Слайд 2
Функции истории
Развлекательная
Познавательная
Воспитательная
Прогностическая
Слайд 3
Методы познания
Позитивизм : Огюст Конт (фр. 1798-1587), Джон
Стюарт Миль (англ. 1806-1873) Герберт Спенсер (англ. 1820-1903)
«существует
только опытное (эмпирическое) познание» - опыт основа познания и единственный верный метод.
Слайд 4
По Огюсту Конту в своем развитии общество проходит
через
3
стадии
теологическая – люди объясняют все
через понятие бога, в том числе и историю
2. метафизическая – через философские
понятия. Например через «мировой разум»
(Гегель)
3. Позитивизм – научное объяснение.
Слайд 5
Вильгельм Дильтей (нем. 1833-1911)
«Философия жизни»
Основной метод историка
– понимание.
Слайд 6
«Введение в науки о духе».
Противопоставляет науки о духе
наукам
естественным.
«Энтомолог не может почувствовать себя
бабочкой а
мы можем почувствовать себя
участниками исторических событий и
ПОНЯТЬ их.»
Интуиция, умение вжиться в другую культуру
Распознать себя в другом
ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ
Слайд 7
Робин Джордж Коллингвуд (1889 — 1943)
«Идея истории»
историк может изучать лишь то прошлое,
которое не мертво, а живёт в настоящем
2. Историк – это детектив, который задает
Прошлому вопросы и пытается разгадать
способ мышление тех, кто творил историю
Слайд 8
КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.Плюралистический подход – множество цивили -
заций
развиваются независимо друг от друга.
У каждой свой путь.
Нет единых закономерностей в развитии.
2. Монистический – есть единство всемирно - истори-
ческого процесса. Цивилизации развиваются взаимо-
связано. Можно вывести некие закономер-
ности исторического развития, общие для всех
культур и цивилизаций.
Слайд 9
В языческом сознании нет представления о
едином всемирно-историческом процессе.
Представляется, что история развивается циклично.
Исследуются в основном конкретные события, а не законы всемирной истории.
Монотеизм меняет восприятие человеческой истории. Иудео-христианская концепция: от сотворения мира до страшного суда. Линейное развитие человеческой истории, у которой есть начало, конец, общие закономерности.
В эпоху Возрождения и Просвещения рождается вера в то, что человеческая история есть движение к торжеству Разума и Свободы (Гердер, Монтескье, Вольтер).
Концепции исторического развития
Слайд 10
XIX век
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. 1770-1831)
«Философия истории»: История есть постижение идеи свободы. Делит народы
на исторические и неисторические
Марксизм. Теория Общественно - экономических Формаций
Теория культурно-исторических типов (Николай Данилевский, Генрих Рюккерт)
Слайд 11
Плюралистические концепции
Освальд Шпенглер «Закат Европы» (1918)
Есть
множество культур.
Превращаясь в
Цивилизацию культура
гибнет
Признаки превращения:
атеизм, материализм,
экспансия
вовне,
революционизм,
сциентизм,
техницизм, урбанизация
Слайд 12
Карл Ясперс (нем. 1833-1969) «Истоки истории и ее
цель». 1948.
Монистические концепции
Слайд 13
«Прошлое содержится в нашей памяти лишь
отрывками, будущее темно.
Лишь настоящее
могло бы быть озарено светом. Ведь мы
полностью
в нем. Однако именно оно
оказывается непроницаемым, ибо ясным оно
было бы лишь при полном знании прошлого,
которое служит ему основой, и будущего,
которое оно таит в себе»
КАРЛ ЯСПЕРС
этап: Прометеевская эпоха –
доистория человечества
(около 5 тысяч лет назад).
«первое становление человека»,
«образование групп и сообществ»,
формирование мифов, использование
огня и орудий, появление речи,
первых табу.
Карл Ясперс выделяет 4 этапа в развитии
человечества:
Слайд 15
Карл Ясперс выделяет 4 этапа в развитии
человечества:
2
этап: Появление «великих исторических культур древности»: шумеро-вавилонская, египетская культуры и Эгейский мир с 4000 г. до н.э., доарийская культура долины Инда 3 тыс. до н.э., архаический мир Китая 2 тыс. до н.э. Наличие письменности и развитие техники.
