Слайд 2
Краткая биография
Иммануил Кант(22 апреля 1724 , Кёнигсберг– 12
февраля 1804, там же) .
Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии,
стоящий на грани эпох просвещения и романтизма.
2 этапа философского развития:
I: до 1770 года. Разрабатывал вопросы, которые были поставлены предыдущей философской мыслью., а также занимался естественнонаучными проблемами.
II: занимается вопросами гносеологии, размышляет над метафизическими проблемами бытия, познания, человека, государства, нравственности, права и эстетики.
Слайд 3
Пролегомены
Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться, как
наука – работа Канта, вышедшая в 1783г.
В предисловии
ученый говорит, что они «…предназначены не для учеников, а для учителей, да и последним они должны служить руководством не для преподавания уже существующей науки, а для создания самой этой науки.»
Сравнение с «Критикой чистого разума»: ««Пролегомены…», напротив, должны быть предварительными упражнениями: они должны скорее указывать, что нужно сделать, чтобы осуществить, если возможно, некоторую науку, нежели излагать самое эту науку.»
Основной вопрос – возможна ли метафизика вообще?
Слайд 4
Особенности метафизического познания
Источники метафизического познания(м.п.) не могут быть
эмпирическими.
М.п. должно содержать исключительно априорные суждения(синтетические или аналитические).
Общий принцип
аналитических суждений – закон противоречия.
Классификация синтетических суждений:
Опытные суждения
Математические суждения
Собственно метафизические суждения
Заключение – «…метафизика имеет дело собственно с синтетическими положениями a priori, и они одни составляют ее цель, для достижения которой, правда, она нуждается, во всяком случае, во многих разложениях своих понятий, следовательно, в аналитических суждениях; но эти разложения совершаются не иначе, как и во всяком другом роде познания, когда требуется только уяснить свои понятия через расчленение их…»
Слайд 5
Возможна ли метафизика вообще?
«Центральная проблема, от разрешения которой
целиком зависит сохранение или крушение прежней метафизики, такова: Как возможны
априорные синтетические положения?»
Этот вопрос разделяется на четыре других:
Как возможна чистая математика?
Как возможно чистое естествознание?
Как возможна метафизика вообще?
Как возможна метафизика, как наука?
Слайд 6
Как возможна чистая математика?
Особенность математики - она должна
показать свои понятия сначала в созерцании, и притом чистом,
а не эмпирическом.
Пространство и время - те формы созерцания, которые чистая математика кладёт в основу всех своих познаний и суждений, выступающих как всеобщие и необходимые.
Пространство и время не являются свойствами вещей самих по себе, а только определяют способ нашего восприятия.
Слайд 7
Как возможно чистое естествознание?
«…мы обладаем чистым естествознанием, которое
a priori и со всей необходимостью излагает законы, коим
подчинена природа…»
Опыт состоит в синтетической связи благодаря рассудочным понятиям.
Вопрос «Как возможна сама природа?» содержит два:
Как возможна природа в материальном смысле?
Как возможна природа в формальном смысле?
Слайд 8
Как возможно чистое естествознание?
Слайд 9
Как возможно чистое естествознание?
Слайд 10
Как возможно чистое естествознание?
Слайд 11
Как возможна метафизика вообще?
В метафизике понятия разума выходят
за пределы всякого возможного опыта и становятся трансцендентными.
Чистые понятия разума
даны лишь в самой деятельности разума и содержат:
Идею полного субъекта.
Идею полного ряда условий( имеется только 4 вида диалектических утверждения чистого разума).
Идею полной совокупности возможного.
Слайд 12
Как возможна метафизика как наука?
Метафизика как природная склонность
разума действительна, но сама по себе диалектична и обманчива.
Намерение
заимствовать из неё основоположения может породить не науку, а только пустое диалектическое искусство, в котором одна школа может превосходить другую, но ни одна не может добиться законного и продолжительного признания.
Слайд 13
План построения метафизики
Реализован в «Критике чистого разума».
Критика самого
разума должна представить исчерпывающую таблицу априорных понятий.
Возможность априорного синтетического
познания.
Границы априорных понятий, и все это в полной системе.
«Таким образом, эта критика, и только она одна, содержит все средства, необходимые для создания метафизики как науки; другими путями она невозможна.»