Слайд 2
Философия, ее предмет и роль в обществе.
Философия особая
форма общественного сознания возникла из потребности получить целостное, логически
обоснованное, убедительное по обобщениям и выводам знание об окружающем мире.
Философия любовь к мудрости - Пифагор
Слайд 3
Стадии философии.
Для ранней стадии развития философии был характерен
космоцентризм (от греч.
kosmos – вселенная). Философы стремились понять мир
как целое, а потому одним из ключевых вопросов был вопрос о первооснове мира.
Средние века на первый план выдвигаются
теологические (от греч. theos – Бог) вопросы. Философия становится теоцентричной: Бог
в центре мироздания, а природа и человек – его творения, зависимые, не способные изменить существование.
Слайд 4
Материальная субстанция (Фалес, Анаксагор, Анаксимен)
Космоцентрический,
досократовский этап
Нематериальная субстанция
(Пифагор, Анаксимендр)
Анаксагор
Пифагор
Слайд 5
Идеалистическое направление
Платон и Аристотель
Антропоцентрический этап
Классическая, древнегреческая философия
Материалистическое направление
Демокрит
Сократ
Слайд 6
Гераклит: «Все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти
в одну и ту же воду»
Апории - парадоксальные истории
Проблема движения
Зенон: «Ахилл никогда не догонит черепаху», «стрела никогда не сдвинется с места»
Слайд 7
Августин Аврелий: «Верую, чтобы понимать»
Средневековая философия
Фома Аквинский: пять
доказательств существования Бога
Слайд 8
С началом эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) отношение философов
к миру и человеку меняется. Философская мысль принимает антропоцентрическую
(от греч. anthropos –человек) форму. Зарождается гуманизм (от лат. humanitas – человечность), пропагандируется вера в способности человека, оспаривается приоритет веры над разумом.
Эпохи Нового времени и Просвещения (XVII–XVIII вв.) вносят дух рационализма (отлат. ratio – разум). Актуальными становятся проблемы научного метода (Бэкон, Декарт). По
мере развития капитализма большое внимание уделяется проблемам прав человека, общественного устройства (Локк, Монтескье, Руссо и др.). В эпоху Просвещения закладываются концепции правового государства и рыночной экономики.
Слайд 9
Эмпиризм (от греч. опытный) или сенсуализм (от лат.
чувственный)
Ф. Бэкон и Д. Локк
Р. Декарт,
Б. Спиноза,
Г.
Лейбниц
Философия Нового времени
Рационализм (от лат. разум, мышление)
Слайд 10
Теория естественных прав личности (Т. Гоббс, Д. Локк)
Философия
Просвещения
Томас Гоббс
Джон Лок.
Слайд 11
Немецкая классическая философия (вторая половина ХVIII – первая
половина ХIХ в.) возвращает философии ее особый статус, впервые
выраженный в трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Философская мысль устремляется к предельным основаниям мира и системному изложению учений.
Современная западная философия имеет стремление порвать с классическими рационалистическими традициями и больше внимания уделять проблемам человеческого существования и выживанию человека и человечества в кризисных условиях (духовный кризис,
экологический кризис и т. п.).
Слайд 12
Теория разделения властей (Вольтер, Шарль Монтескье)
Философия Просвещения
Слайд 13
И. Кант: «вещь в себе», категорический императив
Ф. Шеллинг:
натурфилософия – учение о природе
И. Фихте: идея бесконечного прогресса
человеческих знаний
Немецкая классическая философия
Слайд 14
Г. Гегель: диалектический метод – закон превращения количественных
изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон
отрицания отрицания
Немецкая классическая философия
Слайд 15
Утопический социализм
Т. Мор
А. Сен-Симон
Р. Оуэн.
Т. Кампанелла
Ш. Фурье
Слайд 17
(от лат. – положительный)
О. Конт, Г. Спенсер,
Дж. Милль
Позитивизм
Слайд 18
Основные философские разделы.
За столетия существования философия как система
знания приобрела следующую структуру:
– онтология – учение о бытии;
–
гносеология – теория познания;
– методология – учение о методах познания;
– аксиология – учение о духовных ценностях;
– философская антропология – философское учение о человеке;
– философия истории – учение о смыслах, содержащихся в истории человечества;
– этика – учение о морали и нравственности;
– эстетика – философское учение о красоте, о смысле и предназначении искусства;
– история философии;
– логика – учение о мышлении.
