Слайд 2
Один из известнейших художников XX века Морис Эшер
создал удивительный мир, полный повторений и метаморфоз. Сам художник
утверждал: «Все мои произведения это игры. Серьезные
игры».
Слайд 3
«Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне
иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к
моим коллегам-художникам»
М.К.Эшер
Слайд 4
«Дом с лестницей»,
1960 год
Слайд 5
Одна из сравнительно недавних выставок работ нидерландского графика
М.К. Эшера проходила в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа в
2003 году. Выставка была организована Государственным Эрмитажем совместно с Фондом М.К. Эшера при поддержке Генерального консульства Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге. Выставка "М.К. Эшер в Эрмитаже" явилась подарком Королевства Нидерландов к 300-летию Санкт-Петербурга. Она уникальна, так как это первая выставка Маурица Корнелиса Эшера (1898 - 1972) в России.
Слайд 7
Музей Эшера открылся в Гааге 16 ноября 2002 года, в здании дворца на
улице Lange Voorhout (дворец Ланге Ворхаут), построенного в XVIII веке и бывшем некогда
местом жительства королевы Эммы.
Слайд 8
Первый этаж музея посвящён ранним работам графика, его
экспериментам с литографией, началу работы с геометрическими сюжетами.
На втором этаже расположена экспозиция наиболее известных работ графика, наброски к ним, и показ документального фильма
о художнике.
На третьем этаже нет экспозиции работ Эшера; он посвящён развлекательным целям.
Слайд 11
Биография Мориса Эшера
Мауриц Корнелис Эшер родился 17 июня
1898 года в Леувардене, административном центре голландской провинции Фрисландия.
В доме, котором родился Эшер, сейчас находится музей.
Слайд 14
Голландский мальчик - Мориц Корнелис Эшер с детства
был немного странным. Бесцветный, замкнутый и заикающийся, он плохо
учился и был подвержен двум маниям. Первую можно назвать "тягой к падению" - все вертикальные, устремляющиеся ввысь формы, имели для парня пугающую и одновременно восхитительную притягательность. Вторую манию можно назвать построением
"безупречного бутерброда".
Слайд 15
Один из однокашников будущего художника вспоминал, как тщательно
укладывал Морис на хлеб кусочки сыра и колбасы с
целью получить "идеальное покрытие". Все эти геометрические мании закончились тем, что отец Мориса однажды обнаружил рисунок своего сына, на котором был изображен...
квадратный круг.
Слайд 16
С 19 лет Эшер посещает мастерскую художника Герта
Стигемана, имевшего печатный станок. На этом станке были отпечатаны
первые гравюры Эшера. Кстати, первые гравюры Эшера были вполне натуралистичны, но и они полны гармонической красотой и настоящей магией: "Три мира", "Капля росы", "Лужица" и другие.
Слайд 19
В 1922 году, проучившись в училище
два года,
Эшер переезжает в Италию.
В марте 1923 года Эшер
продолжает работать и путешествовать. В конце месяца в пансион, где остановился Морис, приезжает семья швейцарского промышленника Умикера.
Слайд 21
В 1934 году Морис Эшер получил третью премию
за картину "Нонза, Корсика" (Nonza) на выставке в Чикаго.
Институт искусств в Чикаго купил эту картину. Это была первая картина, проданная в Америке.
Слайд 22
В августе 1935 года Морис с семьей переезжает в новый
дом в Шато д'Э в Швейцарии. Эшер поступает в
местный шахматный клуб. Дети наслаждаются снегом. Под впечатлением перемен в декабре Морис делает литографию фермерского дома на заснеженном склоне горы, но разочаровывается результатом.
Слайд 23
"Я так ни разу и не смог получить
хорошей оценки по математике.
Забавно, что я неожиданно оказался
связанным с этой наукой… математически я абсолютно безграмотен".
Морис Эшер
Слайд 24
«Портрет отца»
В 1916 году Эшер выполняет свою
первую графическую работу, гравюру на фиолетовом линолеуме - портрет
своего отца Г. А. Эшера. Он посещает мастерскую художника Герта Стигемана, имевшего печатный станок. На этом станке были отпечатаны первые гравюры Эшера.
Слайд 25
«Восемь голов»,1922 год
«Шесть дней творения»
1926 год
Слайд 28
Итальянский период (1922–1935)
В начале 1936 года Эшер отправляется в южную
Европу. Он обращается в корабельные компании с предложением сделать
картины кораблей и портов, в обмен на бесплатное путешествие. На кораблях компании Эшер посещает Венецию, Анкону, Бари, Катанию, Палермо, Геную и несколько других итальянских и сицилийских городов.
Слайд 29
Сан Гимигнано, 1923
Викториано нель Чимино,1925
Слайд 30
Рим, 1927 год
Фара Сан-Мартино, Абруццо, 1928
Слайд 35
Эшер провел много времени в Альгамбре, зарисовывая арабские
мозаики, и впоследствии сказал, что это было для него
«богатейшим источником вдохновения».
Слайд 36
«Математики открыли дверь, ведущую в другой мир, но
сами войти в этот мир не решились. Их больше
интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней».
