Слайд 2
Котельников Семен Кириллович — академик, род. в
1723 г., ум. 30 марта 1806 г. Сын рядового
Преображенского полка; выучившись читать по-русски у своего отца, одиннадцатилетним мальчиком поступил в школу, которую Феофан Прокопович завел при своем доме на речке Карповке.
Слайд 3
По смерти Феофана в 1738 г. Котельников был
помещен в Александро-невскую семинарию. Пробыв в семинарии около трех
лет и пройдя в ней синтаксиму, пиитику и риторику (т. е. 4-й, 5-й и 6-й классы), Котельников 31 июля 1741 г. переведен был в академическую гимназию, а 3 сентября 1742 г. поступил в академический университет. Здесь он слушал у Ломоносова лекции по физике, которую впоследствии избрал своей специальностью. В академическом университете Котельников пробыл около девяти лет.
Слайд 4
Выполненные им за это время научные работы
заслужили общее одобрение со стороны его академических наставников. Котельников
был удостоен звания адъюнкта и отправлен за границу для довершения своего научного образования, с особой инструкцией от Академии. 29-го июня 1751 г. Котельников выехал из Кронштадта и через Гамбург 6 сентября 1751 г. прибыл в Лейпциг, куда он был назначен к профессору Гейнзиусу.
Слайд 5
Но так как Котельников не знал немецкого языка,
то приходилось слушать у профессоров частные лекции на латинском
языке, и платить за это сравнительно большие деньги; с 1 декабря 1751 г. слушал механику у профессора Кестнера, а с 1 января 1752 г. — алгебру у Гейнзиуса. Котельников просил о денежной поддержке Академию, но получил предписание ехать «для доучения алгебраических лекций» к почетному члену Академии Эйлеру, берлинскому профессору.
Слайд 6
В Берлине Котельников пробыл с июня 1752 г.
по июль 1756 г., отсюда он прислал диссертацию "Solutio
cujusdam problematis geometrici". Отзываясь с большой похвалой об этом труде, Эйлер вообще давал самые лестные отзывы об успехах и знаниях Котельникова и рекомендовал его на кафедру высшей математики в петербургской Академии Наук, отдавая ему предпочтение перед некоторыми из иностранных ученых, пользовавшихся известностью в науке. По предложению некоторых академиков, в том числе Ломоносова, Котельников, хотя и после долгих колебаний, был избран 14 декабря 1756 г., экстраординарным профессором на эту кафедру и 29 сентября 1760 г. утвержден в звании ординарного профессора.
Слайд 7
Круг занятий Котельникова по Академии Наук не ограничивался
чисто ученой областью, а обнимал собой различные отрасли академической,
а вместе с тем и общественной жизни. 6 апреля 1761 г. он был назначен инспектором академической гимназии. Котельников нашел крайне неудовлетворительным состояние академической гимназии и университета и в Академии поднят был вопрос о преобразовании названных учреждений. Канцелярия Академии нашла в этом посягательство на ее права по попечению о благе учащегося юношества и Котельников был уволен от должности инспектора гимназии 2 января 1766 г.
Слайд 8
С 1771-1797 гг. он руководил академической библиотекой и
был «надсмотрителем» Кунсткамеры и Минералогического кабинета. Котельников заведовал также
Географическим департаментом, преподавал в Морском шляхетском кадетском корпусе математику и навигационные науки.
Слайд 9
Руководство С.К. Котельниковым Кунсткамерой пришлось на время очень интенсивного
пополнения музея новыми коллекциями из академических «физических» экспедиций. Как
отметила в своей монографии по истории музея Т.В. Станюкович «чрезвычайно положительную роль в жизни Музея этого периода сыграл его новый «надсмотритель» — Семен Кириллович Котельников. Это был крупный, уже сформировавшийся ученый, мировоззрение которого сложилось под непосредственным влиянием корифея русской науки — М. В. Ломоносова, под руководством которого он проработал много лет».
Слайд 10
Математик по специальности, он был, прежде всего, педагогом
и популяризатором научных знаний. Эти качества в сочетании с
прекрасными административными способностями, делали его незаменимым на посту руководителя Кунсткамеры. Энергичная деятельность Котельникова охватила все стороны музейного дела, начиная от научного руководства и кончая хозяйственными мелочами.
С.К. Котельников наладил работу по улучшению обработки и консервации экспонатов, привозимых из экспедиций, уже непосредственно в Музее. Для просушки растений, чучел животных и других вещей, поступавших из экспедиций, «дабы в них не зарождались черви», во дворе Кунсткамеры, по распоряжению Котельникова, была оборудована специальная сушильня. Приглашались чучельники для обработки поступающих шкур животных.
