Слайд 2
Немецкая классическая философия. Хронологические рамки
Под немецкой классической философией
понимается оригинальное философское движение, которое сформировалось и развивалось в
Германии в конце 18 – первой половине 19 вв.
Слайд 3
Социокультурные предпосылки немецкой классической философии
Великая Французская революция конца
18 в. и последовавшие за ней события – их
осмысление приводит к переоценке роли разума в социальной жизни и утверждению о неоднозначности общественного прогресса.
Промышленная революция в странах Европы в конце 18 – первой половине 19 вв. – способствует сохранению представлений о рациональном и прогрессивном развитии общества.
Развитие науки в конце 18 – начале 19 вв.: выделение из естествознания отдельных дисциплин – химии, биологии, геологии, в рамках которых постепенно формируется идея качественного преобразования форм природной реальности – результатом становится переоценка принципов механицизма и метафизичности.
Слайд 4
Особенности германского общества в конце 18 – первой
половине 19 вв.
В данный период Германия представляла собой ряд
мелких самостоятельных государств, в большинстве из которых господствовали феодальные порядки и абсолютистские монархические режимы.
В экономическом отношении Германия отставала от наиболее развитых стран Европы того времени.
В этих условиях интеллектуальная элита не имела возможности реализовать свою активность в социально-политической жизни; сферой приложения ее усилий становятся философия и литература, которые в рассматриваемый период достигают расцвета.
Слайд 5
Связь немецкой классической философии и философии Просвещения
На рубеже
18-19 вв. просветительская философия претерпевает кризис. В европейской интеллектуальной
культуре преобладают идеи романтизма, в рамках которого осуществляется радикальная критика просветительского рационализма.
Немецкая классическая философия также формируется в качестве реакции на кризис идей Просвещения. Однако ее отношение к ней имеет неоднозначный характер.
Слайд 6
Отношение немецкой классической философии к идеям Просвещения
С одной
стороны, имеет место критика крайнего рационализма: идей о возможности
безграничного познания человеком мира, о возможности переустройства всей жизни общества на принципах разума, о прямолинейном характере общественного прогресса, а также полного отрицания просветителями культурно-исторического наследия предыдущих эпох.
С другой стороны, сохраняется и совершенствуется на качественно новой основе рационалистическая направленность философии.
Непосредственным источником немецкой классической философии становится немецкое Просвещения конца 18в.
Слайд 7
Основная черта немецкой классической философии
Идеализм – мировоззренческая позиция,
предусматривающая определяющее отношение мышления к бытию.
Слайд 8
Основные достижения немецкой классической философии
обоснование целостной концепции развития
всей природной, социальной и духовной реальности;
обоснование активной, творческой природы
мышления;
введение принципа историзма в исследование социально-культурной сферы.
Слайд 9
Основные представители немецкой классической философии
Иммануил Кант (1724-1804)
Иоганн Фихте
(1762-1814)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Фридрих Шеллинг (1775-1854)
Людвиг Фейербах (1804-1872)
Слайд 10
Иммануил Кант
Философское творчество разделяется на два периода:
Докритический (до
1770 г.) – сторонник идей естественнонаучного материализма. В центре
его интересов были проблемы космологии, механики и физической географии.
Критический (после 1770 г.) – создание оригинальной «критической» философии.
Слайд 11
«Критическая» философия И.Канта
Основные произведения:
«Критика чистого разума» (1781)
«Критика практического
разума» (1788)
«Критика способности суждения» (1790)
Что же здесь имеется в
виду под словом «критика»? До сих пор, поясняет И.Кант, философы исследовали мир с помощью разума, но не исследовали сам разум как инструмент познания и деятельности. Поэтому всю прежнюю философию Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности никто не проверял. Критическая философия ставит своей задачей проведение данной проверки.
Основные философские вопросы:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Слайд 12
И. Кант. Учение о познании
Познание – отношение субъекта
и объекта.
Познающий субъект имеет уровневую систему:
- чувственность
- рассудок
- разум
Познаваемый
объект имеет две стороны:
явление (внешние стороны, признаки объекта, воспринимаемые в чувственном опыте);
вещь в себе (сущность объекта).
Слайд 13
И. Кант. Учение о априорных формах познания
В процессе
познавательной деятельности на уровнях чувственности и рассудка познающего субъекта
существуют априорные формы – особые формы деятельности сознания, которые являются предшествующими всякому опыту и независящими от него и выступающие средствами упорядочивания чувственного опыта в сознании.
Априорные формы чувственности – пространство и время.
Априорные формы рассудка – категории.
Априорные формы синтеза чувственного опыта и понятий рассудка.
Благодаря наличию в сознании априорных форм становится возможным обобщение и систематизация опыта, формирование общих понятий, суждений, научных теорий и законов.
Слайд 14
«Коперниковский переворот» И.Канта в философии
Сознание познающего субъекта –
не пассивная субстанция, а активное, творчески-конструктивное образование.
Достоверность научных знаний
обусловлена наличием в сознании априорных форм.
Таким образом, познающий субъект не открывает законы природы, а диктует сконструированные в собственном сознании законы природе.
Познавательные возможности ограничены исследованием явлений (пределами опыта). Познающее сознание действует как машина, которая обрабатывает данные чувственного опыта, придает им форму представлений и суждений. Достоверное познание того, что не дано в опыте, невозможно.
Слайд 15
И.Кант. Критика «чистого разума»
Разум – высший уровень познавательной
деятельности субъекта. На данном уровне сознание пытается проникнуть в
мир вещей в себе, т.е. познать сущность объектов, не данных в опыте.
