Слайд 2
План
Происхождение религий и учений о Боге.
Историческое значение
религий и учений о Боге.
Слайд 3
Проблема происхождения религий и учений о Боге до
сих пор остаётся весьма актуальной.
Сторонники и противники религии
выдвигали множество её решений. Однако до сих пор
нет одной – единственной –
общей точки зрения по этому вопросу.
Слайд 4
Наиболее известные версии происхождения религий
Теологическая концепция первобытного монотеизма
Гипотеза
о существовании дорелигиозного периода
Теологическая теория внутренней религиозности человека
Идеалистическая
теория Г.Гегеля
Антропологическая теория Л.Фейербаха
Материалистическая гипотеза Ф.Энгельса
Психологическая концепция религиозности
Эзотерическая теория происхождения религий
Слайд 5
Теологическая концепция
первобытного монотеизма
Вильгельм Шмидт
1868-1954
Немецкий этнолог и религиовед
Эндрю
Лэнгл
1844-1912
Британский филолог
Множество древних и современных религий есть порождение
общей архидревней веры в единого Бога-творца. Эта вера существовала до появления религий, в которых предстала уже в искажённом виде.
Слайд 6
Теологическая теория внутренней религиозности человека
Бог реально существует как
всемогущее Высшее Существо.
Человек это всегда внутренне чувствовал и ощущает
по сей день.
Из этого субъективного ощущения и возникает идея о неком Высшем Существе – Боге, появляется стремление понять Его и религию как социальный феномен.
Слайд 7
Идеалистическая теория Г.Гегеля
Религия находится в самом человеке, в
его духе и разуме, так как человеческий дух есть
отражение мирового Духа. Через человека дух познаёт самого себя.
Религия – один из важнейших инструментов познания.
Слайд 8
Антропологическая теория Л.Фейербаха
Людвиг Фейербах
(1804-1872) -
немецкий философ
Человек порождает Бога.
Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и
переносит их на выдуманное всемогущее Существо (Бога). Религия порождается желанием человека освободиться от бед и тревог и получить благо через Высшее Существо – Бога.
Слайд 9
Материалистическая гипотеза Ф.Энгельса
Фридрих Энгельс
(1820-1895) – немецкий философ
Религия появляется
как фантастическое отражение в головах людей реальных внешних сил,
которые господствуют над ними.
Слайд 10
Психологическая концепция религиозности
Зигмунд Фрейд
(1856-1939) -
австрийский психолог, психиатр
и невролог, основоположник психоанализа
Представления о Боге появляются в результате
естественного взаимодействия человека и природы, когда человек ещё не обладает реальными познаниями её законов. Религия есть механизм психологической компенсации человека перед враждебным и неведомым миром природы и внутренним миром инстинктов.
Слайд 11
Эзотерическая теория
происхождения религий
Елена Петровна Блаватская
(1831-1891) – религиозный
философ, основатель Теософского общества
Высшие Духовные Существа реально существуют и
представляют собой формы жизни более высокого уровня развития, чем человек. Все духовные учения появились под влиянием этих Существ, которые инициировали их развитие в соответствии с уровнем эволюции сознания конкретной нации и историческим моментом.
Слайд 12
Историческое значение религий и учений о Боге
По вопросу
об историческом значении религий и учений о Боге существуют
различные ответы,
порой прямо противоположные.
Они зависят от идеологии, типа культуры, доминирующей в конкретном обществе, и от мировоззрения человека,
отвечающего на этот вопрос.
Объективная историческая оценка, свободная от идеологического давления, признаёт, что с религией связаны как прогрессивные, так и регрессивные социальные явления и процессы.
Слайд 13
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Утверждение
этических принципов, укрепление морали и нравственности
Слайд 14
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Объединение
последователей одной религии
Слайд 15
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Политическое
и социальное укрепление государства
Новоскольцев А. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия
Донского на борьбу с Мамаем
Слайд 16
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Социальная
помощь населению (приюты, больницы и т.д.)
Слайд 17
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Развитие
отдельных направлений образования (письменность, религиозная философия, логика, богословие, церковные
школы и университеты).
Слайд 18
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Развитие
культуры (архитектура, живопись, иконография, скульптура, музыка и т.д.)
Церковь Вознесения
Господня в Коломенском (XVI век)
Слайд 19
Иконография
Икона Казанской Божьей Матери (1579 г.)
Икона Спаса
Вседержителя (начало XIII века)
Слайд 20
Живопись
Андрей Рублёв «Троица»
1411 или 1425-27 гг.
Рембрандт
«Возвращение
блудного сына» (1666/1669)
Слайд 21
Скульптура
Микеланджело Буонаротти
Оплакивание Христа
Статуя святого Андрея
в
соборе святого Петра
в Риме
Слайд 22
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Психологическая
поддержка человека
Слайд 23
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Психологическое
подавление личности
Догматизм и инертность относительно различных новшеств
Слайд 24
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Разъединение
последователей различных религий и даже единоверцев
Христианство
Православие
Католицизм
Протестантизм
Ислам
Шиизм
Суннизм
Суфизм
Слайд 25
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Нетерпимость
и фанатизм в вопросах веры, идеологии и политики (крайняя
форма выражения – инквизиция)
Аутодафе
Слайд 26
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Препятствование
свободному развитию науки и образования во всей их полноте
Суд
инквизиции выносит приговор Галилео Галилею
Слайд 27
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Религиозные
войны
Крестовые походы