Слайд 19
Функции философии в общественной жизни
1. Мировоззренческая, рассматривающая наиболее
общие проблемы мировоззрения.
2. Гносеологическая, выясняющая природу и условия познавательного
процесса.
3. Методологическая, раскрывающая методы и принципы научного исследования.
4. Аксиологическая, выясняющая специфику ценностного отношения и его основные
категории (добра, зла и др.).
5. Интегративно-синтетическая, связанная с необходимостью объединения мировоззренческих усилий различных форм (религии, науки, искусства и др.).
6. Критическая, вызванная необходимостью пересмотра сложившихся подходов и стереотипов, тормозящих дальнейшее развитие мировоззрения.
Слайд 21
Периодизация философии
Принято выделять пять исторически сложившихся типов
философии:
1. Философия Древнего мира (от прафилософии I тысячелетия до
н. э. до II–V вв. н. э.).
2. Философия Средневековья (II–XIV вв.).
3. Философия эпохи Возрождения (XV–XVI вв.).
4. Философия Нового времени (XVII–XIX вв.).
5. Современная философия (XX в.).
Слайд 22
Древнеиндийская философия
Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии
являются «Веды» – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений,
жертвенных формул и т. п. Считается, что «Веды» составлялись в первой половине I тысячелетия до н. э. Философские воззрения индусов образовали одну из ведических книг – «Упанишады».
В VI–V веках до н. э. в Индии возникает несколько философских школ: это буддизм, джайнизм,
санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др.
Слайд 23
Древнекитайская философия
Первыми письменными источниками прафилософии Древнего Китая
являются «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов»,
«Летопись весны и осени».
Они созданы на протяжении I тысячелетия до н. э. В них нашли отражения взгляды китайских мыслителей на космос, человека, общество, божественные силы.
В VII–III веках до н. э. оформляются философские школы: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, натурфилософская школа, школа имен и др.
Слайд 24
Античная философия
Античная философия включает в себя философские учения
греческих и римских философов с VII в. до н.
э. по V в. н. э. Принято выделять следующие периоды в развитии античной философской мысли:
I-й этап – VII–V вв. до н. э. – время зарождения и формирования древнегреческой философии (милетская, пифагорийская, элейская и др. философские школы). Философы изучают природу, складываются первые натурфилософские концепции. Философия этого времени получила название «досократической»;
II-й этап – V–IV вв. до н. э. – время зрелости и расцвета (классики) древнегреческой философии («афинская школа», творчество Сократа, Платона и Аристотеля);
III-й этап – кон. IV в. до н. э. – V в. н. э. – время заката античной философии, начинающееся с эпохи эллинизма и завершающееся падением Римской империи (греко-римский
период). На этом этапе происходит переосмысление классического философского наследия (Эпикур, скептики, стоики, неоплатонизм).
Слайд 25
Для философии античности характерны:
1) органическая связь натурфилософии и
космогонии с этико-политическими учениями, отсутствие противопоставления человека и природы;
2)
понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно этому принципу;
3) подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам;
4) отсутствие субъективного восприятия мира. Любое знание, любая мысль проникаютв разум индивида извне, как частица Логоса, единого бытия и воли божественных сил;
5) в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, поскольку
Вселенная является символом единства зримого и ощутимого (линия Демокрита) и идеального (линия Платона);
6) инерционность движения, которое характеризуется непременным стремлением к
затуханию, к покою. Античные философы не знали понятия вечного движения, обусловленного физическими законами;
7) обязательная цикличность мирового исторического процесса: вечным может быть
лишь бесконечное повторение цикла «рождение – гибель»;
8) параллельное развитие науки и философии.
Слайд 27
Фалес
Эпикур
Конфуций
Лао-Цзы
Гераклит
Гераклит
Слайд 28
Цитатник.
Аристотель
Злые поступки совершаются по доброй воле.
Верховная власть
в государстве — собрание государственных чиновников.
Человек животное политическое.
Платон мне
друг но истина дороже.
Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.
Слайд 29
Цитатник основной.
Платон
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу,
богов и все что угодно, но только не себя
самих.
Сократ — друг, но самый близкий друг — истина.
Хорошее начало — половина дела.
Сколько рабов, столько врагов.
Народы будут счастливы, когда настоящие философы будут царями или когда цари будут настоящими философами.
Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное.