Сидней и Локк являются наиболее талантливыми и
видными его теоретиками на английской почве (Гоббс, как замечено выше, соединяет метод естественного П. с системой абсолютизма, но это соединение не могло быть прочным, вследствие внутреннего противоречия метода с содержанием)
Известные практические тенденции не были чужды и немецким писателям: рационалистический метод и индивидуадистические стремления естественного права явились и в Германии освободительными и прогрессивными элементами в борьбе с остатками средневекового гнета над мыслью и совестью.