Слайд 2
ОНТОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Лекция
Разработчик:
Селезнев В.М.
– к. филос. наук
доцент каф. философии
Слайд 3
ЦЕЛЬ
КОМПЕТЕНЦИИ
Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих,
социально и личностно значимых философских проблем
Способность к критическому восприятию
информации, ее анализу и синтезу
Слайд 4
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Общее определение
Онтология Парменида
Онтология Аристотеля
Проблема бытия
Атрибуты Бытия
Предмет
онтологии
Современная онтология
Бытие природы
Бытие социальное
Бытие идеальное, духовное
Заключение
Литература
Слайд 5
Определение
Онтоло́гия (от древне-греческого ὄντος — сущее, то,
что существует и λόγος — учение, наука) — раздел
философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.
Бытие́ — философский термин, фиксирующий аспект существования сущего в отличии от его сущности.
Если сущность определяется вопросами:
"Что есть сущее?",
то бытие вопросом:
"Что значит, что сущее есть?".
Поскольку бытие - одно (Парменид), постольку термин бытие часто используют для обозначения мира как целое, в отличии от мышления, которое ему противостоит.
Слайд 6
Определение
Термин "Онтология" был предложен Р. Гоклениу-сом в 1613
году в его "Философском словаре", и чуть позже И.
Клаубергом в 1656 году в работе "Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia", предложившем его (в варианте "онтософия") в качестве эквивалента понятию "метафизика".
В практическом употреблении термин был закреп-лен Х. Вольфом, четко разделившим значение терминов "онтология" и "метафизика".
Слайд 7
Определение
Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии,
восходящая к досократикам и особенно Пармениду.
Важнейший вклад в разработку
онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель.
В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).
Слайд 8
Понятия бытия в философии Парменида
Понятия бытие и небытие
восходят к рассуждениям Парменида. Парменид впервые обращает внимание на
такой аспект всякого сущего как бытие.
Пармени́д из Элеи
(540 до н.э. или 520 до н.э.) — древнегреческий философ.
Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли.
Слайд 9
Онтология Парменида
Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление
есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем.
Бытие
никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.
Слайд 10
Онтология Аристотеля
Аристотель разделил бытие на:
Потенциальное
(возможное)
Актуальное
(действительное)
Причем актуальное бытие оказывается формой
существования потенциального бытия на
стадии
его реализации.
Слайд 11
Проблема бытия
В идеалистической философии под бытием понимают подлинную
и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления.
Материалистическая
философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие Общественного бытия как оппозицию общественного сознания.
В дальнейшем в философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию).
Слайд 12
Атрибуты Бытия
Время
Пространство
Энергия
Информация
Вещество
Слайд 13
Предмет онтологии
Бытие как то, что можно
мыслить противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в
философии аристотелизма).
Поскольку мышлением и постижением возможностей бытия обладает только человек, то в последнее время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется бытием.
Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек как бытие обладает свободой и волей.
Слайд 14
Современная онтология
Современная философия рассматривает бытие как единую систему,
все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность,
единство.
Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру.
В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.
Слайд 15
Бытие природы
Системная организация мироустройства.
Развитие мира — процесс преобразования
и взаимодействия образующих его систем.
Способность всех природных, социальных систем
к самоорганизации, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности.
Слайд 16
Бытие природы
Подсистемы вещества и поля.
Вещество — вид материи,
обладающий массой покоя.
Поле — основной вид материи, связывающий частицы
и тела.
Частицы поля не имеют массы покоя, так как способ их существования — движение.
Слайд 17
Бытие социальное
Бытие социальное — вторая форма реальности.
Включает
в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция).
Структура социального
бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т.д.
Слайд 18
Бытие идеальное, духовное
Бытие идеальное, духовное — третья форма
реальности.
Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет
и воспроизводит структуру социума.
Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей.
Усиление взаимодействия всех форм духовной жизни с производством, практикой (космонавтика, биоинженерия и т. д.).
Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.
Слайд 19
Заключение
Таким образом, философская теория бытия является самой сложной
в плане раскрытия ее сущности. Подчеркивая единство и многообразие
бытия, философия выходит на проблему атрибутивности бытия.
Под атрибутом в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибутивными свойствами бытия в философии считаются движение и покой, пространство и время.