Слайд 2
Занятия разнообразными видами художественно-творческой деятельности дарят детям радость
познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться
в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Слайд 3
Смысл всех видов деятельности в дошкольном возрасте в
своевременном психическом, личностном развитии детей, развитии общих способностей.
Слайд 4
Педагог должен создавать условия:
обеспечить эмоциональное, образное восприятие
действительности
формировать эстетические чувства и представления
развивать образное мышление и воображение
учить
детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения
Слайд 5
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского
изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира,
произведений литературы и искусства.
Слайд 7
Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий
педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена
на усвоение содержания, определенного в «Оснавной образовательной программе в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Слайд 8
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из
которого дети получают знания, навыки и умения, по тем
средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.
Наглядные
Словесные
Практические
Слайд 9
Новая классификация методов (по Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)
она включает следующие методы обучения:
Информационно - рецептивный метод –
направлен на организацию и обеспечение восприятия осознания и запоминания учащимися новой готовой информации. Метод сбора информации – наблюдение, обследование предметов, показ способов действия и образец – это основа получения изображении, получение представлений, чувственного опыта.
Репродуктивной метод – направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоения способов деятельности, суть и образец которых уже известен. Метод упражнений – целевые упражнения, игровые упражнения, которые воспитатель использует для развития глазомера, точных движений руки, цветоощущений, формоощущений.
Эвристический метод – направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Эвристический метод или частично поисковый – предпосылка исследовательского метода. Метод подводящие к творчеству – беседа, творческие задания.
Слайд 10
Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие:
--- наблюдение,
---
рассматривание предмета (обследование),
--- образец,
---показ способов изображения и способов
действия.
Слайд 11
Наблюдение -это непосредственное восприятие предметов в среде их обитания.
Наблюдения подразделяются на игровые и целевые, краткосрочные и длительные
— один из базовых методов сбора информации.
Слайд 12
Требование к наблюдениям:
1. Целенаправленность.
2. Эмоциональность, неравнодушие
восприятия.
3. Осмысленность наблюдения.
4. Активность детей.
5. Повторность наблюдений.
6. Учет
возрастных возможностей детей и задач изображения.
Слайд 13
Обследование основной метод, развивающий целенаправленное восприятие предмета осязательно-двигательным путем
под контролем зрения. Обследование развивает культуру восприятия, формирует представление,
развивает формообразующие движения руки ребенка. Метод используется в подготовке занятия обучающего типа.
Слайд 14
Этапы обследования:
1. Целостное восприятие
предмета, его эмоциональные признаки. Это, по существу, эстетическое восприятие,
которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности. У дошкольников нужно вызвать чувство удивления, восхищения, любования, любопытства и т.п. в зависимости от характера предмета. Именно в этом заключается смысл первого этапа обследования изображаемого предмета.
2. Аналитическое восприятие предмета через выделение изобразительных признаков: строения, самая крупная часть, ее назначение и т.д. Определение ее формы, формы других частей относительно друг друга; выделение цветовых и величинных признаков. Порядок обследования следующих по величине частей такой же.
3. Целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный.
Слайд 15
Порядок обследования
1. Выделение общей формы или основной части.
2.
Выделение специфической, характерной формы (отличие от геометрической).
3. Определение формы
других частей и сравнение с формой центральной части.
4. Определение величины других частей по сравнению с основной.
5. Определение положения этих частей по отношению к основной.
6. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке – углубление сверху) и форму мелких деталей предмета (ушки, клюв, хвостик и т.п.); на свойствах поверхности предмета и мелких, второстепенных особенностях (полосочки, впадины и т.п.).
Слайд 16
При изображении по представлению
важно, чтобы дети могли
«увидеть» предмет не только в плане выделения его основных
форм, строения, но и возможных вариантов. Для этого можно подобрать и обследовать с дошкольниками не один, а несколько предметов, фиксирую внимание на вариативности (разные яблоки, разные виды грузовых машин и т.п.).
При изображении с натуры
предмет рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнятся изображение. При этом нужно фиксировать внимание дошкольников на видимых частях (при сохранении в целом структуры обследования).
Слайд 17
Метод обследования, один из ведущих в обучении детей
изобразительной деятельности и в развитии ребенка. Данный метод может
быть представлен в структуре общедидактического метода.
Обследование по возможности следует проводить после наблюдений или «вкрапливать» в наблюдения. Тогда любая «неживая» натура «оживает».
Слайд 18
Образец – это то к чему дети должны
следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. Под
образцом понимается работа, выполненная воспитателем и предлагаемая для подражания.
Злоупотребление образцом ущерб другим основным методам обучения послужило причиной низкого уровня изобразительной деятельности детей.
Слайд 19
К образцу предъявляют ряд требований:
выполнение в стили народной
росписи
простота композиций
грамотность
использование доступных для детей элементов и технических приемов
Слайд 20
Прием показа способов изображения (способов действия) — организует восприятие,
углубляет знания, память, помогает освоить новую информацию о способах
использования изобразительных материалов и способов создания изображения. Обычно он применяется в занятиях обучающего типа, когда идет освоение новых знаний и умений.
Слайд 21
Обучение строится на алгоритмах действия. Для детей характерно
неустойчивое внимание, поэтому к показу действий следует предъявлять жесткие
требования:
1. Обеспечение наглядности,
2. Четкость действий совместно с речевым обозначением,
3. Активизация детей во время показа.
Слайд 22
Используют в работе:
целый показ — алгоритм
частичный показ —
отдельное действие
показ детьми знакомых действий
словесное напоминание
индивидуальный показ детям, имеющим
нечетко развитое восприятие
поэтапный показ, когда идет последовательное освоение приемов рисунка или лепки всей группой
Слайд 23
Беседа
Беседа— это организованный педагогом диалог, во время
которого, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, воспитатель способствует формированию представлений
об изображаемом предмете и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Беседа максимально стимулирует активность детей и применяется в вводной и заключительной части занятия.
Беседа должна быть живой, эмоциональной, педагог должен четко ставить вопросы.
Слайд 24
Вопросы
Содержание вопросов в процессе просмотра анализа детских работ
меняется в зависимости от способа создания изображения, от содержания
изображения от возраста детей. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. С помощью вопросов педагог уточняет представление детей о предмете, явлении, о способах его изображении. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость, и ясность формулировки, краткость, эмоциональность.
Слайд 25
Пояснение
Пояснение- словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить,
что и как они должны делать во время занятий
и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.
Слайд 26
Совет
Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в
создании изображения. Н.П.Сакулина справедливо требовала не спешить с советом.
Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.
Слайд 27
Напоминание
Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием
обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще
всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.
Слайд 28
Поощрение
Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной,
следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием
вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влияние.
Слайд 29
Художественное слово
Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью.
Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает
привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.
Слайд 30
Игра
Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают
игровые приемы. Необходимость использование игры в обучении детей дошкольного
возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги К.Д. Ушинский, Е.И.Тихеева, Е. Н. Водовозова.
Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре.
Слайд 31
Используемая литература
Г.Г. Григорьева
Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в
детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с
детьми 2–7 лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2015.
Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Для занятий с детьми 3–4 лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2015.
Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 4 -5лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2015.
Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5 -6лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2015.
Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7 лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2015.