Слайд 2
Бытие охватывает все реально существующее в природе, обществе,
мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее
понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.
Объективная реальность - все то, что существует вне и независимо от сознания человека.
Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).
Экзистенция: Конкретное, индивидуальное бытие-для-себя здесь и сейчас.
Слайд 3
Аспекты проблемы бытия
1. длинная цепочка вопросов, каждый из
которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Где существует?
Как долго он существует? И так далее
Слайд 4
Аспекты проблемы бытия
2. существование, специфическое наличие, «присутствие» всего,
что есть, было и будет в мире, - это
выражение единства мира, а констатация этого существования - начальный этап анализа, проблемы бытия. Бытие - это мысль о всеобщности, всеобщей связи между всем, что существовало, существует, будет или может существовать.
Слайд 5
Аспекты проблемы бытия
3. мир в целом и все,
что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю
логику своего существования, развития
Слайд 6
«Иван есть человек».
Иван есть (существует)
Имеется в
виду полагание вещей
Иван есть человек
Полагаются качественные характеристики вещи
Слайд 7
Основные формы бытия
1) бытие вещей (тел), процессов, которое
в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний
природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Слайд 8
Субстанция
Это философская категория для обозначения объективной реальности в
аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития.
Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Она есть первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований.
Слайд 9
Атрибут — существенный, неотъемлемый признак предмета или явления
(в отличие от преходящих, случайных его состояний) - то,
что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство, необходимый для её существования предикат.
Типы атрибутов:
- субстанциальные
- акцидентальные
Модус (от лат. modus) — мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо. Спиноза полагал, что модусы — различные состояния, которые принимает единая субстанция.
Акциденция (лат. accidentia — случайно появляющееся) — философский термин, введенный Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
Слайд 10
Материя
Все многообразие предметов, которые можем зафиксировать органами чувств
Материя
как субстанция
Слайд 11
Уровни организации материи
Микромир (мир элементарных частиц)
Мезомир (мир, видимый
глазом)
Макромир (мир звезд)
Слайд 12
Атрибуты материи
1. несотворимость и неуничтожимость
2. вечность существования во
времени и бесконечность в пространстве
3. движение и изменение, саморазвитие,
превращение одних состояний в другие
4. детерминированность всех явлений
5. причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
6. отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Слайд 13
Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде
всякое изменение и превращение
Типы движения
1. с сохранением устойчивости предмета,
его качества
2. равзитие
Слайд 14
Типы движения
1. В неорганической природе: механическое, тепловое, электромагнитное,
молекулярное, атомное, внутриядерное движение, движение элементарных частиц и т.д.;
2.
В органической природе: рождение, размножение, отмирание клеток, движение внутри самих клеток, рост и развитие организмов, обмен веществ, кровообращение, пищеварение, дыхание, физиологические процессы и т.д.;
3. В социальной материи: развитие производительных сил, смену производственных отношений, смену цивилизаций, смену научных представлений, возникновение новых партий, новых экономических, политических и других структур.
Слайд 15
Концепции пространства и времени
1. субстанциальная (Демокрит)
2. реляционная (Ньютон)
Слайд 16
Детерминизм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение
о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина
о всеобщей причинности.
Слайд 17
Типы детерминизма
а) прошлое → настоящее (причина и следствие);
б)
настоящее → настоящее (содержание и форма);
в) будущее → настоящее
(возможность и действительность, цель).
детерминационные отношения могут быть однозначными (необходимость) и многозначными (случайность).
Слайд 18
Возможность и действительность
Это модальные характеристики бытия, выражающие, с
одной стороны, тенденцию становления, с другой – ставшую реальность.
Если понятие возможности выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, то действительность – объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия.
Слайд 19
Необходимость
необходимость — вещь, явление в их всеобщей закономерной
связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности,
основных направлений её развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.