Слайд 16
Карл Ясперс выделяет 4 этапа в развитии
человечества:
3 этап:
«Осевое время»
Религиозное мышление приходит на смену мифологическому. «Человек осознает
бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя
над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира»
Слайд 17
Карл Ясперс выделяет 4 этапа в
развитии человечества:
4 этап: Научно-техническая эпоха
по своей значимости напоминает осевую: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии.
Слайд 18
Концепции исторического развития
Арнольд Тойнби (англ. 1889-1975)
Теория «вызов-ответ»
«Самое оживленное
движение часто наблюдается в тупиках истории».
Слайд 19
Исторические концепции
Ортега-и-Гасет (исп. 1911-1954) «Восстание масс» (1930)
Фрэнсис Фукуяма
(ам.) «Конец истории» (1992)
Слайд 20
Исторический выбор пути
Славянофилы: Хомяков, Аксаковы, Киреевский, Даль
Западники: Чаадаев,
Грановский, Белинский, Герцен, Тургенев.
Евразийцы: Данилевский, Савицкий, Трубецкой.
Слайд 21
Алексей Хомяков (автопортрет)
АЛЕКСЕЙ ХОМЯКОВ (1804-1860)
"О старом и новом"
.
Мир преобразует русское православие.
Тебя призвал на брань святую,
Тебя
Господь наш возлюбил,
Тебе дал силу роковую,
Да сокрушишь ты волю злую
Слепых, безумных, диких сил…
Но помни: быть орудьем Бога
Земным созданьям тяжело;
Своих рабов Он судит строго, —
А на тебя, увы, как много
Грехов ужасных налегло.
В судах черна неправдой черной
И игом рабства клеймена,
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна.
О, недостойная избранья.
Ты избрана. Скорей омой
Себя водою покаянья…
Слайд 22
Чаадаев Петр Яковлевич
1794-1856
1831 – Философские письма
1837 Апология сумасшедшего
Чаадаев П.Я.
«Мы не храним в наших сердцах ничего из
тех уроков, которые предшествовали нашему собственному существования.»
«Что у других народов обратилось в инстинкт, в привычку, то нам приходится вбивать ударами молота»
«Мы существуем лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок»
Слайд 24
Владимир Соловьев:
«Даже искренне верующий славянофил все-таки остается внутренне
чужд и непричастен народной вере. Он верит в народ
и в его веру; но ведь народ верит не в самого себя и не в свою веру.»
Слайд 25
1921 г. – «Исход к Востоку». П. Савицкий,
Г. Флоровский, Н. Трубецкой
Россия – срединный мир между Европой
и Азией, и как Евразия идет своим путем
Здесь сформировался особый тип симфонической личности (в отличие от европейского индивидуализма)
Идеальная форма устройства для Евразии идеократическое государство и империя
ЕВРАЗИЙСТВО
Слайд 26
«История ничему не учит, а только наказывает за
незнание уроков»
В.О. Ключевский
Слайд 27
«Россия – это страна с непредсказуемым
прошлым»
кажется Маргарет Тэтчер
Слайд 28
(по Н.М. Карамзину)
I
ДРЕВНЕЙШАЯ от Рюрика до Ивана
III -период основания монархии. (Система уделов)
II
СРЕДНЯЯ от Ивана III
до Петра I -период единовластия.
III
НОВАЯ от Петра I до Александра I -самодержавный период.(Изменение гражданских обычаев)
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Слайд 29
(по С. М. Соловьеву)
I ГОСПОДСТВО РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (от Рюрика до Андрея Боголюбского)
II БОРЬБА РОДОВЫХ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЧАЛ(от Андрея Боголюбского до начала XVII века)
а) Начальное время борьбы (от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты)
б) Объединение Руси вокруг Москвы (от Ивана Калиты до Ивана III)
в) Борьба за полное торжество государственного начала
(от Ивана III до начала XVII века)
III ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В СИСТЕМУ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ(с начала XVII до середины XVIII века)
IV НОВЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ
(с середины XVIII века до реформ 60-х гг. XIX века)
Слайд 30
(по В.О. Ключевскому)
I
VIII - XIII вв. Русь Днепровская,
II XIII
- сер. XV в.
Русь Верхневолжская, удельно-княжеская,
III сер. XV -
нач. XVII в. Русь Московская,
IV нач. XVII - сер. XIX Всероссийский, императорско-дворянский период