Морис Эшер
Слайд 37
Нужно заметить, что регулярное разбиение плоскости, называемое "мозаикой"
- это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость
без пересечений фигур и щелей между ними. Обычно в качестве фигуры для составления мозаики используют простые многоугольники, например, квадраты или прямоугольники.
Слайд 41
Эшер интересовался всеми видами мозаик - регулярными и
нерегулярными, а также ввел собственный вид, который назвал "метаморфозами",
где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость.
Слайд 46
«Меньше
и меньше»,
1956, гравюра
Слайд 52
14 июня 1939 года в Гааге умер отец Мориса Эшера.
А уже несколькими месяцами позже Эшер начал работу над
одной из самых важных своих картин. В 1937 году он создал гравюру "Метаморфозы", где показано, как один из блоков города превращается в человека.
Слайд 53
На новой картине "Метаморфозы-2" представлена последовательность 10 трансформаций.
Это самая большая картина Эшера размерами 19 см на
3,9 м. Эшер рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа. Не составляет особого труда заметить два основных объекта первого из них: это существа, обитающие в небе и воде - птица и рыба.
Слайд 57
В 1946 году Эшер начинает интересоваться технологией глубокой печати. Одна
из самых известный работ в технике глубокой печати "Капля
росы" была закончена в 1948 году.
Слайд 58
В середине 50-х годов Эшер объединяет мозаику с
фигурами, уходящими в бесконечность. Начав использовать этот прием в
работе "Меньше и меньше", он продолжил его в картине "Водовороты" и так далее до своей последней работы "Змеи".
До 1958 года Морис Эшер изображает объекты, уменьшающиеся по мере приближения к центру картины, а после 1958 года он изображает фигуры, уменьшающиеся по мере удаления от центра картины.
Слайд 59
Меньше и меньше. Водовороты.
Змеи.
Слайд 60
Картина "Восхождение и спуск" (1960) основана на знаменитой
лестнице Пенроузов.
Слайд 61
Стараясь прикоснуться к столь великому искусству, нельзя не
сказать об интереснейшем направлении в работе Эшера – иллюзиях
и парадоксах.
Иллю́зия (лат. illusio — заблуждение, обман) — искаженное восприятие реально существующего объекта или явления.
Картина «Водопад» Эшера основана на иллюзии Пенроуза, т.е. иллюзии невозможного треугольника.
Слайд 63
«Ложная перспектива» используется также и при построении изометрических
изображений. В изометрических рисунках все параллельные линии представляются параллельными,
даже если они отклонены по отношению к наблюдателю, что очень хорошо ощущается в картине «Вверх и вниз»
Слайд 64
Парадоксы в картинах Эшера
Слово парадо́кс в
переводе с
древне-греческого παράδοξος означает: неожиданный, странный.
В обычном понимании парадокс
- это ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Также мысль, мнение, существенно расходящиеся с общепризнанными взглядами.
Слайд 72
«Чисто астрономическая тематика, связанная с освоением космического пространства
и поиском других цивилизаций, чувствуется в гравюрах «Двойная планета»
и «День и ночь» писал профессор В.М. ЧАРУГИН.
Слайд 73
27 апреля 1955 года Мориса Эшера посвящают в рыцари и
он становится дворянином.
В 1956-57 годах художник заканчивает несколько своих
самых известных работ, включая « Три мира". В это время продается большое количество его работ. Например, он получил чек от Вашингтонского дилера на сумму
2125 долларов за 150 его отпечатков.
Слайд 74
Морис Эшер одним из первых стал изображать в
своих мозаичных картинах фракталы. Только спустя десятилетия учёные стали
изучать свойства этих фигур и с помощью ЭВМ создавать то,
что Эшер рисовал вручную.
Слайд 82
Интересные факты из жизни Мориса Эшера:
Слайд 83
"Первый раз, когда он что-то нарисовал на листке,
тетя Гретхен, или как там ее звали, вздрогнула, она
была набожным человеком, и перекрестилась. Тогда к листку подошел отец, посмотрел и тоже ничего не сказал".
Слайд 84
В 1998 году в Нидерландах были отчеканены монеты,
посвященные столетию со дня рождения М.К. Эшера. На монетах
изображен портрет художника на фоне фрагмента картины "Вода и небо" и иллюминатора из серии картин, которые художник создал для корабельной компании.
Слайд 86
В честь Эшера назван
открытый в 1985 году астероид
Слайд 87
У Эшера было три сына: Джордж (1926), Артур
(1928) и Ян (1938). Старший из них, Джордж, регулярно
читает лекции о творчестве своего отца.
Слайд 88
За все время своего творчества он создал 448
литографий и гравюр и около 2 тысяч рисунков и
набросков.
Слайд 90
Выставка гравюр Эшера в Городском музее Амстердама в 1954 была
приурочена к международному конгрессу математиков.
«Звезды»
«Дьяволы»
«Рыба и лягушки»
Слайд 91
Последняя работа, законченная Эшером - "Змеи".
Слайд 92
"Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я
медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением.
Рыбы становятся птицами. День ночью. Из хаоса рождается жизнь, она замирает в мертвых городах, трансформируется в шахматную партию и рассыпается в пыль. Мозаика оживает и превращается в ящериц, они движутся, живут и вновь уходят в орнамент»
Морис Эшер