В результате формируются идеи чистого разума – Бог, Вселенная, душа, которые никоим образом не связаны с чувственным опытом и являются чисто воображаемыми.
Возникновение данных идей связано исключительно с потребностью мышления в создании завершенных конструкций (идея души – попытка охватить всю сферу внутреннего опыта, идея Вселенной - попытка охватить всю сферу внешнего опыта, идея Бога – попытка найти основание всякого опыта вообще).
Покинув границы опыта, разум попадает в область неразрешимых противоречий, а его суждения необходимо становятся иллюзорными. Рациональная наука, основанная на чистых идеях разума, невозможна.
Однако идеи чистого разума выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок.
Слайд 16
Этика И. Канта
Всеобщим основанием нравственности является априорный закон,
содержащийся в моральном сознании человека, называемый категорическим императивом практического
разума: «.... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Категорический императив не содержит в себе конкретных предписаний, а указывает общее направление определения моральной ценности любого из возможных поступков.
Ценность морального действия определяется не его результатом, а волей в его совершении в соответствии с априорным нравственным законом, выражающемся в виде долга.
Человек не способен рационально преобразовать все общество, однако, он способен совершить индивидуальный нравственный выбор.
Слайд 17
Георг Гегель
Основные труды:
«Феноменология духа» (1807);
«Энциклопедия философских наук»
(1817):
«Наука логики»
«Философия природы»
«Философия духа»
Главная задача философии – создание целостной
концепции, которая призвана объяснить функционирование всех сфер реальности на основе некоторого фундаментального принципа.
Слайд 18
Тождество бытия и мышления
Первоосновой мира является бесконечное мировое
духовное начало – Абсолютная Идея.
Абсолютная Идея пребывает в
состоянии постоянного развития, имеет активный, деятельный характер. Ее деятельность заключается в самопознании.
Самопознание Абсолютной идеи проходит путем реализации следующих процедур:
- опредмечивание – процедура, в результате которой идея получает внешнее выражение в форме предмета;
- распредмечивание – процедура перевода предмета в форму идеи путем ее познания.
Таким образом, весь природный, социальный и духовный мир представляет собой опредмеченные и распредмеченные проявления Абсолютной Идеи. Следовательно, мышление и бытие – это две формы Абсолютной Идеи. Законы бытия совпадают с законами мышления.
Слайд 19
Диалектический метод Г. Гегеля
Сущность Абсолютной Идеи составляет беспрерывное
изменение, преобразование и развитие. Соответственно, весь природный, социальный и
духовный мир представлен в виде процесса.
Развитие осуществляется как процесс последовательного развертывания системы категорий, которые одновременно являются формами бытия и мышления одновременно.
Источником развития является противоречие, содержащееся в каждой форме как бытия, так и мышления.
Развитие выступает не как прямолинейный, а как скачкообразный, спиралевидный процесс.
Слайд 20
Схема диалектического метода Г.Гегеля
В качестве схемы развития любой
формы бытия и мышления используется триада:
Тезис – утверждение чего-либо
Антитезис
– утверждение, противоположное тезису
Синтез – объединение противоположных утверждений.
Законы диалектики:
закон единства и борьбы противоположностей;
закон взаимосвязи количественных и качественных изменений;
закон отрицания отрицания.
Слайд 21
Схема Г. Гегеля, описывающая саморазвитие Абсолютной идеи
В своем
развитии Абсолютная Идея проходит три этапа:
1) находится в
лоне чистого мышления, где раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга по законам диалектической логики логических категорий;
2) отчуждается в природу, т.е. природа – это ее инобытие;
3) познает свое собственное содержание («возвращается к самой себе») в Абсолютном Духе, т.е. в различных формах человеческого мышления и деятельности.
Саморазвитие Духа идет по трем ступеням:
«субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание;
«объективный дух» - человеческое общество и три его формы: право, нравственность и государство;
«абсолютный дух» - искусство, религия, философия.
Слайд 22
Философия истории Г. Гегеля
История человеческого общества представляет собой
процесс раскрытия определенного содержания Абсолютной Идеи в форме Объективного
духа.
Развитие человеческого общества подчинено законам диалектической логики, что выражается в смене исторических форм социального устройства.
На каждой определенной ступени исторического процесса Абсолютная Идея выбирает отдельные народы, в развитии которых наиболее полно выражается определенный этап саморазвития Объективного духа.
В истории человечества нет места случайности. Отдельные люди и социальные группы – инструменты для раскрытия внутреннего содержания Объективного духа («хитрость Разума»).
Слайд 23
Людвиг Фейербах
Основные труды:
«Сущность христианства» (1841)
«Основные положения философии
будущего» (1843).
Основная философская проблема – проблема человека
Слайд 24
Антропологический материализм Л.Фейербаха
Основной предмет философии – человек.
Природа,
материальный мир рассматривается в качестве первичного элемента бытия (материализм).
Человек
- материальное, природное существо. Духовное начало формируется на основе природного.
Мышление не является единственной характеристикой человека; значимость имеют и другие атрибуты человеческого существования.
Главным источником познания и высшим критерием истинности знаний является чувственный опыт.
Слайд 25
Критика идеализма в философии Л.Фейербаха
Философский идеализм - продолжение
религии. Идеализм – это рационализированная религия.
Не Бог творит человека,
а человек создает Бога.
Религия, идеализм возникают из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу, Абсолютной Идее, Мировому Разуму тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Идеализм необходимо отвергнуть, так как он подменил конкретного человека абстракцией, а подлинную философию - религией.