Слайд 2
Рассматриваемые вопросы:
1.Культура, цивилизация,
формация.
2.Глобальные проблемы и
будущее человечества.
3.Человек и культура.
Слайд 3
ЭПИГРАФ
«В нашу эпоху нет более
острой темы и для познания, и для жизни, чем
тема о культуре и цивилизации. Это – тема об ожидающей нас судьбе»
Н. Бердяев
Слайд 5
1.Культура, цивилизация, формация.
КУЛЬТУРА.
Духовный прогресс предполагает, прежде всего, рост культуры.
Отметьте, что понятие «культура» появляется в эпоху Просвещения. До этого оно употреблялось лишь функционально: CULTURA JURIS (выработка правил поведения), CULTURA SCIENTIAS (употребление знаний), CULTURA LITTERARUM (совершенствование письменности».
В классической латыни слово «культура» употреблялось в смысле «возделывание земли» (AGRI CULTURA).
Слайд 6
КУЛЬТУРА
У Цицерона оно впервые используется
для обозначения духовной культуры:«CULTURA ANIMI AUTEM PHILOSOPHIA EST» («но
культура духа есть философия»).
Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Слайд 7
КУЛЬТУРА
Во всяком обществе создаётся своеобразная,
уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла бы
образоваться в другом месте и в другое время.
Каждая исторически определённая культура имеет свои положительные стороны, которыми не обладает никакая другая.
Бессмысленно спрашивать, например, что «выше» или «прогрессивнее» - учение Спинозы или Гегеля, произведения Шекспира или Льва толстого, Библия или Коран.
Слайд 8
Важнейшие составляющие культуры:
язык,
понятия (концепты) и знаковые системы;
отношения;
ценности и правила (нормы) поведения людей.
Слайд 9
ОТЛИЧИЕ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Культура есть явление
внутреннее и органическое, она захватывает самую глубину человеческой души,
слагается на путях живой, таинственной целесообразности.
Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия, как писал об этом И.Ильин.
Культура же предполагает определённую степень нравственности и не сводится просто к образцам поведения.
Слайд 10
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Что означает термин «цивилизация»? Французский
языковед Эмиль Бенвентист установил, что он происходит от лат.
CIVIS – гражданин, а CIVILIS - это организованное, государственно-организованное общество.
Впервые термин ввели в оборот французский экономист Мирабо (1757) и шотландский философ, политический мыслитель и историк А. Фергюсон (1767).
Его возникновение связано с «революцией в умах», совершенной мыслителями в 17-18 веках.
Слайд 11
ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ОБЩЕСТВО
Понятие «цивилизация» появилось в
18 веке в тесной связи с понятием «культура».
Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости.
Слайд 12
ТРИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАРОДОВ
Возрастающий массив
этнографических сведений позволил в 19 веке закрепить ТРИ уровня
развития различных народов:
исходный, низший – ДИКОСТЬ;
более высокий – ВАРВАРСТВО;
высший – ЦИВИЛИЗАЦИЯ (американский этнограф Л. Морган, Ф.Энгельс).
При этом дикость – это период от появления человека до изобретения им гончарного круга; варварство – от гончарного круга – до возникновения письменности (Генри Морган. «Древнее общество»).
Слайд 13
ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»:
1. «Цивилизация»
как заключительная стадия социокультурной эволюции, сменившая стадию варварства, подобно
тому, как варварство сменило стадию дикости.
2. «Цивилизация как духовные, гуманистические противовесы, блокирующие негативные, антигуманные проявления, присущие стадии цивилизации (значение 1-е).
В этом смысле говорят и о «цивилизованном обществе», о «цивилизованном человеке» в отличие от варвара и дикаря.
Слайд 14
ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
3. «Цивилизация»
как определённый региональный тип культуры, который может характеризоваться чертами
дикости, или чертами варварства и цивилизации (в 1-ом значении).
4. «Цивилизация» как заключительный агонизирующий этап определённого типа культуры, когда искусственные, механические связи сменяют связи органические.
В этом значении употребляет термин «цивилизация» О.Шпенглер, говоря о закате фаустовской культуры (культуры Запада).
Слайд 15
Генезис цивилизации
Цивилизация в широком
смысле означает историческую ступень развития человечества, которая началась как
результат «неолитической революции» («новый каменный век» - 8-3 тыс. лет до н.э.).
Или, согласно терминологии английского археолога Гордона Чайльда, как результат «аграрной революции».
В этот период в различных регионах Земли, в зонах предцивилизации (протокультуры) люди совершают переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) – к хозяйству производящему (скотоводство, земледелие).
Слайд 16
Формация
Содержательная критика ранних
форм европейского капитализма с его мировыми тенденциями подкрепляла точку
зрения, согласно которой все общества проходят одну магистральную линию развития.
В середине 19 века такой концепцией становится идея прогрессивной смены общественно-исторических (экономических) формаций, разработанная К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Общественно-экономическая формация — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и коммунистическая.
В ней будущее видится как преодоление института наёмного труженика, как свободная ассоциация свободных производителей на основе роста творческого характера труда и всестороннего развития личности.
