Слайд 3
Космос гуманизма.
Николай Коперник (1473-1543).
Слайд 4
Космос гуманизма.
Основные идеи о гелиоцентрической системе высказаны
в трактате:
«Об обращениях небесных сфер». (опубликовано после
смерти Коперника в 1543)
Слайд 5
Николай Коперник
(1473-1543).
Изучая сочинения древних философов, особенно
Никиты Сиракузского и Филолая, он пришёл к выводу, что
не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной.
Слайд 6
Николай Коперник
(1473-1543).
Гелиоцентрическая система в варианте Коперника
Центр
Земли — не центр вселенной, но только центр масс и
орбиты Луны.
Солнце является центром мира. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце.
Расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами.
Суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли.
Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца.
Слайд 7
Николай Коперник
(1473-1543).
В 1616 году ( через
70 лет после публикации ) католическая церковь официально запретила
придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит писанию.
Слайд 9
Джордано Бруно
(1548-1600)
Труды Бруно
комедия "Подсвечник" (Candelaio, 1582),
"О тенях идей" (De umbris idearum, 1582),
"Пир на
пепле»1584),
"О причине, начале и едином" (De causa, principio el uno, 1584),
"О бесконечности, вселенной и мирах" (De l'infinito, universe е mondi, 1584),
"Изгнание торжествующего зверя" (Spaccio de la bestia trionfante, 1584),
"О героическом энтузиазме" (De gli eroici furori, 1585),
"О наименьшем" (De minimo, 1591),
"О монаде" (De monade, 1591),
"О неизмеримом и неисчислимом" (De immense et innumerabilibus, 1591).
Слайд 10
Джордано Бруно
(1548-1600)
Идейные истоки взглядов Бруно
1)учение Кузанского
о совпадении противоположностей в Боге, истолкованное Бруно пантеистически —
как совпадение противоположностей Бога и природы;
2) Гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного космоса, в котором все свободно движется относительно всего;
3) мистико-магический пантеизм Парацельса с его представлением о тотальной одухотворенности материи.
4) Неоплатонические идеи – Единого и Мировой души как движущем принципе Вселенной
Слайд 11
Основные идеи Дж.Бруно
существует бесконечная вселенная с бесконечными в
ней мирами, каждый из которых при однородности их начала
качественно своеобразен;
вселенная находится в бесконечном движении;
всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его основанием и причиной является вечно равная себе субстанция. ( Единое - Плотина)
Последняя есть Бог, который не "над" миром, но "наиприсутствующее" в нем.
Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм).
Дух (Бог) дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое в качестве единства противоположностей есть Космос — видимая красота божественной жизни.
Слайд 12
Основные идеи Дж.Бруно
Бог- Абсолют
Абсолют Бруно подвижен, его жизнь
внутренне динамична и противоречива.
Духовная субстанция — Бог —
есть простое тождество силы и идеи, в недрах которого живет бесконечная возможность — материя.
Тождество духа и материи, как беспредельности божественных мыслей, означает бесконечность и безначальность Творения, осуществляется как всегда новая Жизнь.
Слайд 13
Основные идеи Дж.Бруно
пантеизм Бруно
пантеизм Бруно носит антиномичный или
диалектический характер.
Бог целиком пребывает в каждом моменте жизни
— как абсолютный максимум он тождественен абсолютному минимуму, содержание которого раскрывается понятиями точки, атома, монады.
Метафизически атом есть монада: I) одновременно отдельная вещь и "зеркало", в котором светится вся вселенная; 2) сила всякий раз новая, ибо у Бога достаточно могущества, чтобы никогда нигде не повторяться.
Слайд 14
Основные идеи Дж.Бруно
Человек и человеческое познание
Человеческая душа, включаясь
в напряженно-противоречивый ритм божественно-космической жизни, исполняется "героическим энтузиазмом". Смысл
философии как знания - экстатическое богопознание.
Тем самым, естествознание получает у Бруно сакральный смысл.
Слайд 15
Джордано Бруно
влияние его идей
идеи Бруно оказали определенное
влияние на развитие философии Нового времени.
идея единой субстанции в
её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой,
идея монады — Лейбницем,
идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.
Слайд 16
Джордано Бруно
(1548-1600)
1548 — в поселке Сан-Джованни-ди-Ческо близ
г. Нолы родился Филиппо Бруно.
1566, 16 июня — был
пострижен в монахи под именем Джордано.
В том же году был привлечен к суду монастыря по обвинениям в неуважении к образам святых и в кощунстве над богоматерью.
1567-1580 – скитания и путешествия по Европе
1583, весна-1585, октябрь — пребывание в Англии, участие в диспутах в Оксфордском университете, запрет преподавания.
1592, январь — переезд по приглашению Джованни Мочениго в Венецию.
1592, 23 мая — по доносу Мочениго заключен в тюрьму венецианской инквизиции.
Слайд 17
Джордано Бруно
(1548-1600)
1593, 27 февраля — заключен в
тюрьму римской инквизиции.
