Слайд 2
Блиц турнир
Сектор 1
Сектор 2
Сектор 3
Сектор 4
Черный ящик
Слайд 3
«Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет
в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого
он засушенный цветок…»
В. А. Сухомлинский.
«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного»
Р. Тагора
Слайд 4
Блиц турнир
Сектор 1
Сектор 2
Сектор 3
Сектор 4
Черный ящик
Слайд 5
Блиц турнир
Вопрос 1:
Что такое художественное восприятие?
Слайд 6
Ответ:
Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного
возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в
целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.
Художественное восприятие – сложнейший процесс, включающий в себя не только образы внешне – материальных сторон произведений искусства, но и проникновение в его духовное содержание. Художественное восприятие предполагает человеческую личность, которая имеет эстетические и художественные потребности и владеет в необходимой мере языком того или иного вида искусства.
Слайд 7
Блиц турнир
Вопрос 2:
Назовите наиболее доступную форму
эстетического восприятия для детей дошкольного возраста.
Слайд 8
Ответ:
Наиболее доступной формой
эстетического восприятия для детей дошкольного возраста
является
деятельность любования.
Любование – это основа возникновения эстетического отношения к предмету, предполагающее умение или способность выделять присутствие или отсутствие красоты в нем. Формируя эстетическое восприятие, мы должны сформировать у ребенка и другую способность – видеть и выделять предметы искусства из окружающей обстановки. Для этого педагог постепенно подводит ребенка к пониманию того, что есть специальные предметы созданные для любования.
Слайд 9
Блиц турнир
Вопрос 3:
Назовите виды изобразительного искусства, восприятие
которых предусмотрено образовательной программой дошкольного образования.
Слайд 10
Ответ:
Декоративно-прикладное искусство,
графика,
живопись (натюрморт, пейзаж, портрет,
жанровая живопись),
скульптура,
архитектура.
Слайд 11
Блиц турнир
Вопрос 4:
Назовите ученого психолога, в трудах
которого большое внимание уделено действенному характеру зрительного восприятия.
Слайд 12
Ответ:
Действенному характеру зрительного восприятия предметов большое внимание уделено в
трудах А. В. Запорожца.
В психологических исследованиях (А. Запорожец, М.
И. Лисина и др.) отмечается, что «восприятие человека зависит от его опыта общения с объектами внешнего мира, поэтому оно различно у взрослых и детей, обладающих неодинаковым опытом».
Слайд 13
Сектор 1
Вопрос:
Раскройте, как восприятие
произведений изобразительного искусства может влиять на здоровье людей (детей
и взрослых).
Слайд 14
Основным рычагом давления
искусства на здоровье является влияние на органы чувств. Люди
получают долю положительных эмоций, таких как жалость, восхищение, радость, удовольствие. Это заставляет их успокаиваться, высвобождать отрицательную энергию и полностью расслабиться. Созерцание прекрасного блокирует негативные мысли.
Так же не лишним будет привить любовь к искусству детей дошкольного возраста. Давно известно, что прекрасное рождает прекрасное. "Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства" - Теодор Драйзер
Например: Арт-терапия (от англ. art — искусство; греч. therapy — терапия, лечение). Арт-терапия способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей.
Слайд 15
Сектор 2
Вопрос:
Как можно
использовать эти продукты в творческой деятельности детей. Как влияет
на художественное восприятие детей организация такой художественной деятельности?
Слайд 16
Ответ:
Эти продукты могут
использоваться в творческой деятельности при знакомстве детей с нетрадиционными
техниками: рисование манкой, солью, аппликация с использованием рожков и т.п. Безусловно, такая творческая деятельность влияет на развитие их зрительного и художественного восприятия. Формируются у детей эстетические чувства передачи художественного образа различными техниками нетрадиционного рисования, развивается фантазия и творчество при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие не только детского изобразительного творчества в целом, но и ценносно-смыслового восприятия и понимания различных видов изобразительного искусства. У детей формируются и развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Слайд 17
Сектор 3
Вопрос:
По психологической
теории художественного восприятия (С. Х. Раппорт, П. М. Якобсон
и др.) выделяются три уровня восприятия изобразительного искусства. Расположите их по этапам развития, начиная с низшего
Слайд 18
Ответ:
I уровень. Усваивается только сюжетная сторона произведения:
только то, ЧТО изображено, а не КАК изображено.
II уровень.
Интерес вызывает идейное содержание, смысл произведения.
III уровень. Художественное восприятие перерастает в художественное видение.
Слайд 19
Сектор 4
Вопрос:
Назовите данное произведение искусства: автора
картины и её название. Кто изображен на картине? Подготовьте
беседу для детей старшего дошкольного возраста при рассматривании данной репродукции, направленную на формирование у них художественного восприятия.
Слайд 21
Ответ:
Репродукция картины И.
Е. Репина «Стрекоза».
Это портрет, где художник
изобразил свою дочь Веру, 12 лет.
Девочка, которая изображена на картине сидит на перекладине и болтает ножками, держась для равновесия. Кажется, что она залезла наверх, играя, а отец случайно увидел эти шалости, но мешать не стал, а сбегал за кистью, красками и мольбертом.
Композиция полотна простая – фон составляет летнее солнечное небо, которое практически сливается с зеленью луга. Об этом намекают некоторое травинки, да и все. Пора года, изображенная Репиным – это лето, пора стрекоз. Вот и Вера напоминает это насекомое, которое присело на яркий цветок не столько отдохнуть от полета, а сколько полюбоваться миром. У каждого, кто хоть раз увидел «Стрекозу», непременно возникнет ощущение, что девчушка спрыгнет со своей жердочки и убежит навстречу новым открытиям…
Слайд 22
Примерная схема анализа произведения живописи – портрета
(по М.
В. Грибановой)
Портрет – это отражение того, как художник относится
к тому, кого он изображает.
1. Автор и название.
2. Отношение художника к портретируемому.
3. Средства выразительности:
- поза;
- движение и положение головы;
- лицо – мимика глаз, губ;
- руки;
- одежда;
- фон.
4. Определяем связь между главной идеей (художественным образом) и выразительными средствами.
Слайд 23
Беседа по картине должна включать в себя три
группы вопросов.
К первой группе вопросов относятся вопросы, направленные на усвоение содержания картины.
Приведем примеры таких вопросов:
- Про что эта картина?
- Как бы ты назвал картину?
- Вопросы, начинающиеся со слов «Как ты думаешь…»
Можно задавать детям и вопросы, направленные на определение личностного отношения ребёнка к изображённому
- Нравится ли тебе картина?
- Какое настроение она у тебя вызывает?
- Какое настроение было у художника, когда он писал картину?.
Вторая группа вопросов должна быть направлена на выделение выразительных средств.
Третья группа вопросов должна быть направлена на уяснение того, как соотнести воспринятое на картине с изобразительной задачей (с задачей нарисовать). Это вопросы типа
- «С помощью чего художник рисовал…?»
- «Какие нужно взять краски, чтобы рассказать о…?»
Слайд 24
Черный ящик
Вопрос:
Прародителей современной версии этого
предмета называли свинцово-цинковым, серебряным и просто камнем, итальянским, сланцевым…
В современном мире без него до сих пор - никуда!
Что же это такое?
Почему у него были такие названия?
Слайд 25
Ответ:
Каранда́ш (тюрк. karadaş, «кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень) —инструмент в виде
стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.), применяемый для письма,
рисования, черчения.