Слайд 11
Котельников был членом академической комиссии, учрежденной в 1766
г. «для рассмотрения академических дел и для управления ими».
Сверх всех этих обязанностей, Котельникову, как и другим академикам приходилось не раз давать отзывы по различным вопросам, иногда не имевшим ничего общего с его научной компетенцией (например, юридическим). При открытии Российской Академии 21 октября 1783 г. Котельников был избран в ее члены и был одним из наиболее усердных посетителей ее собраний до 18 августа 1795 г., когда его имя в последний раз встречается в списке лиц, присутствовавших в заседании.
Слайд 12
Он был избран в члены одного из самых
важных отделов Российской Академии, именно объяснительного, который занимался определением
значения слов, а также их корней и состава. В академическом словаре Котельникову принадлежат определения слов, означающих меру и вес.
Слайд 13
В 1770−1771 гг. С.К. Котельников опубликовал перевод учебника
Вольфа в двух томах под названием «Сокращения оснований математики»,
снабдив его дополнениями, в которых дал конспективное изложение результатов Эйлера по математическому анализу. Эти дополнения принято считать первым учебником основ математического анализа на русском языке. Большой вклад внес С.К. Котельников и в создание пособий по элементарной математике. В 1766 г. он издал учебник арифметики для учащихся Морского кадетского корпуса, который, однако, не нашел широкого распространения в силу тяжеловесности, обилия формальных рассуждений.
Слайд 14
С 1785 г. по 1796 г. Котельников, кроме
лекций для студентов академического университета, читал в летние месяцы
с замечательным успехом публичные лекции по математике, учрежденные при Академии Наук, по инициативе кн. Е. Р. Дашковой, с разрешения Императрицы Екатерины II. При учреждении в России цензуры в 1797 г. директор Академии П. П. Бакунин назначил Котельникова, против его желания ученым цензором в Петербурге, с увольнением из Академии. При выходе из Академии, Котельников произведен в ее почетные члены. Состоял ученым цензором Котельников до конца своих дней.
Слайд 15
Учено-литературная деятельность Котельникова выразилась главным образом в мемуарах,
написанных преимущественно на латинском языке; самый ранний из них
относится к 1757 г., самый поздний — к 1795 г.; они были помещены в ученых изданиях Академии Наук; несколько его сочинений вышли отдельно.
Слайд 16
На русском языке Котельниковым изданы:
1) Речь о
восхождении паров, говоренная в публичном собрании Академии Наук 6
сентября 1758 г. СПб. 1758,
2) Слово о пользе упражнения в чистых математических рассуждениях, предложенное в публичном собрании Академии Наук 6 сентября 1761 г. СПб. 1761,
3) Первых оснований математических наук часть первая (содержащая в себе арифметику) СПб. 1766,
4) Молодой геодет или первые основания геодезии, СПб. 1766;
5) Книга, содержащая в себе учение о равновесии и движении тел, СПб. 1774 и
6) Сокращение первых оснований математики Хр. Вольфа. Перев. с лат. СПб. 1770—1771 и 1791.
Слайд 17
Котельникову также принадлежит статья «О водных метеорах или
о приключениях от водяных паров, в воздухе бываемых», появившаяся
без подписи в «Ежемесячных Сочинениях» 1757 г. за октябрь (стр. 349—376) и ноябрь (стр. 446—462).
Кроме того, Котельников переводил «Элементы» Эвклида и, вместе с сочленами своими по Академии, Н. П. Соколовым и В. Ф. Зуевым, перевел третью часть «Всеобщей и частной естественной истории» Бюффона, содержащую в себе историю животных. Помимо этих работ, в 1792 г. Котельникову поручено было издание хранившихся в библиотеке Академии Наук русских летописей.
Слайд 18
Koтельниковым изданы:
1) Русская летопись с воскресенского списка,
подаренного в оной воскресенский монастырь патриархом Никоном в 1658
г. 1-я часть—1793 г.; 2-я часть—1794 г.,
2) Российская летопись по списку софейскому великого Новаграда в продолжение издаваемых манускриптов библиотеки Академии Наук по ее повелению 1795 г. часть 1-я.
Не имея специальной подготовки для такого рода работы, Котельников издал летописи без надлежащей критической проверки текста и, заботясь лишь о точности передачи, сохранил даже явные ошибки безграмотного писца, не обращая внимания на очевидные пропуски и искажения. Этим же отсутствием специальной подготовки объясняется нередко встречающееся в изданных Котельниковым летописях неправильное рассечение текста на слова.