Слайд 17
СМЕНА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ:
Первобытнообщинное,
рабовладельческое,
феодальное,
капиталистическое,
социалистическое общества – вот классическая марксистская формационная «лестница» человеческой истории в её прогрессирующем развитии.
Слайд 18
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
Структура общественно-экономической формации
определяется прежде всего категориями «базис» и «надстройка».
БАЗИС – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей.
Слайд 19
НАДСТРОЙКА
НАДСТРОЙКА - это совокупность
идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений
и организаций (государство, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные организации), свойственных данному обществу.
С их помощью все общественные отношения делятся на МАТЕРИАЛЬНЫЕ и ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ.
Слайд 20
2.Глобальные проблемы и будущее человечества
По
мнению большинства учёных, человечество стоит перед десятком острейших, неотложных
проблем, затрагивающих всё мировое сообщество в целом.
Эти проблемы получили название «ГЛОБАЛЬНЫХ». Их можно условно разделить на ДВЕ ГРУППЫ.
К первой группе глобальных проблем относится угроза экологической катастрофы на Земле, энергетический кризис, проблемы, связанные с выживанием человечества как вида.
Это глобальные проблемы типа «ОБЩЕСТВО – ПРИРОДА».
Слайд 23
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Другая группа проблем связана
с отношениями внутри человеческого общества.
Сюда
относятся проблемы предотвращения мировой войны и ядерной катастрофы, прекращения гонки вооружений, проблема разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами, проблема голода, рост отчуждения между людьми.
Слайд 24
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
По результатам отчётов
Римского клубы (Дж.Форрестор, Д.-Х.Медоус и Д.-Л.Медоус), были выдвинуты 13
сценариев будущего человечества.
Начнём со сценария, условно именуемого «самотёком» - всё образуется само собой, по принципу стихийно-рыночной экономики.
Но, как показала компьютерная модель Медоусов (Стокгольм, 1972), развитие по такому сценарию приведёт человечество к катастрофе уже в 21 веке!
Слайд 25
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Другой сценарий –
информационное общество О.Тоффлера и Д.Белла.
Оптимизм авторов
держится на вере в технологический прогресс, в информационные технологии, в новое перераспределение мира на информационно развитые «метрополии» с их транснациональными корпорациями и навсегда отставшие «информационно-экологические колонии».
Слайд 26
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
По-прежнему привлекателен антропокосмический
сценарий Э.К.Циолковского – «завоевать Вселенную для блага человека».
Предусматривается вынос экологически вредной индустрии с Земли в ближайший Космос, что, бесспорно, могло бы существенно ослабить проявления глобального экологического кризиса на Земле и отодвинуть в будущее его негативные последствия.
Слайд 27
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Национальная концепция УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
США (обладает 40-50% мирового научного потенциала и к тому
же обеспечена своими природными ресурсами) выглядит наиболее реально по сравнению с другими странами. Согласно этой концепции развитие должно осуществляться не в ущерб будущим поколениям.
Но даже для США такой сценарий – всего лишь отсрочка, а не выход из кризиса. Хотя население увеличивается в этой стране всего на 1% в год, в 2030 году население США составит 350 миллионов, а к середине 21 века – 400 миллионов человек.
Слайд 28
НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ
Нужны принципиально иные ориентации
– на сознательно регулируемое и планируемое НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ, возвращающее
человечество к КО-ЭВОЛЮЦИИ общества с биосферой.
Сценарии этого типа отталкиваются от идеи В.Вернадского и Тейяра де Шардена о ноосфере.
Они могут быть разделены на два класса – ЭКОЭВОЛЮЦИОННЫЕ и
ЭКОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ.
Слайд 29
ТЕХНОСФЕРА
Современный кризис начался в 20
веке и, по существу, есть процесс замещения биосферы ТЕХНОСФЕРОЙ.
Он может закончиться эффектом опрокидывающегося айсберга.
Если мы перейдём к техносфере, то должен появиться и адаптированный к ней новый ствол жизни – это КИБОРГИ (симбиоз человеческого мозга и биоинженерных устройств).
Слайд 30
ГОМЕОСТАЗ
Поддержание гомеостаза возможно
1. при существенном сокращении населения;
2. при
переходе от количественных показателей роста – к показателям качественного совершенствования, то есть переходе от потребительского сообщества – к обществу идеологическому;
3. при переходе ментальности на позиции наделения природы правами, как ими наделён современный человек (Витторио Хёсле – немецкий философ-гегельянец).
Слайд 31
ТРЕБОВАНИЕ КО-ЭВОЛЮЦИИ
Если ЧЕЛОВЕЧЕСТВО хочет надолго
обеспечить свое существование, ему необходимо будет применять идею права
и свободы не только к человеческой природе.
Слайд 32
Литература:
Аурелио Печчеи. Человеческие качества.
– М.,1980.
Бердяев Н. Царство Духа
и царство Кесаря // Судьба России. – М.: Сов. Писатель,1990.
Гудожник Г.С. Цивилизация: развитие и современность//Вопросы философии,1986, №3.
Клягин Н.В. Происхождение цивилизации. – М.,1996.
Лоренц Конрад. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Знание-сила,1991, №1.
Питирим Сорокин. Кризис нашего времени /Человек цивилизация, общество. – М.: Политиздат,1992.