1600, 20 января — был вынесен смертный
приговор в постановлении конгрегации инквизиторов о передаче Джордано Бруно в руки светских властей.
1600, 8 февраля — состоялся обряд отлучения от церкви и проклятия осужденного Джордано Бруно
1600, 17 февраля, утро — Джордано Бруно вместе с его книгами сожжен в Риме на Кампо ди Фьоре (Площади Цветов)
Слайд 18
Литература
Антоновский Ю. М. Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность.
СПб., 1892.
Барбур И. Религия и наука: история и современность.
М.: ББИ, 2000.
Горфункель А. Х. Джордано Бруно. М., 1973. −175 с.(Мыслители прошлого).
Джордано Бруно. Избранное. Самара: Агни, 2000.
Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
Карсавин Л. П. Джордано Бруно. Берлин, 1923.
Кузнецов Б. Г. Джордано Бруно и генезис классической науки.
Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной: Пер. с англ. Серия: Сигма. 2001.
Лавджой А. Великая цепь бытия. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. Лекция IV. Принцип изобилия и новая космография (в значительной мере посвящена космологическим идеям Дж. Бруно)
Менцин Ю. Л. «Земной шовинизм» и звёздные миры Джордано Бруно //Вопросы истории естествознания и техники. 1994, № 1.
Философско-религиозные истоки науки. Отв. редактор П. П. Гайденко. М.: Мартис, 1997.
Ордине Нуччо. Границы тени. Литература, философия и живопись у Джордано Бруно. Пер. с итальянского А. А. Россиуса. Спб., 2008.-407 с.
Слайд 19
Иоганн Кеплер
(1571-1630)
Трактаты
«Новая астрономия» (1609)
«Космографическая тайна»
«Гармонии мира» (1619).
Слайд 20
Труды Кеплера
Кеплер, Иоганн Новая стереометрия винных бочек. —
М.—Л.: ГТТИ, 1935. — 360 с.
Кеплер, Иоганн О шестиугольных снежинках.
Сон. Разговор с Звёздным вестником. . — М.: Наука, 1982.
Разговор с звездным вестником по изд. И.Кеплер О шестиугольных снежинках, М., Наука, 1982
Сон, или Посмертное сочинение о лунной астрономии по изд. И.Кеплер О шестиугольных снежинках, М., Наука, 1982
Слайд 21
основные методы и идеи Кеплера
основные методы
и идеи - наблюдение, математическая идея , коперниканская модель
Я
выяснил, что все небесные движения, как в их целом, так и во всех отдельных случаях, проникнуты общей гармонией — правда, не той, которую я предполагал, но ещё более совершенной.
Начала математически оформленной астрономии основанной на гипотезе Коперника
Планеты вращаются по эллиптическим орбитам и неравномерно
Слайд 22
Галилео Галилей
(1564—1642).
Основные трактаты
«Звездный вестник» (1610)
«Диалог
о двух главнейших системах мира» (1632)
Слайд 23
Галилео Галилей
В 1597 г. в письме к Кеплеру
Галилей сообщает, что он примкнул "уже много лет назад...
к учению Коперника"; "отталкиваясь от него, я вскрыл причины многих природных явлений, доселе, вне всякого сомнения, необъяснимых. Я уже подготовил в письменном виде много доказательств, опровержении контраргументов, но до сих пор не решался опубликовать их, напуганный судьбой Коперника, нашего учителя"
Слайд 24
Философия и экспериментальный метод
Галилей сочетал продуманный эксперимент с
его рациональным осмыслением и обобщением.
Галилей считал, что законы природы
постижимы для человеческого разума.
Разум у Галилея — сам себе судья
Поиск метафизических сущностей – «занятие суетное и невозможное»
Слайд 25
Галилео Галилей
(1564—1642).
«Диалог о двух главнейших системах мира»
(1632)
Книга написана в форме диалога между тремя любителями науки:
коперниканцем Сальвиати, нейтральным участником Сагредо и Симпличио, приверженцем Аристотеля и Птолемея.
Слайд 26
Галилео Галилей
(1564—1642).
Галилей был осуждён к тюремному заключению
на срок, который установит Папа. Его объявили не еретиком,
а «сильно заподозренным в ереси»; такая формулировка также была тяжким обвинением, однако спасала от костра. После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения.
Папа Римский Урбан VIII
Большинство биографов чтитают
что в простаке-Симпличио римский Папа узнал самого себя, и свои аргументы, и пришёл в ярость.
Слайд 27
суд над Галилеем (1633 год), нарушившим церковный запрет
в своей книге «Диалоги о двух главнейших системах мира».
Галилей
перед судом инквизиции.
Картина Жозефа-Николя Робер-Флёри, 1847, Лувр.
Слайд 28
Галилео Галилей
сформулировал правильные законы падения: скорость нарастает пропорционально
времени, а путь — пропорционально квадрату времени.
сформулировал первый закон механики
(закон инерции)
Галилей сформулировал принцип относительности в классической механике
Галилей самостоятельно построил свой первый телескоп с выпуклым объективом и вогнутым окуляром.